Продажная душа, или Как Николай Танаев министерство захапал
Безусловно, в команде б.президента числились по преимуществу одни проходимцы. Теперь им предстоит ответить на вопросы следствия. Скажем, такой: как сбежавшему вместе с патроном главе правительства взбрело в голову из Фонда занятости Минсоцтруда перечислить миллионы сомов на строительство скандально известного объекта — Республиканского административно–культурно–делового центра? Лишь по этому эпизоду второе лицо в государстве и, можно сказать, первое среди самых коррумпированных из команды Акаева влип по самое не могу.
Алексей Танаев, предваряя нападки на отца, поспешил пояснить, что средства из Фонда занятости планировалось полностью вернуть казне… То есть, мол, что тут такого — взяли — вернули. Да вот оказалось, не из чего возвращать. Да и, судя по повадкам Николая Тимофеевича, такой задачи вовсе не ставилось. Свою карьеру он делал только на приращении. Чем и пришелся ко двору.
Как рассказал Алексей Танаев, подряд на строительство культурно–делового центра был передан возглавляемой им акционерной компании “Кыргызкурулуш”, которая является правопреемником Министерства строительства Киргизской ССР. Но умолчал об одной детали: а сам стал правопреемником этого отцовского бизнеса. Так сказать, по наследству. А зарождение бизнеса Танаева–старшего — весьма привлекательная история, прямо детективная.
На заре суверенитета это началось, когда все разваливалось и переходило на рыночные рельсы. Не избежала этой участи и строительная отрасль. А именно: “в порядке разгосударствления и приватизации госимущества Кыргызской Республики” (из указа Акаева от 1993 года) и “в целях формирования инфраструктуры рыночной экономики и сохранения производственно–технологического единства в строительном комплексе” (из постановления тогдашнего премьера Т.Чынгышева) раздербанили государственный проектно–строительный концерн “Кыргызкурулуш” и образовали акционерную компанию под тем же названием. И все имущество аппарата госконцерна передали в пользование акционерной компании.
А затем (все логично) выходит постановление Фонда госимущества о приватизации. Правда, из списка приватизируемого имущества исключалось здание инженерно–лабораторного корпуса (где и располагался Минстрой). Это здание было лишь передано в пользование акционерной компании “Кыргызкурулуш”. Причем за органами госуправления сохранялись фактически занимаемые ими площади без взимания арендной платы. Еще в постановлении ФГИ говорилось про акции, которыми наделялись коллективы аппарата госконцерна, поликлиники строителей, пансионата “Алтын–Куль” в размере не менее чем коллективы акционерных обществ, вошедших в компанию “Кыргызкурулуш”.
Как нетрудно догадаться, эту строительную структуру возглавил Николай Танаев. Тот еще строитель. Неведомо какими путями, но Фонд госимущества вразрез своему же постановлению продал “Кыргызкурулушу” пристройку к основному зданию площадью 2000 кв. метров, в подвальном помещении которой располагаются все системы инженерного обеспечения (машинный зал): теплопункт, вентиляция, горячая и холодная вода, установки противопожарной защиты. Но об этом стало известно, когда была создана Госинспекция по архитектуре и строительству (затем преобразованная в Госкомиссию). Тогдашнему ее руководителю Т.Табылдиеву из ФГИ сообщили, что государственное ведомство должно возмещать расходы частной акционерной компании за пользование машинным залом, что расположен в подвале пристройки. То есть государственный орган обязан был платить за аренду частнику, дабы не остаться без воды, света и тепла. Казус, конечно. Но что у нас только не случается. Любопытно, что в череде руководителей стройведомства значился и сам Николай Тимофеевич. Но он в правительство и ФГИ по поводу приватизированной им пристройки с подвалом и машинным залом, конечно, не обращался. Не стал же бы он на себя жаловаться. А потом и вовсе был назначен первым вице–премьером, а затем премьер–министром, передав “Кыргызкуруклуш” своему сыну.
Но это еще не все. Зачем понадобилось президенту акционерной компании “Кыргызкурулуш” Николаю Танаеву выкупать у ФГИ двухэтажную пристройку в 2000 квадратных метров и с инвентаризационной оценкой в 256 тысяч сомов? А чтобы эту двухэтажную пристройку заложить. Какой уж там кредит в банке взял Танаев под залог, неизвестно. Но смотрим Соглашение об отступном (апрель 2000 года), под которым подписались президент АК “Кыргызкурулуш” Н.Танаев и К.Умурзаков, генеральный директор совместного кыргызско–российского ОсОО “КиО”. “Залогодержатель (Умурзаков) принимает, а залогодатель (Танаев) передает ему в собственность в счет расчета за оставшееся невыполненным денежное обязательство по договору залога двухэтажную пристройку к инженерно–лабораторному корпусу (ул.Манаса, 28), принадлежащую залогодателю на основании свидетельства о праве собственности от 12.07.94 года, выданного ФГИ”. И, внимание, “оценочная стоимость заложенного имущества составляет 5 млн. 150 тыс. сомов”.
То есть, выкупив у государства недвижимое имущество считай за копейки, Танаев наварился на миллионы. И тогдашнее руководство ФГИ так и не дало внятного ответа руководителям строительного ведомства, на каком–таком основании Николай Танаев получил в собственность не подлежащий приватизации объект. В котором сперва располагалось казино, а сейчас клуб “Яблоко”. А чтобы попасть в подвал, в машинное отделение, служащим государственного строительного ведомства надо спуститься по крутой узкой лестнице, ибо все остальные удобные входы–выходы просто задраены.
И вот когда Николая Танаева будут допрашивать по поводу перекачки денег в АК “Кыргызкурулуш” для строительства идиотского Республиканского административно–культурно–делового центра по поводу принадлежащих ему десяти фирм (больше разве что у депутата Жогорку Кенеша Омурбека Бабанова), то пусть следователи поинтересуются и танаевским наваром от махинаций с государственной недвижимостью. И при этом, напомним, бедный–бедный Николай Тимофеевич еще и кредит брал в Энергохолдинге в 100 тысяч долларов. Это ему Акаев позволил, дабы премьер улучшил свои жилищные условия.
Говорим же, кучка проходимцев государством правила. Один одного краше. Теперь пусть с правоохранительными органами объясняются.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10594/