С мерным стуком по рельсовой стали…
Вы в курсе, как народ называет поезд № 18, следующий по маршруту Москва—Бишкек? «Путешествие по Освенциму». Звучит кощунственно, но, черт побери, удивительно точно. В этом пришлось убедиться лично. Семьдесят семь часов пути от Первопрестольной до столицы Кыргызстана показались чем–то вроде ада. И не только из–за июльского зноя.
Гастарбайтер гуляет
… Объявили посадку, и на несколько минут перрон Казанского вокзала превратился в маленький кусочек Азии. Гвалт, шум, суета, последние объятия… И — никаких баулов с «кофе–шоколадом», как это было еще несколько лет назад. Ничто не меняется так быстро, как прошлое — нынче состав возит не мелких «челноков»–коммерсантов, а большей частью гастарбайтеров, которые сегодня трудятся в разных уголках Российской Федерации, и, как известно, кормят чуть ли не половину Кыргызстана.
Вот и наш вагон оказался набитым пассажирами, что называется, под завязку: состав еще стоял на пути, а занятыми оказались даже третьи полки, предназначенные для багажа. Кыргызстанцы, спешащие в свой трудовой отпуск, готовы были ехать домой на любых условиях.
— Отправляясь в отпуск, возьми вдвое меньше вещей и вдвое больше денег, — заметил сосед Кадыр из Баткенской области, когда у него спросили, почему он едет из Москвы с такой крохотной дорожной сумкой.
Кадыр оказался прав — поезд только тронулся, а в вагоне уже замельтешили люди в форме, которые проворно и без лишних движений начали проверять миграционные карты. Эти важные бумаги оказались далеко не у всех. Бывалые сразу положили в паспорт сторублевые купюры, и у проверяющих лишних вопросов, как правило, не возникало. А вот новичков водили в отдельное купе, впрочем, возвращались все они очень быстро. Ведь на пространстве СНГ продолжает действовать неписаный закон — чем тверже валюта, тем мягче обращение…
Собственно, к проверкам, которые сопровождали всю долгую дорогу до Бишека, нашим землякам не привыкать. Паспорта пришлось доставать почти на всех крупных станциях. Например, на границе России и Казахстана — на станции Илецк — наш состав продержали ровно два часа. И пограничники изучали документы разве что не с лупой, да еще светили в лицо мощным фонарем (если проверка происходила ночью). Та же самая картина наблюдалась в Казахстане. И если проверяющим вдруг не нравилось то или иное лицо, пассажиру приходилось раскрывать свой багаж и демонстрировать содержимое своих сумок.
Надо сказать, гастарбайтеры весьма охотно делились друг с другом леденящими душу подробностями о своих многочисленных встречах с российскими силовыми структурами. Из этих рассказов мы поняли одно — кыргызстанцев, как, в общем–то, и выходцев из других центральноазиатских республик, в России особо не жалуют. Для тамошних милиционеров человек с азиатским лицом — это почти всегда верный кусок хлеба, ведь при желании придраться можно к чему угодно. И наши люди из глубинки вынуждены платить.
Гастарбайтеры соглашаются на все, лишь бы иметь работу, и хозяева этим пользуются, называя эту категорию своих сотрудников «золотыми коровами». Еще бы — экономика наших ближайших соседей во многом поднимается именно благодаря дешевой дармовой силе из ближнего зарубежья.
Скажем, двадцатилетний Кадыр из Баткенской области, о котором мы уже говорили чуть выше, работает на московской стройке разнорабочим. Строительная корпорация, которая возводит современные многоэтажки, платит ему триста долларов в месяц.
— Пока я числюсь учеником плиточника, а когда стану мастером, то зарплата вырастет до пятисот баксов, — рассуждает Кадыр. — У себя дома таких денег мне никогда не заработать. Сейчас пару недель побуду у родителей, повидаюсь с друзьями, и — снова в Москву. Со мной еще и брат теперь поедет. Никакие милиционеры нас не испугают, ведь документы с временной регистрацией легко продаются и покупаются.
Очень доволен своей судьбой и тридцатилетний Жылдызбек, который когда–то закончил политехнический институт, был безработным, а сейчас оставил в Ошской области жену и четверых детей. Хотя ему приходится трудиться дворником, он обеспечивает деньгами не только свою семью, но и родителей.
— Еще и сам питаюсь не только лепешкой с чаем, — говорит Жылдызбек.
И какие тут могут быть возражения? Недавно с группой журналистов мы побывали на юге республики. И видели, как местные крестьяне в пятидесятиградусную жару пропалывали кукурузу тяжелыми кетменями. Каким будет урожай на их участках? Неведомо. Потому молодежь и предпочитает трудиться за тысячи километров от родины, где деньги платят не осенью, а сразу…
— А вот я, наверное, больше никуда не поеду, — поведала нам Марипат из Джалал–Абадской области. — Пять месяцев продержалась в Москве, чего только не приходилось делать — и полы мыть, и пельмени лепить, и чай разносить на рынке. Пять лет работала учителем у себя в поселке, тяжело мне перестроиться на такой труд. Многие наши женщины готовы терпеть унижения, я не могу…
А в общем и целом наш гастарбайтер не унывает. Кыргызстанцы — народ терпеливый, главное, есть работа, а все остальное — это уже нюансы. К слову, в Бишкеке мне не раз приходилось участвовать во всевозможных круглых столах, посвященных проблемам трудовой миграции. Боже мой, как далеки все эти рассуждения чиновников от правды жизни!
Очень хочется порядка
Говорят, железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. Сомнительное утверждение!
… После первой ночи проснулись и увидели рядом нового соседа. Оказалось, житель Москвы и менеджер крупного торгового центра. Его послали в командировку в Самару, и он ехал в фирменном поезде с кондиционером, душем и телевизором. Разумеется, не обошлось без водки. И где–то под Рязанью русская душа разошлась, и… менеджер послал проводницу на три буквы. Ну и оказался на вокзале с надписью в билете «ссажен с поезда за аморальное поведение». Спасибо рязанским милиционерам — посадили нерадивого пассажира на проходящий бишкекский состав. К чему это предисловие? А к тому, что россиянин долго не мог понять, как мы ездим в таких «ужасных и кошмарных» поездах.
Идут годы, меняются режимы, только вот на железной дороге не меняется ни–че–го! Вонь в сортире, моча на полу, заплеванные раковины, грязь в коридоре — увы, все это привычные атрибуты состава Москва—Бишкек. И бесконечные «зайцы», «зайцы», «зайцы»… Правда, теперь проводники обеспечивают их билетами (каким образом — неизвестно). Видать, так себе дешевле. Когда еще Салтыков–Щедрин сказал, что во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства. Эта фраза не потеряла своей силы…
Но попробуйте сказать, что вам не нравится лишний пассажир, сидящей на твоей полке разве что не на голове. Услышишь в ответ такое… В общем, лучше потерпеть.
Понятно, что составы, похожие на душегубку, давным–давно пора списывать в утиль. Но… Где в разворованной стране взять денег на новые поезда?! А вот порядок навести, наверное, можно. Впрочем, все это, похоже, из области мечтаний. Или подождем?
Елена СКОРОДУМОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10718/