Александр Карпасов: Не допустить разрушения энергосистемы
Вопросы реформирования энергетического сектора экономики остро стоят во многих странах СНГ. Назовем хотя бы Россию, Казахстан, Грузию, Украину, Армению. Горячей остается эта тема и для Кыргызстана. К числу людей, которых глубоко волнует судьба кыргызской электроэнергетики, принадлежит и Александр Карпасов. Последние ряд лет перед развалом СССР он работал первым секретарем Кара–Кульского горкома партии. Да и будучи депутатом Жогорку Кенеша в 2000–2005 годах, что называется, держал руку на энергетическом пульсе страны. Сегодня кандидат экономических наук А.Карпасов — наш собеседник.
—Александр Викторович, недавняя энергетическая авария в Москве заставила нас по–иному взглянуть и на собственный энергетический сектор. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние электроэнергетической отрасли в республике?
— Думаю, нелишне напомнить, что среднегодовой валовой гидроэнергетический потенциал Кыргызстана оценивается в 142 млрд. кВт.ч. Но освоен он пока на 9—10 процентов. Правда, и современное техническое развитие позволяет использовать половину — 73 млрд. кВт.ч, а экономически эффективно освоение только 48 млрд. кВт.ч.
Ведущее место в энергетике республики занимают гидроэлектростанции, дающие наиболее дешевую энергию. Из 15 гидростанций Кыргызстана наиболее известен и значим так называемый Нарынский каскад, включающий пять ГЭС с ирригационными сооружениями. Важнейшим элементом этого каскада являются Токтогульская ГЭС мощностью 1,2 млн. кВт и одноименное водохранилище объемом 19 млрд. кубометров.
Помимо ГЭС, в стране работают две ТЭЦ — в Бишкеке и в Оше мощностью 609 и 22 мВт. Многие острые проблемы, в том числе и проблему бедности, невозможно решить без модернизации практически всех отраслей экономики республики, не исключая и энергетику. Инвестиции же сюда требуются весьма внушительные. Например, по исследованиям кыргызстанского потенциала экспорта электроэнергии, проведенным экспертами Всемирного банка, в ближайшие 20 лет Кыргызстану потребуется 2 млрд. 666 млн. долларов для строительства новых и реабилитации существующих ГЭС и ТЭЦ, для передачи и распределения электроэнергии.
Мы уже приближаемся к тому критическому рубежу, когда выработка электроэнергии на тепловых и гидростанциях начнет сокращаться из–за износа и старения турбин и оборудования. Ситуацию осложняет и то, что значительная часть опытных и квалифицированных специалистов–энергетиков покинула страну.
— По данному поводу однозначного мнения нет, но определенная часть специалистов, депутатов, представителей общественности полагают, что выход из создавшегося положения — в приватизации, в передаче энергетического сектора в частные руки. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
— Я проанализировал данные, опубликованные в СМИ, по реформированию энергетики в разных странах с позиций использования их опыта у нас. В частности, мое внимание привлек перевод статьи “Конкуренция не помогла. Электричество в США осталось дорогим” из американского “Уолл–стрит джорнел”. Конкуренция, ожидавшаяся на рынках электроэнергии 18 штатов, где отказались от регулирования цен на нее, обернулась мифом. В этих штатах местные власти осуществили в точности все, что намечено в России в рамках реформирования электроэнергетики “по Чубайсу”. Там предоставили полную свободу генерирующим компаниям и продавцам электроэнергии, сохранив контроль за линиями электропередачи. Однако вопреки клятвенным заверениям реформаторов стоимость электроэнергии повсеместно возросла.
Все крупные тепловые и гидростанции в США и Канаде являются госсобственностью — федеральной или региональной. Это диктуется интересами национальной безопасности и настроениями большей части населения, полагающими, что данные объекты относятся к стратегическим, обеспечивающим общенациональные интересы. В Германии, Франции, Китае государственные энергокомпании не только поддерживают экономику, но и являются гордостью нации.
Для демонополизации энергетики Кыргызстана задумано ее расчленение по территориальному признаку на электростанции и электросети. Однако к здоровой конкуренции это не приведет. Новые хозяева для покрытия убытков из–за сезонного простоя мощностей либо поднимут цену на электроэнергию, либо избавятся от убыточных станций, либо начнут эксплуатировать их на износ, не вкладывая средства на ремонт.
Словом, наша практика полностью подтверждает выводы нобелевского лауреата Джозефа Стиглица о том, что в 90–х годах в странах Восточной Европы и СНГ не учитывали уровень массовой культуры, патернализм большинства населения и незрелость элиты, исходили из ошибочного противопоставления государства и рынка, не учитывая фундаментального факта: и эффективный рынок, и устойчивая демократия не могут существовать без развитого гражданского общества, без сети институтов саморегулирования. При их отсутствии законность недостижима, поэтому рыночная свобода ведет к нечестной конкуренции и обогащению немногих, а демократия неизбежно отрицает себя, порождая авторитаризм.
— Уже ряд лет энергетическая отрасль пребывает в противоестественном состоянии. С одной стороны, энергетики доказывают, что без повышения тарифов на их продукцию не обойтись, а с другой — сплошь и рядом немыслимые технические и коммерческие потери электроэнергии. Но ведь ясно, что повышение энерготарифов сильно осложняет существование отечественной экономики и рядовых кыргызстанцев. Настоятельно требуется кардинальное изменение подходов к определению ценовой политики естественных монополий, размеров абонентской платы энергетикам. Что вы думаете по этому поводу?
— Реформирование отрасли должно вестись ради улучшения основных показателей. По существующим в международной практике стандартам, таких показателей несколько, но основных три — надежность, скорость устранения аварийных ситуаций и качество. Думаю, что понимается под надежностью и качеством, пояснять не нужно. Что же касается скорости ликвидации аварий, то тут подразумевается наличие резервов по всей цепи: генерация — трансформация — линии электропередачи — противоаварийная автоматика. К сожалению, у нас при реформировании энергосистемы основные цели, обязательные во всем мире, перешли в разряд второстепенных, а в качестве главной задачи руководство энергетической отрасли выдвинуло создание конкурентного рынка как генератора эффективной работы. Очевидно, что предлагаемое коренное изменение системы при наличии сегодняшних проблем может привести к крайне негативным последствиям.
По сути реформа кыргызской электроэнергетики представляет собой скрытое искусственное банкротство отрасли. Все признаки его налицо, в том числе увод активов во вновь создаваемые компании с надуманными функциями и уход от выплат долгов.
— И в чем же вам видится выход из создавшегося положения, что бы конкретно вы предложили в создавшейся ситуации?
— Чтобы избежать катастрофических последствий, необходимо направить реформу на восстановление былого технологического и организационного единства энергетической системы страны. Создание энергокомпании мирового уровня, контролируемой государством, даст нам все основания предложить странам Центральной Азии и другим заинтересованным странам Европы и Азии открыть новую страницу в экономических и геополитических отношениях на Евразийском континенте. Другого шанса спасти отрасль нет и вряд ли будет.
Считаю, что должна быть восстановлена Единая энергокомпания, в которую должны входить электрические станции, высоковольтные, распределительные и сбытовые предприятия. С единым управлением финансами и бухгалтерией. Желательно, чтобы энергокомпания имела собственное угольное предприятие, неважно где — в Кыргызстане, Казахстане или в России.
Цель моего предложения — не допустить разрушения энергосистемы Кыргызстана. Но это не значит, что в кыргызской энергетике не надо проводить реформы. Надо, но с совершенно иными целями и принципиально другими методами. Реформа должна проходить без снижения качественных показателей, а приватизация — без форсирования событий. В ходе основных реформ должен быть отлажен механизм регулирования тарифов, гарантирующий самофинансирование электроэнергетики. Без кризиса и платежей. Законодательная и нормативная база в отношении электроэнергетики должна быть полностью отработана. Обеспечена конкуренция на рынке топлива. При этом желательно энергокомпании иметь, повторю, собственные угольные предприятия и достаточные импортные поставки.
Курс акций компании должен быть доведен до реальной стоимости. Это создаст условия для нормальной инвестиционной деятельности, позволит довести резерв сертифицированной рабочей мощности на электростанциях до 20—30 процентов и усилить линии электропередачи как внутри страны, так и с компаниями стран–импортеров.
Необходим переход на конкурсное техническое обслуживание энергопредприятий заводами — изготовителями оборудования и специализированными фирмами.
И последнее. Государство должно иметь пакет акций, позволяющий контролировать и влиять на энергоснабжение республики.
Беседовал Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11009/