Сороку губит не осторожность, а жадность
Народная революция 24 марта 2005 г. в Кыргызстане, свергнувшая власть А. А. Акаева, всколыхнула весь мир. О причине этого события высказывали разные мнения от мала до велика, люди разных мастей и профессий. Я как знавший ААА когда–то очень близко, с великим сожалением молчал. Но когда сбежавший за границу от гнева своего народа президент только 29 марта дал знать о своем существовании в России и дал интервью радио «Эхо Москвы», а также выступил через российское НТВ, где в очередной раз лгал, возложив вину целиком на «кучку оппозиционеров и специально подготовленных ими боевиков, наркоманов и отпущенных из тюрем людей (всего около 10000 человек), которые взяли «Белый дом» и два дня учиняли мародерство в Бишкеке», уже не смог молчать.
Это вранье, как магнитофонная запись, повторялось во всех его последующих выступлениях, включая телеобращение перед подписанием позорного заявления о досрочном сложении своих президентских полномочий. Устав от этих беcсмысленных оправданий, после неудачного государственного переворота 17 июня в интервью информационному агентству Associated Press 30 июня ААА выдвинул новую версию своего позорного падения. Теперь он обвинил Вашингтон в своем изгнании из Кыргызстана. Естественно, США сразу опровергли эти обвинения. А в первый же день после внеочередных президентских выборов, 11 июля, в интервью газете «Коммерсант» ААА высказал свое подозрение и недовольство своим бывшим подчиненным.
Как бывший коллега я бы посоветовал ААА быть мужчиной и не перекладывать все с больной головы на здоровую (не быть базарной бабой) и как мужчине прежде всего проанализировать свои действия за 15 лет, чтобы постараться понять истинную причину позорного конца своего президентства в Кыргызской Республике. Я хочу помочь ему в этом, напомнив отдельные эпизоды из жизни страны в период его правления.
Я участвовал и следил за мирными митингами в Бишкеке 23 и 24 марта 2005 г. и видел противоправные и грязные действия властей против этих мирных демонстраций. Если верить словам ААА о том, что он покинул «бд» за полчаса до его взятия, то возникают вопросы: как он смог 70—90 тысяч бушующего народа на площади Ала–Тоо спутать с 10 тысячами наркоманов и кто отпустил столько людей из тюрем? Здесь можно только предполагать, что он в эти и последущие дни, до 29 марта, был в глубокой коме. Когда он вышел из комы в Москве, ему рассказали сказку, которую он все время неустанно повторяет.
Я также видел собственными глазами всю кухню акаевских «чистых выборов». Здесь Акаев и акаевцы действовали по принципу: «Не делай, что делает мулла, делай, как мулла говорит».
Отрывочные сведения из прессы о его найденном в «бд» дневнике, где его собственноручные записи о выборах и его пометки кого надо пропускать в депутаты, а кого любой ценой зарубить, и миллионы сомов, выделенные для этих целей, говорят о том, что главным сценаристом являлась Семья, а режиссерами — ее окружение. Часто люди задают вопросы, кто правил страной, ААА или его жена М. Д. Акаева? Большинство людей сходятся во мнении, что страной правила МДА. Об одной из возможных структур такого правления написала газета «Агым» (28.04.2005 г.): во главе структуры находится МДА, как подструктура — ААА, его и ее родственники, одноклассники, верноподданные и их дети. В подтверждение этого можно еще привести высказывание заведующего социальным отделом президентского аппарата проф. Т. Ормонбекова: «Надо честно признаться, страной правила МДА» — на вопрос корреспондента радио «Азаттык»: «Кто в самом деле правил страной, ААА или МДА?». Я много раз слышал от авторитетных людей, что когда весть об избрании ААА президентом Кыргызстана радостно сообщили его старшему брату Чилтену Акаеву, он с грустью ответил: «Бедный мой народ, тебе не повезло. Я очень сомневаюсь, что страной может править человек, который не может управиться со своей женой (кайран кыргыз элим шоруў бар экен, аялын башкара албаган киши элди кантип башкараар экен)».
Я близко знал ААА и его семью. Мы вместе работали во Фрунзенском политехническом институте. Судьба его быстро поднимала вверх по лестнице власти. Он стал вице–президентом, потом президентом Академии наук республики. Мы часто общались, он не раз обращался ко мне за разной помощью. В частности, когда его выдвигали (ЦК КП Киргизии) кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР от Наукатского района, он просил меня как уроженца Нооката помочь в его избрательной кампании, или когда уже как депутат ВС СССР покупал автомобиль «Волга», взял деньги у меня взаймы. Он и его жена Майрам Акаева часто говорили: »Вы один из самых близких наших друзей, если их трое, то вы на первом месте из них». Таким образом, когда он был президентом АН КР и депутатом ВС СССР, как говорит пословица, у них не было даже захудалого козленка.
Судьба повернулась так, что вскоре ААА стал президентом Кыргызстана. ААА и его семья попали в окружение разных кланов. В результате межклановой борьбы в окружение семьи попали нечистоплотные люди. Они занимали ответственные посты и регулярно платили дань МДА. В основном они имели дело с МДА, а ААА выполнял ее указания и подписывал соответствущие подготовленные указы об их должностных назначениях, перемещениях или увольнениях.
Ходили слухи, что на все должности, от премьер–министра до зам. гл. врача поликлиники или зам. директоров крупных школ люди ставились только после одобрения МДА. Каждая должность имела определенную ставку, и размеры ее зависели от места, характера деятельности и т. д. Особенно ценились должности губернаторов, министров, акимов, судей, руководителей финансовых, правоохранительных органов. При этом специальность и образование кандидата на выбранную должность не имели значения. Везде главным определяющим фактором при назначении на должность были деньги. Так руководителями налоговых и таможенных служб стали историки, медики или сантехники с поддельными дипломами и вообще без соответствующего образования. Порождалась целая плеяда Кошельков. Кто не помнит открытое заявление покойного премьер–министра Ж. Ибраимова о том, что «оказывается, все должности продаются, например, за должность директора Бишкекского ликеро–водочного завода предлагают 90 тыс. долларов, и директор менялся через каждые 6 месяцев ».
С определенной цикличностью
(6 —12 месяцев) производилась «ротация кадров» и фактически проводились очередные аукционы по продаже должностей, включая должность премьер–министра. И при последующих аукционах стоимость должности менялась, в основном повышалась. В результате на некоторые должности образовывались длинные очереди.
Дошло до того, что лаборанты становились премьер–министрами, послами ведущих стран, президентом авиа– или других доходных компаний, генеральным директором электрических станций. Кто не помнит случая, когда один из лаборантов стал премьер–министром, и за 6 месяцев курс доллара вырос в 2 раза. При этом самые доходные предприятия попали в руки членов Семьи. Формально хозяевами этих предприятий являются несуществующие оффшорные фирмы и иностранцы. Начала развиваться коррупция. Процессом приватизации также управляла МДА. Государственная собственность делилась по значимости занимаемой и купленной должности. Многие честные граждане, имея на руках тысячи купонов, остались ни с чем.
Имущество государственных предприятий и организаций, заводов и фабрик, колхозов и совхозов почти за бесценок попало в руки членов коррупционных групп. При этом для получения каждого из них полагалась определенная «шапка». Эти «шапки» попадали в одни и те же руки. В чьи — догадаться легко.
Итак, исчезли с лица кыргызской земли или ограблены уникальные заводы и фабрики, колхозы и совхозы. В результате образовалась кучка богатых и масса безработных и обездоленных людей (70–80 %). А кучка миллионеров во главе с Семьей купила дорогие автомобили и построила дворцы. Основная масса людей осталась далеко за чертой бедности. Молодежь оказалась на улице, многие в поисках работы (около 1 миллиона) уехали в другие страны.
Общеизвестно, что страну из кризиса может вывести только высокотехнологичное производство. Однако академик–президент за 15 лет не создал ни одного такого производства. Нищету страны он все время оправдывал отсутствием минерального сырья — газа и нефти. Это блеф. Кыргызстан — одна из богатейших стран в мире по разнообразным полезным ископаемых. В нем есть и газ, и нефть, и золото, и уголь, и другое сырье, которого нет в других странах. Однако все это не использовалось или было отдано в чужие руки на выгодных условиях для Семьи (например, богатейшее золотое месторождение Кумтор отдано за бесценок канадцам).
Алчность Семьи не знала границ. Для наполнения своего бездонного кошелька она тайно начала продавать святую территорию соседним странам. Этому помешало сильное народное возмущение с человеческими жертвами (аксыйские события). Эти события всколыхнули всю республику и показали истинное лицо власти.
Под особым контролем МДА находились иностранные кредиты, гумпомощь и гранты. Во главе организации, куда они предназначались, ставился «свой человек», и все благополучно осваивалось кланами Семьи. Внешний долг Кыргызстана достиг 2 миллиардов долларов, то есть на шее каждого каргызстанца, от младенца до престарелого пенсионера, висит по 400$ США с процентами. В результате ни одно предприятие или производство, построенное за счет иностранных многомиллионных кредитов, не заработало. Примеры: Джалал–Абадский завод по розливу минеральной воды «Гималаи» и завод по производству детского питания, паром через Токтогульское водохранилище, Аламединская овчинно–меховая фабрика, фармзаводы, китайская бумажная фабрика и многие другие. В Бишкеке, Оше, на Иссык–Куле и в Нарыне создавались свободные экономические зоны, где истинными хозяевами стали дети, сестры, братья Семьи или их дети. Даже в посольствах и консульствах Кыргызстана основными сотрудниками стали родственники Семьи или их дети.
Продавались государственные награды и высокие звания. В результате незаслуженные люди стали заслуженными, лаборанты и недоучки — академиками, никчемные — лауреатами, ефрейторы — генералами, неграмотные — кандидатами и даже докторами наук.
Чтобы скрыть от общественности свои черные дела, Семья приобрела почти все средства массовой информации. Эти придворные СМИ занимались восхвалением каждого шага членов Семьи, их необыкновенного дара и таланта как писателя, воспитателя молодежи и т. д. Они чуть ли не возвели ААА и МДА в ранг святых, а также благословили ханское происхождение ААА и святое происхождение МДА. Все это привело к еще большему усилению отвращения и возмущения народа.
Не поддавались «прихватизации» только газеты «МСН» и «Республика». Они героически сражались с Семьей до победного конца, постоянно раскрывая ее преступную и антинародную деятельность.
Не устраивало Семью то, что президент назначает только министров и зам. министров. Надо было переделать структуру правительства так, чтобы весь состав министерств назначался Семьей. Для этого ввели пост статс–секретарей. То, что пост главного статс–секратаря достался родной сестре МДА Санатгуль Жамакеевой, комментировать не надо. Каждый министерский чиновник за определенную мзду должен был проходить через сито Санатгуль, как прежде проходили через нее наградные документы. Таким образом, верхние структуры правительства управлялись главой семьи — МДА, а нижние структуры госучреждений передавались на «попечение» родной сестре МДА — Санатгуль. Семья под мудрым руководством МДА под свое крыло подобрала почти все структуры власти, доходные предприятия и сферы услуг страны.
В результате многолетнего «управления» страной МДА пришла к выводу, что, придумывая разного рода программы и призывы, можно превратить народ в рабов. Ее не устраивало и то, что в парламенте 20–30 % депутатов не слушаются ее. Для полноты счастья не хватало полного подчинения парламентариев страны. Этой цели она решила добиться во время очередних парламентских выборов. Согласно сценарию проведения выборов в ЖК (написанного по заказу Семьи), она заранее позаботилась об объединении двух палат в одну, о том, чтобы перекроили территории окружных выборов, создали семейную партию «Алга, Кыргызстан!» и подобрали команды новых депутатов от семейной партии, куда в первую очередь включили детей президента Айдара и Бермет, сестер МДА, преданных губернаторов, акимов, бизнесменов и их детей или братьев, сына премьер–министра и других верноподданных. Определили, кто из них через какой округ будет избираться (конечно, для округа N№ 1 определили кандидата N№ 1 — Бермет), и какие меры надо принимать против их конкурентов. Распределили административные и финансовые ресурсы для поддержания нужных и подавления ненужных кандидатов. Разработали новые технологии проведения «своих» депутатов («перепрописка» всех студентов в общежития учебных заведениий и составление закрытых списков избирателей). Президент ААА объявил свою очередную доктрину — «Чистые выборы» и т. д.
Для реализации своих целей использовали пирамидальную административную структуру воздействия на избирателей. Все силы и средства государственных и бюджетных организаций были направлены на проведение нужных Семье кандидатов через пароль «может возникнуть проблема с занимаемой должностью или производством». Это означало, что если то или иное должностное лицо или бюджетный работник не будет работать в нужном направлении, то он будет уволен без всякой причины с работы, а студент исключен из института и т. д. Не забыли межнациональные, межрегиональные вопросы и межродовые деления населения страны. Особое внимание было обращено на использование нищенского положения основной массы народа.
В период передвыборной кампании, и особенно в дни выборов, для выполнения этой гнусной цели Семьи были мобилизованы все властные структуры страны — президент ААА, президентский аппарат, Центризбирком, СНБ и далее по нисходящей властной структуре до каждого избирателя. При этом для подкупа электората со стороны властей и их кандидатов были мобилизованы громадные финансовые средства. Вместе с этим фальсификация итогов выборов невиданного масштаба и односторонние судебные решения в пользу кандидатов Семьи сильно возмутили население и привели к массовым выступлениям и различного рода и масштаба конфликтам.
О том, как прошли эти выборы, приведем высказывания недавних представителей власти, которые непосредственно участвовали в них как кандидаты в депутаты. Н. Касиев, экс–губернатор Ошской области: «Эти выборы были выборами толстосумов»; А. Эркебаев, торага Законодательного собрания ЖК: «От бизнесменов–парламентариев пользы мало. Они купили эти депутатские места»; А. Борубаев, торага Собрания народных представителей ЖК: «Мой конкурент выиграл депутатство благодаря многочисленным нарушениям законов во время выборов. Однако я не призываю своих избирателей на улицу»; замторага ЗС ЖК К. Байболов: «Власть старается убедить народ в том, что выборы были чистыми и справедливыми. На самом деле все это вранье. Выборы прошли при прямом вмешательстве властей — путем поголовного подкупа избирателей деньгами, подачками в виде муки, водки, угля и других унижений. Это все привело к всенародному гневу». Таких высказываний можно привести еще десятки.
Однако эти высказывания никак не соответствовали высказываниям президента ААА и председателя Центризбиркома С. Иманбаева, которые, как кукушки, повторяли, что «…выборы повсеместно прошли безупречно и как никогда чисто…». Все это привело сначала к локальным, а потом региональным волнениям — проведению многотысячных митингов с требованиями отмены итогов выборов и встречи лично с ААА. Однако ААА и власти были глухими и слепыми к требованиям народа. Общее мнение «Белого дома» выразил в своем выступлении премьер–министр страны Н. Танаев: «Пусть митингуют, бастуют сколько хотят. Когда им надоест, они разойдутся по домам…». Это вызвало еще большее возмущение народа. Итогом стали распространение многотысячных митингов с юга на северные регионы страны и перекрывание автомагистралей, захват зданий районных администраций. На эти действия народа власти ответили судебными исками и другими угрозами. Ситуация приобрела угрожающий характер. Некоторые депутаты и лица, понимающие эту ситуацию, призывали ААА выйти к народу и поговорить с ним. Однако ААА упорно молчал. Народу оставалось выбрать единственно правильный путь — взять власть в свои руки, что и было сделано 24 марта 2005 года.
Эти 15–летние похождения Семьи кончились тем, что ААА и МДА, боясь кары народа, с позором убежали со своими детьми за границу и дали знать о своем существовании только через неделю из России своей старой песней:«…выборы повсеместно прошли безупречно и как никогда чисто…» и возложили вину целиком на «кучку оппозиционеров и специально подготовленных ими боевиков, наркоманов и отпущенных из тюрем людей (всего около 10000 человек), которые взяли «Белый дом» и два дня учиняли мародерство в Бишкеке «. Они прекрасно понимали, что будет, если им остаться в Бишкеке. Тогда им пришлось бы пережить судьбы Чаушеску во время румынской революции.
Таким образом, на вопросы: «Кто виноват в том, что рухнула 15–летная власть ААА и почему ААА, нарушив свою клятву, оставив высокий пост президента, как последний трус сбежал из страны со своей семьей»? — ответ дает кыргызская пословица: «Сороку губит не осторожность, а жадность». Я думаю, здесь роль сороки играла Семья во главе с МДА с ее ненасытностью и жадностью.
Арапбай МАРИПОВ,
доктор физико–математических наук, профессор, зав. кафедрой «Прикладная физика» Кыргызского национального технического университета, активный член Международного общества оптик–инженеров (SPIE).
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10805/