Яна Панова: Я по духу камикадзе
Великолепная спортивная фигура, открытый взгляд серо–голубых глаз, чувственный рот, белоснежные зубы… С такими данными — хоть на обложку модного журнала. Несколько минут общения, и ты понимаешь: это исключено. Производить нужное впечатление, перевоплощаться, а значит, лицедействовать — не для нее. Естественна, основательна, серьезна. В свои неполные 24 года она шестикратный призер чемпионатов Азии, Азиатских игр, мастер спорта международного класса, педагог и тренер по дзюдо и вольной борьбе кафедры физвоспитания Кыргызского национального технического университета, а ко всему еще и студентка кафедры журналистики Института управления и бизнеса этого же вуза. И все же чем еще отличается Яна Панова от тысяч своих сверстниц — спортсменок, студенток, красавиц?
Дзюдо ворвалось в ее жизнь как первая любовь, нежданно–негаданно в 9 классе каракольской средней школы, что на Иссык–Куле. В то время, когда многие ее сверстницы теряли головы от дискотечных ритмов и сверхмобильных шоуменов, Яна считала минуты до окончания уроков и мчалась в спортклуб, где до жаркого пота осваивала технику дзюдо. Став лучшей дзюдоисткой республики в 1995 году, девушка поняла окончательно: без спорта ей не жить. Значит, надо побеждать, значит, надо трудиться, как это делают настоящие спортсмены. В 96–м, на Спартакиаде Кыргызстана — снова победа, первое место. За короткое время она стала чемпионкой II Спартакиады Кыргызстана, победительницей Кубка Южного Казахстана, международного турнира им. Джандосова в Казахстане, студенткой физкультурного института.
Но, как известно, сердце красавицы склонно к измене. Настал момент, и ее захватила новая страсть — вольная борьба. Судьба свела ее с мастером спорта СССР по вольной борьбе, заслуженным тренером Кыргызской Республики Таалайбеком Асанбековичем Каюмовым — человеком, фанатично преданным спорту. Благодаря Каюмову ее талант реализовался в полной мере. Тренировки до изнеможения, желание победить во что бы то ни стало. Результат: в 1999 году Панова стала второй на чемпионате Азии в Ташкенте. В том же году — шестое место на чемпионате мира в Стокгольме, в 2000 — азиатское «серебро» в Сеуле. В 2001 — такое же «серебро» в Улан–Баторе.
С поездкой в Швецию связана особая история. Когда она уже прилетела в Москву, ей сообщили, что на соревнования она поедет одна. Сначала был шок. «Этого не может быть!». Нигде дальше Ташкента не бывавшая, одна, без тренера (Москва, Стокгольм, визы, гостиницы, аэропорты), 18–летняя девушка все–таки прилетела в незнакомую страну и все–таки вышла на ковер чемпионата мира. И, как оказалось, не зря. Если учесть, что она не прошла (вернее, по чьей–то прихоти была лишена такой возможности) обязательные учебно–тренировочные сборы и другие необходимые для спортсмена мероприятия, то шестое место (среди 16 спортсменок), которое она завоевала, можно было назвать несомненным успехом для дебютантки Яны Пановой.
2002 год. Третье место на ХIV Азиатских играх в южнокорейском городе Бусан. В 2003 г. не смогла принять участия в чемпионате Азии в Индии, потому что буквально перед вылетом самолета она узнала, что оформлением ее визы никто даже не занимался. Когда готовилась к поездке в Токио на чемпионат Азии, ее снова отстранили — буквально перед вылетом. Причина: не член федерации, хотя по уставу она имела право на участие. И Панова показала свой бойцовский характер: ехать во что бы то ни стало! Благодаря Р. Нурматовой — зав. отделом социально–культурного развития аппарата премьер–министра страны, а также тренеру Каюмову буквально за несколько часов до вылета самолета были решены проблемы с визой, аккредитацией, билетом. В Токио она прилетела раньше кыргызской делегации, чем буквально шокировала всех. Она тогда сказала себе: лучше умереть, чем проиграть. Была уверена: «серебро» будет ее. Так оно и вышло. Однако, как считают судьи и болельщики (в этом убеждает и видеосъемка), Яна Панова заслужила «золото». Но соперницей была японка, и победу присудили ей — хозяйке ковра. Таковы неписаные правила международного спортивного этикета.
— Как восприняли успех те, кто пытался отстранить вас от участия в чемпионате? — спрашиваю Яну.
— Никак. Наверное, потому, что спортсменка, на которую возлагали большие надежды, заняла 8 место. Мне непонятна мотивация действий этих людей. Получается, что личные амбиции они ставят выше спортивной чести страны…
Из–за таких неординарных выпадов, упрямого и независимого характера Яну стали называть камикадзе. Нравится ли ей этот имидж?
— Я по своему духу похожа на камикадзе. Если речь идет о чести и достоинстве, могу пожертвовать многим. Даже жизнью.
По правде говоря, слышать такое из уст современной девушки, по меньшей мере странно. Своим непонятным, на их взгляд, максимализмом Яна раздражает некоторых спортивных начальников.
— Что тут скрывать, многие люди, наделенные властью, не терпят критики в свой адрес, — с грустью признается она. — Им комфортнее иметь дело с людьми управляемыми, послушными. А профессионалы, как правило, народ принципиальный и бескомпромиссный. Казалось бы, в спорте все должно быть предельно ясно. Спортсмен добился результата. Ему полагаются стипендия, командировочные и прочее необходимое для и профессионального роста. Что же делать, если он не только ничего не получает, а напротив, им пренебрегают, его успехов намеренно не замечают? Разве чемпиону нужны дополнительные доказательства его профессионализма? К великому сожалению, в спорте, как и в других сферах нашей жизни, существуют отнюдь не спортивные правила и интересы. Как говорится, ничто человеческое…
— Что нужно современному спортсмену для победы?
— Секретов нет. Природные способности, неустанный труд, бойцовский характер, воля к победе, интеллект. И еще. Спортсмену, какой бы национальности он ни был, очень важно знать, что он нужен своей стране, что государство обязательно защитит его интересы и не позволит никому ставить ему «подножки». Флаг Кыргызстана, который поднимали в мою честь в Токио, Сеуле, Бусане, Улан–Баторе и на других чемпионатах, был и остается для меня самым родным и красивым. А здесь, на родине, меня порой обижают тем, что, дескать, если бы я была кыргызкой, то мне уделяли бы гораздо больше внимания. Вот почему иногда хочется крикнуть, чтобы услышали все: да, я русская, но люблю Иссык–Куль и Ала–Тоо не меньше кыргызов. Не буду скрывать: меня приглашают и в Казахстан, и в Россию, где перспективным спортсменам — зеленый свет, однако уезжать отсюда принципиально не собираюсь. Вместе со своим тренером Каюмовым и коллегами по кафедре хочу поднять планку женской вольной борьбы и дзюдо. Если кому–то не нравится Яна Панова лично, это не должно отражаться на развитии перспективных видов спорта.
— Говорят, своим фанатизмом вы заражаете студентов?
— А как иначе? Без фанатизма никак нельзя. Спорт требует немыслимых жертв. Прежде всего это высокая самодисциплина, упорные тренировки, жесткий режим, не позволяющий расслабляться. Не каждый выдерживает такой ритм жизни. Тем более когда голубой экран и радио буквально заставляют «оторваться на всю катушку», «расслабиться», «ловить кайф». От чего расслабляться, если даже не напрягался? Это ведет к нравственной деградации. Почему никто не призывает, как прежде, заниматься физкультурой и спортом, которые просто необходимы молодым людям, со всех сторон искушаемым алкоголем, наркотиками, азартными играми и прочими атрибутами «современного» образа жизни?
— В последнее время технический университет стал весьма активно «выпекать» чемпионов мира и Кыргызстана среди молодежи по различным видам спорта. Ваши ученицы завоевывают призы на первенствах страны, выполняют нормативы мастеров спорта республики. Как вам удается «завлекать» перспективных спортсменов в свой вуз?
— Очень часто их приводят родители, которые знают, что «политех», как мы его называем по привычке, стал альма–матер не только для замечательных инженерных кадров, но и таких выдающихся спортсменов страны, как олимпиец Барч, рекордсмен мира Паклин, чемпион страны Давыдов и многие другие. У нас умеют дорожить традициями. Поэтому созданы отличные условия для любителей спорта: материально–техническая база, различные льготы, гибкий график занятий. Так, например, новоиспеченный чемпион мира среди юниоров по вольной борьбе, будущий экономист Ильяс Озумбеков полностью освобожден от платы за контракт до завершения учебы. При нашей кафедре функционирует сборная по дзюдо и вольной борьбе «Политехник».
Благодарна судьбе за возможность воспитывать в будущих руководителях, энергетиках, компьютерщиках, транспортниках, экономистах тягу к физической культуре, спорту. Мне очень понравилась мысль президента страны К. Бакиева о том, что большие начальники обязательно должны следовать нормам общей физической подготовки. И в самом деле, несколько нелепо смотрятся иные политические и спортивные деятели с излишком веса. У нас было много всяких инициатив на государственном уровне. Пользуясь случаем, предлагаю идею — «Здоровый Кыргызстан».
Хочу признаться, в последнее время я, как и многие другие спортсмены, почувствовала прилив сил. Слава Богу, настали новые времена. Спортивное сообщество с удовлетворением восприняло назначение на должность председателя Госкомитета по туризму, спорту и молодежной политике Бектура Асанова. С его приходом спортивная жизнь страны постепенно входит, как говорится, в правовое русло. Это значит, что в чемпионатах будут участвовать только сильнейшие спортсмены; наконец–то у нас появится возможность ездить на обязательные учебно–тренировочные сборы, постигать школу мастерства, своими глазами видеть, как работают другие, изучать потенциальных соперников, ежегодно участвовать в международных турнирах, принимать фармакологические и витаминизированные восстановительные средства и т. д. То есть будут созданы необходимые условия для роста и совершенствования спортсмена, расширения его кругозора. Ведь до сих пор многие из нас, в том числе и я, вынуждены были вариться в собственном соку. Меня часто спрашивают, почему в моей коллекции нет золотой медали? Отвечаю: для этого должны быть созданы условия со стороны государства: соответствующее финансирование, четкое выполнение календарного плана и т. д.
Продуктивная жизнь спортсмена в отличие от ученого, медика, журналиста короткая. Пройдет от силы несколько лет, и я уже буду не в той форме, поэтому хочется побеждать сегодня. Хочу, чтобы спорт курировали люди, мыслящие на государственном уровне, профессионально грамотные, неравнодушные, истинные патриоты Кыргызстана и, что особенно важно, интернационалисты. Люди, которые могут жестко противостоять тем, кто преследует личные или групповые интересы и пытается присвоить себе право навязывать собственные законы даже в спорте.
— Что дает вам учеба на кафедре журналистики? Дань моде? Известные спортсмены нередко становятся спортивными журналистами…
— Возможно, когда–нибудь… Но сегодня я полностью посвятила себя спортивной педагогике, тренерской работе, самореализации. Знания, которые получаю на занятиях по журналистике, литературе, стилистике устной и письменной речи, риторике, психологии и т. д., позволяют мне и как человеку, и как педагогу, и как спортсменке значительно пополнить интеллектуальный багаж, расширить кругозор. Хочу доказать, что сегодняшний спортсмен — это не только мускулы, ловкость, физическая сила, но и внутренняя культура, интеллект.
— Многие современные девушки посчитали бы за счастье обладать такой эффектной внешностью, а вам все мало?
— Хочу уточнить: такие красавицы, как я, на каждом шагу. И потом, я не придаю серьезного значения внешности человека, в том числе и своей. Ведь мы приходим в этот мир не только для того, чтобы демонстрировать красоту своих ног, лица, бедер, осанку, модную одежду, косметику, производить впечатление на представителей противоположного пола. Я думаю, что каждый из нас приходит сюда с конкретной задачей: изменить мир и людей в лучшую сторону, то есть созидать — в спорте, науке, образовании и т. д.
— Что это мы все о делах, проблемах, о спорте, а как быть с так называемым женским счастьем?
— Всему свое время. Полагаюсь на судьбу. В этом я консервативна. К сожалению, взаимоотношения «мужчина–женщина» сегодня больше напоминают спортивные состязания, а мне нравится, когда инициатива исходит от мужчины, когда свое превосходство он доказывает делами, умом, талантом и, конечно же, физической силой.
— Но такой амбициозной девушке, как вы, Яна, и ко всему еще мастеру спорта по дзюдо и вольной борьбе, наверное, нелегко доказать свое превосходство?
— Я не амбициозная (смеется), а привередливая. Потенциальные ухажеры, как только узнают о том, что я дзюдоистка, сразу начинают стесняться. Мужчина и комплексы, на мой взгляд, не совсем удачное сочетание.
— В народе говорят: «Не родись красивой, а родись счастливой». Вы согласны с этим утверждением?
— Я со своей колокольни сказала бы: «Не родись красивой, а родись спортивной». Спорт — это здоровье, молодость, красота. Он заряжает желанием жить, учиться, работать. Он учит быть великодушным, добрым. Все остальное мне кажется приложением. Красивой девушке надо постоянно доказывать, что она еще и образованна, интеллектуальна, добропорядочна. Такое испытание удается выдержать далеко не каждой. Отсюда и разочарования, духовная опустошенность, депрессии и т. д. Своих студентов, особенно девушек, пытаюсь ориентировать на ценности иного порядка: образованность, здоровый образ жизни, стремление оставаться человеком в любых обстоятельствах.
Галина КИМ.
Фото из альбома Яны Пановой.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10851/