Доверять ли нотариусам?
Растет число так называемых «черных маклеров» или просто аферистов, специализирующихся на жилье, а лихорадочное состояние рынка только способствует распространению квартирных махинаций.
Ни для кого не секрет, что законодательство нашей страны и система государственной регистрации прав на недвижимое имущество далеки от совершенства, что также является мощным катализатором распространения правонарушений в этой сфере. Поэтому все более актуальной сегодня становится проблема защиты интересов граждан от недобросовестных участников рынка жилья.
В первую очередь заслуживают внимания махинации, встречающиеся при купле–продаже недвижимости. Наименее защищенной стороной в таких сделках выступает покупатель. Взять пример с Нурбеком Осмонбаевым. Он в 2003 году приобрел принадлежащую Темирболоту Торокулову квартиру в городе Бишкек. Заплатил 7500 долларов США. Договор купли–продажи был удостоверен старшим нотариусом Октябрьской райгоснотконторы Айгуль Кожомкуловой. Впоследствии оказалось, что квартиру продал ему не ее хозяин, а Азизжан Керимов по поддельным документам.
Керимов уже был судим за хищение чужого имущества в особо крупных размерах, подделку, изготовление и использование официальных документов. Первомайский районный суд, куда обратились потерпевшие, вынес частное определение в адрес старшего нотариуса Кожомкуловой: при оформлении договора купли–продажи она совершала действия, противоречащие законодательству КР. Копия этого определения была направлена в Министерство юстиции КР для принятия соответствующих мер.
В 2004 году судебная коллегия по уголовным делам Бишкекского городского суда рассмотрела жалобу Кожомкуловой на частное определение райсуда в отношении нее. Судебная коллегия признала, что частное определение вынесено в соответствии с законом. Не согласившись с этим, Кожомкулова обжаловала в порядке надзора в Верховный суд. Она утверждает, что оформила договор купли–продажи по нормам действующего законодательства и визуально не могла предвидеть, что Керимов представил ей поддельные документы.
Ее доводы явно надуманны и противоречат фактам, установленным при производстве судебного разбирательства. Керимов при оформлении сделки, кроме поддельного паспорта на имя Торокулова, собственника квартиры, представил нотариусу Кожомкуловой подлинную справку Бишкекского горуправления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество о госрегистрации на квартиру Торокулова, в которой указан настоящий идентификационный номер. А в договоре купли–продажи этой же квартиры указан другой идентификационный номер. Разве можно было не заметить, даже визуально, что в документах на одну и ту же квартиру указаны разные номера? В силу своих служебных обязанностей нотариус обязана тщательно проверять и изучать представленные документы. Она не сделала этого. Утверждение Кожомкуловой в своей жалобе в Верховный суд о том, что “различные идентификационные номера не являются условием, способствующим совершению преступления”, не выдерживает никакой критики. Здесь явное нарушение Закона “О нотариате”.
Преступник, получив деньги, скрылся. Выходит, из–за попустительства нотариуса семья Осмонбаева осталась без жилья и денег. Этот вывод следует из решения судебной коллегии.
Говорят, что споры породили судей, а нежелание спорить — нотариусов. Поэтому наши граждане доверяют свои деньги и имущество нотариусам. Они же, в свою очередь, должны знать о своей ответственности.
Токторбек Джаналиев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11204/