Мигает лампочка. Тревожный знак для Майлуу–Суу
Больше трех лет прошло с того памятного скандала, что разразился после оглашения тендера по продаже государственного пакета акций Майлуу–Сууйского электролампового завода (ОАО МСЭЛЗ). Наша газета много писала о событиях тех дней, когда в битву за маленькую лампочку вступили не только участники инвестиционного конкурса, почувствовавшие себя обманутыми, но и правительство, парламент, СМИ и судебные органы. Тех, кто верил или хотел верить в обещания ООО В. А. В. С., предложившего самую низкую цену, и, вот чудо, ставшего собственником кыргызского гиганта промышленности, было тогда больше. А вернее всего, у команды Виктора Столповских — главы В. А. В. С. — оказалась туже мошна. Хвалебные статьи и репортажи о нем почти во всех республиканских СМИ «перекричали» те немногие аналитические материалы, где результаты тендера подвергались сомнению.
После того, как суд поставил точку в хозяйственном конфликте, все эти годы о Майлуу–Сууйском электроламповом заводе в прессе не было ни одного худого слова. И можно было подумать, что предприятие если не процветает, как обещал российский инвестор, так хотя бы живет не хуже, чем при старых хозяевах. Если судить по отчетам Нацстаткома, то по–прежнему большую долю экспорта страны составляют лампочки.
Жизнь после тендера
В первый раз «лампочка» замигала, когда появилась сводка АО «Кыргызгаза» об огромной задолженности МСЭЛЗ за природный газ. Выяснилось, что недоимка появилась не враз и не случайно. Просто электроламповому заводу по просьбе правительства делались послабления и отсрочки в выплате за газ и раньше.
Весной прошлого года в своем интервью Виктор Столповских хвастался, что на «Электротехнике» и Майлуу–Сууйском электроламповом заводе, принадлежащим его холдингу, существенно выросла заработная плата рабочих и сотрудников, на 30–40 процентов увеличилась прибыль, вырос объем производства. Но при этом ни слова о том, что предприятие не заплатило около 20 млн. сомов за потребленное топливо и теперь газовики грозят МСЭЛЗ банкротством. Эта компрометирующая новость, не замеченная многими, была серьезным сигналом того, что дела обстоят на этих двух заводах не столь блестяще, как хотят показать новые хозяева.
Наши догадки вскоре нашли еще более серьезное подтверждение: Госкомиссия по определению имущества экс–президента Аскара Акаева выяснила, что Майлуу–Сууйский завод должен был ежегодно перечислять в бюджет 320 млн. в виде налогов, а платил лишь 200 млн. сомов. Может, эту недоплаченную сумму глава холдинга выдавал за прибыль?
А вот еще один просочившийся в СМИ факт: группа рабочих электролампового завода уже дважды обращалась к президенту Курманбеку Бакиеву с просьбой пересмотреть результаты тендера и вернуть предприятие государству. Вряд ли эти выступления были случайными. Представить возмутителей спокойствия как кучку бунтарей легче всего. Это в духе сегодняшнего, послереволюционного времени. А что если в действительности ими двигала тревога за свое будущее, которое неразрывно связано с ритмичной и стабильной работой завода? Жители юга республики прекрасно понимают: погаснет лампочка Ильича, прекратит работать предприятие — умрет город.
Мы провели свое небольшое расследование деятельности холдинга, возглавляемого Виктором Столповских. И выяснили, что тревога рабочих Майлуу–Суу обоснованна. Практически на всех предприятиях светотехнической отрасли, принадлежащих ему, похожая картина. Сначала, сразу после приобретения объекта, рекой льются обещания щедрых инвестиций, повышения зарплаты сотрудникам, помощи местным властям в улучшении инфраструктуры города. Но, освоившись в роли хозяев, Виктор Столповских и его команда демонстрируют самый настоящий капитализм в его худшем проявлении.
Этот человек идет к своей цели или «жертве» напролом, используя все средства. Он, безусловно, незаурядный бизнесмен, которого за глаза многие называют мошенником мирового масштаба. Так получилось с нашим «Электротехником», его судьбу повторил ОАО МСЭЛЗ. Вспомним, как это случилось.
Приватизация по–минпромовски
Последнюю неделю декабря 2002 года ознаменовал громкий скандал, связанный с продажей госпакета акций стратегического для экономики республики объекта — Майлуу–Сууйского электролампового завода. Решение межведомственной тендерной комиссии во главе с тогдашним министром промышленности Садриддином Джиенбековым передать более 62 процентов госдоли российскому ООО В. А. В. С. вызвало шквал возмущения у проигравших. Ими оказались еще одна российская компания — «Аврора Лайтинг» и два консорциума из Казахстана.
Точку в приватизации флагмана отечественной промышленности жюри поставило глубокой ночью, что свидетельствует о долгой и напряженной работе комиссии, члены которой пришли к единому мнению. Они отдали предпочтение российской компании — ООО В. А. В. С. из поселка Шаховская Московской области при поддержке «МТ Мерката Трейдинг энд Инжиниринг СА», известной на нашем рынке. Именно «Меркате» принадлежит контрольный пакет акций бишкекского завода «Электротехник», кстати, перекупленного год назад у московской фирмы «Кэбот корпорейшн», которую возглавляли нынешние руководители ООО «Аврора Лайтинг» М. Александров и В. Тимофеев. Как видим, интересы двух компаний, занимающихся светотехническим бизнесом, только на нашем рынке перехлестывались уже не один раз.
Результаты тендера, которые зачитал председатель комиссии Садриддин Джиенбеков, привели проигравших в шоковое состояние. Счастливчиком оказался участник, предложивший… самый худший бизнес–проект!
Какие основные условия конкурса должны были выдержать претенденты? Назвать наибольшую цену за пакет акций, переиграть соперников по сумме инвестиций и третье — указать рост экспорта продукции в процентах. Стартовая цена была 3,2 млн. долларов, сумма инвестиций — не менее 15 млн. долларов и рост экспорта — 3 процента. Итак ООО «Аврора Лайтинг» за контроль над предприятием предложила 4,1 млн. долларов, готова была вложить в него еще 23,2 млн. долларов, с 2003 по 2005 год увеличивать рост экспорта сначала на 5, потом на 20 и 15 процентов.
Заманчивым и перспективным для республики был и бизнес–проект консорциума с участием «Темир банка»: за пакет ценных бумаг казахские бизнесмены предлагали 3,855 млн. долларов, сумма инвестиций составляла 26,5 млн. долларов и рост экспорта — по 10 процентов все три последующих года.
А что же победитель? ООО В. А. В. С. давало за контрольный пакет акций стратегического для экономики страны промышленного объекта номинал и не цента больше — 3,2 млн. долларов. Объем инвестиций оно заявило также самый маленький из всех участников тендера — 18 млн. долларов. Рост экспорта ООО В. А. В. С. обещало небольшой — только 3 процента.
Тогда эксперты подсчитали, что, отдав предпочтение этой компании, члены комиссии, куда входили представители Минфина, Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых инвестиций, Минвнешторга, Джалал–Абадской госадминистрации и других ведомств, наказали республику на 900 тысяч долларов только на цене за пакет акций, не говоря уже об инвестициях и перспективах экспортного роста и продвижения на внешний рынок ламп завода из Майлуу–Суу. По словам главы ООО «Аврора Лайтинг» Михаила Александрова, участвуя во многих тендерах, он впервые столкнулся с таким вопиющим фактом.
Главный аргумент комиссии: ООО В. А. В. С. представило на суд комиссии не один лист с инвестиционными предложениями, как «Аврора Лайтинг», или четырехстраничный бизнес–проект, как консорциум, возглавляемый «Альянс Банком», а целых восемь проектов на 145 страницах. В них они расписали и свои инвестиционные планы, и социальную программу. Свое решение отдать победу компании «МТ Мерката Трейдинг энд Инжиниринг СА» жюри мотивировало также тем, что россияне являются владельцами контрольного пакета акций завода «Электротехник», который выпускает машины и оборудование для электролампового. Они работают в связке, и это взаимовыгодное сотрудничество.
Поиски правды привели в суд
Однако ответы и разъяснения членов конкурсной бригады породили еще больше вопросов и сомнений, нежели прояснили ситуацию. Главные из них: зачем надо было продавать рентабельное предприятие, которое и без инвесторов справлялось со своими текущими экономическими задачами? Не слишком ли низко правительство оценило единственный в Центральной Азии электроламповый завод, 80 процентов продукции которого идет на экспорт? Почему фирма–фаворит, словно заранее зная о победе, дала максимально низкую цену за пакет акций и ограничилась минимальным требованием по объему инвестиций?
Скандал, может быть, на этом бы и затих. Но интерес к нему подогрели сами участники. Вскоре, как и обещали, «Аврора Лайтинг» и казахстанский консорциум во главе с «Темир банком» подали жалобу в арбитражный суд. Первое заседание состоялось в канун Нового года, 27 декабря Бишкекский арбитражный суд ходатайства и исковые заявления о признании недействительными итогов торгов, прошедших в Министерстве внешней торговли и промышленности, удовлетворил. Определением суда приостанавливалось исполнение результатов тендера по продаже госпакета акций ОАО «Майлуу–Сууйский электроламповый завод» и накладывался арест на ценные бумаги предприятия.
Однако не успел Судебный департамент через своих судебных исполнителей направить копии сего документа в министерство, независимому регистратору акций завода — ООО «Джалал–Абад Регистр» для немедленного исполнения, как тот же Бишкекский арбитражный суд уже 4 января рассмотрел дело по существу иска и вынес решение отклонить жалобу проигравших участников конкурса, посчитав, что межведомственная комиссия действовала в рамках правил и не допустила нарушений при выявлении победителя.
Сейчас дело о торгах вновь находится на рассмотрении в судебных инстанциях республики. ООО «Аврора Лайтинг» оспаривает итоги тендера.
За деньгами к инвесторам
Конфликт, а затем последовавшие за ним судебные разбирательства приковали внимание деловых кругов республики к Майлуу–Сууйскому электроламповому заводу. Депутаты нижней палаты Жогорку Кенеша создали парламентскую комиссию по расследованию приватизации промышленного объекта. Тихо продать не удалось. А как могло быть иначе? Республика отдавала в частные руки не завод–банкрот, а рентабельное предприятие, успешно работающее в современных условиях жесткой конкуренции.
Майлуу–Сууйский электроламповый завод был введен в эксплуатацию сорок лет назад. За это время не раз балансировал на грани банкротства. После развала Союза крупнейший в советской стране флагман по производству ламп потерял хозяйственные связи как с потребителями его продукции, так и поставщиками сырья.
Если бы не меры, предпринятые правительством для сохранения предприятия, то его бы уже давно не было. В 1995 году электроламповый завод был включен в программу реорганизации PESAK, благодаря которой произошло его финансовое оздоровление и на базе старого фактически возникло новое предприятие. Сегодня его продукция хорошо известна далеко за пределами республики, она восстребована и конкурентоспособна.
Однако производство ламп не стоит на месте. На смену устаревающим технологиям приходят новые. Все большее распространение в мире получают компактные люминесцентные, зеркальные, натриевые лампы, более экономичные и перспективные. Для того чтобы не отстать от мировых тенденций в производстве светотехники, необходима модернизация Майлуу–Сууйского завода. Нужны большие инвестиции.
Выбить для него льготные кредиты правительству не удавалось. Международные финансовые институты не горели желанием инвестировать в государственное предприятие. Оставался один путь — искать стратегических партнеров среди частных компаний.
По словам генерального директора МСЭЛЗ Николая Мелькера, нужно было это делать очень спешно, потому что маленькому Кыргызстану больших трудов составляло противостоять таким гигантам по выпуску ламп, как Россия и Китай. Республика сама потребляет лишь чуть более 10 процентов выпускаемой заводом продукции, все остальное идет на экспорт. А конкуренция на рынке светотехники сейчас идет жесточайшая.
— Перед нами стояла сложная задача — выбрать из претендентов стратегического партнера, который поднимет предприятие, а не загубит его. Ведь электроламповый — это градообразующий завод. На нем держится целый город. Мы не имеем права ошибиться в выборе нового хозяина. Иначе тысячи людей могут оказаться завтра на улице. Мы боялись, не скрою, что наш завод представляет для некоторых покупателей интерес лишь в целях дальнейшей перепродажи. Нам известны такие печальные факты.
Что имеем не храним, потерявши — плачем
Ну и что в итоге? По признанию рабочих МСЭЛЗ, происходит сокращение рабочих дней. Значит, падает объем производства. Обещанной реконструкции предприятия так и не было. За три года новые хозяева должны были инвестировать в него 18 млн. долларов. И хотя менеджеры завода говорят, что приток капитала составил около 8 млн. долларов, рабочие не знают, на что пошли эти средства. А некоторые эксперты утверждают, что электроламповый не получил ни цента из обещанных инвестиций. Наоборот, все эти годы вместо модернизации производства шла жестокая эксплуатация устаревшего оборудования. Впрочем, рост кредиторской задолженности — свидетельство того, что, скорее всего, заработанные на производстве и продаже лампочек деньги вывозились за пределы республики, нежели оседали там.
Еще хуже обстоят дела с «Электротехником». Он простаивает уже многие месяцы, а рабочие распущены в бессрочные отпуска.
То, что происходит сегодня с нашими двумя предприятиями, вовсе бы не удивило российских специалистов светотехники. Почти во всех владениях холдинга Столповских, а ему принадлежат, кроме кыргызских, Уфимский, Томский, Саранский, электроламповый завод в поселке Шаховская, похожая картина. Подмяв под себя, после приобретения МСЭЛЗ, саранскую «Лисму» — крупнейшего производителя ламп в России, господин Столповских вместо вывода предприятия из кризиса, как обещал, усугубил его. Многомесячные задержки заработной платы вывели рабочих на стачку, в ответ последовали массовые увольнения людей, проработавших на «Лисме» десятки лет. Новые управленцы распродали все социальные объекты завода, вывезли ценное оборудование. Старейшие работники завода уверены, что все действия Столповских направлены не на подъем предприятия, а на его развал.
Некоторые сведения о монополисте
Виктор Столповских стал широко известен в российских деловых кругах после скандала, связанного с реконструкцией Большого Кремлевского дворца. Его фирма «МТ Мерката Трейдинг», участвовавшая в тендере, зарегистрирована в Лугано. Она была генеральным подрядчиком реконструкции Большого Кремлевского дворца, на которую было потрачено 300 млн. долларов, и здания Счетной палаты. Позже по этому делу женевская прокуратура обвинила управляющего делами администрации президента Павла Бородина в получении взятки в размере 25 млн. долларов от компании за организацию выгодных контрактов. Однако все закончилось для него более или менее благополучно, если не считать солидного денежного штрафа, который он был вынужден заплатить. По документам вице–президентом этой компании был зять Бородина — Андрей Силецкий, а президентом — Виктор Столповских — советник Виктора Черномырдина.
Сразу после скандала с подрядом Столповских создает ООО В. А. В. С. и вынашивает амбициозные планы по объединению под своим крылом все электроламповые заводы России и стран СНГ. При этом он начинает строительство завода по производству энергосберегающих лампочек в поселке Шаховская. Отчасти ему удалось осуществить задуманное, сегодня его холдинг контролирует 80 процентов рынка России.
По некоторым данным, все 4 предприятия, купленные В. А. В. С., сегодня испытывают финансовые затруднения и находятся под угрозой банкротства. Даже в поселке Шаховская рабочим не выплатили зарплату за май. Это связано с тем, что холдинг взял кредиты во Внешэкономбанке и Сбербанке России — более 150 млн. долларов, заложив, естественно, предприятия. А на выплату по процентам уходят все оборотные средства.
Над МСЭЛЗ сгустились тучи
Став монополистом, компания В. А. В. С. в минувшем году, хотя было перенасыщение рынка, начала резкий подъем цен на лампы накаливания, а это повлекло рост импорта в Россию. Теперь под предлогом борьбы с импортерами и защиты отечественной продукции холдинг лоббирует в правительстве РФ принятие постановления об увеличении таможенных пошлин на ввоз лампочек сроком на три года. На этот счет уже существует уведомление Министерства экономического развития и торговли РФ. Самыми большими поставщиками такой продукции на российский рынок являются Китай (свыше 29 % от общей доли), Кыргызстан (20,6 %) и Белоруссия (около 19 %). Но белорусов из этого списка исключили. А нас оставили.
Итак, если учитывать, что 90 процентов продукции МСЭЛЗ идет на российский рынок, то для нас увеличение таможенных пошлин смерти подобно. Что теперь скажут Садриддин Джиенбеков и Николай Мелькер, упорно проталкивавшие на рынок Кыргызстана В. А. В. С., который может стать могильщиком Майлуу–Сууйского завода? Ведь не случайно же Столповских закрывает двери перед нашей лампочкой, которую сам же и производит! Значит, это предприятие, давно не являющееся конкурентом его заводам, уже не нужно?
Кстати, бывший генеральный директор МСЭЛЗ Николай Мелькер, благодаря которому электроламповый завод успешно пережил перестроечное время и не растерял своих позиций лидера отечественной промышленности, после тендера стал вице–президентом В. А. В. С. и возглавил саранскую «Лисму». Но вскоре был без всяких объяснений уволен со всех постов. Не завидная участь постигла и директора завода «Электротехник» А. Ковтуна, так радовавшегося приходу российского инвестора. Его из Бишкека перебросили в Майлуу–Суу — на более ответственный участок. Но там дела, видно, не заладились. По некоторой информации, недавно он лег в больницу с инфарктом. Для настоящих «волков»–капиталистов, коим является Виктор Столповских, люди — это что станки или технологическая линия. Отработали свой ресурс — им один путь. В утиль.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10788/