Переходные общества и патриотизм
Кыргызстан в течение долгого времени пытался определить свое место в мировом сообществе. Какому социально–экономическому строю соответствует состояние страны? Каково направление идеологии Кыргызстана? Мы накопили множество определений в отношении себя: страна с рыночной экономикой, страна с переходной к рынку экономикой, страна третьего мира, остров демократии. Мы даже умудрились назвать существовавший политический режим переходной демократией.
Сложно дать однозначное определение нашему строю, но что это общество переходного типа, в целом можно согласиться. Другое дело с переходом — куда? И как долго? Все существующие проблемы можно списать на это “переходное”.
Проблемы переходного периода носят ярко выраженный социально–экономический характер. Это и несправедливое распределение частной собственности. Неумение использовать имеющиеся производственные и природные ресурсы. Окончательное разрушение структуры народного хозяйства. Наконец, беспрецедентный рост безработицы и обвал жизненного уровня основной части населения. Лучшие умы работают над головоломкой: как вывести страну из экономического кризиса, как добиться процветания и материального благополучия? Решить вопрос повышения благополучия народа в рамках всего государства берутся партии, отдельные депутаты, лидеры. Однако, столкнувшись с множеством проблем, отдельные лица предпочитают перевести эту проблему лично на себя и на собственный карман.
Мы твердо поверили марксистскому тезису о первичности материального, базиса, экономики и вторичности духовности, надстройки, идеологии.
Пятнадцать лет перехода нашей страны к призрачному экономическому благосостоянию могут протянуться еще несколько десятилетий. Однако ждать материального обеспечения членов общества, чтобы только затем дать им духовное удовлетворение, — это еще одна большая утопия.
Несомненно, что экономический стимул является одним из сильнейших рычагов в деятельности как отдельного субъекта, так и общества. Сегодня мы должны вспомнить еще один тезис: “Вся история развития человечества — история развития идей” (Энгельс). В этой связи на поверхность всплывают проблемы, связанные с государственной идеологией и теоретическими моделями построения нового общества.
Основное направление в надстроечном развитии общества переходного типа должно включать в себя: 1) разработку государственной идеологии; 2) научное изучение законов развития общественных процессов, а значит, развитие обществознания; 3) развитие естественных наук для повышения научно–технического потенциала страны и, соответственно, развитие базы для отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства.
Государственная идеология не может быть рождена в недрах ученых умов. Она должна быть продиктована самой жизнью. Такая идеология существовала всегда, но не всегда в рамках всего государства — это идеология обыкновенного гражданского патриотизма. Патриотизм государственных лидеров делал их отцами нации, когда их личные интересы становились ничтожными по сравнению с интересами нации, государства. Патриотизм граждан сплачивал и “хороших”, и “плохих” вокруг общего национального интереса. Патриотизм для каждого — это такое же естественное чувство, как и чувство самосохранения. Если понятие самосохранения из области индивидуальной психологии, то патриотизм можно сравнить с чувством коллективного самосохранения.
Если проследить первые шаги президента Путина, можно увидеть возрождение им прежде всего этого чувства. Патриотизм стал идеологией России. Никто не посмел выступить против тезиса “Великая Россия”. Вокруг возрождения Великой России начинают объединяться бывшие непримиримые идеологические противники. Сегодня не показной патриотизм делает Путина человеком, к мнению которого прислушиваются не только соотечественники, но и весь мир.
С этой точки зрения, идеология становится более важным рычагом для страны “переходного” типа, чем множество заумных экономических теорий или многомиллионные кредитные вливания. Даже такие реальные деньги, как кредиты, не решат социально–экономических проблем, если государственный чиновник не может выйти за рамки мелкособственнических интересов. Наличие власти и отсутствие веры в свое государство и свой народ порождает небывалые масштабы государственной коррупции. Если власть имущие придерживаются девиза “После нас хоть потоп”, потоп действительно наступает на всех уровнях человеческой жизнедеятельности, начиная с материальной сферы и вплоть до уничтожения нравственных устоев общества.
К счастью, это еще не означает полного разрушения общественного организма. Общество способно вновь и вновь возрождаться. Началом этого всегда является идея. Идея, овладевающая массами, превращается в действенное оружие (Ленин). Общество как очень сложный, многофункциональный организм, как правило, нуждается в очень простых идеях.
В Кыргызстане уже состоялась попытка возрождения национального патриотизма через привитие идеологии “Семи заветов Манаса”. Возрождение традиций — способ самосохранения той или иной культуры. Однако традиция не всегда может найти отклик в сознании нового поколения, жизнь которого не была органично вплетена в систему традиционной культуры. Более того, традиции одного народа могут быть привлекательными для субъектов других культур, но они не могут стать для них той идеологией, за которой они последуют.
Гражданский патриотизм — понятие, выходящее далеко за рамки традиционных ценностей. Это понятие из сферы общечеловеческого. Патриотами одинаково могут быть носители самых разных культур, проживающие в конкретном государственном образовании. Нам часто присуще любить то, что мы видим с самого раннего возраста, либо то, к чему привыкли, либо то, с чем себя идентифицируем. Собственная самоидентификация тесно связана с местом нашей жизни — это “мой дом”, “мой город”, “моя страна”, “моя Родина”.
Патриотизм должен быть возведен в ранг государственной идеологии. Нет ничего ценнее жизни каждого отдельно взятого гражданина с его судьбой, его чувствами. Но нет ничего важнее, чем общегосударственный интерес. Воплощение общегосударственного интереса — это и есть воплощение интересов каждой личности. Если в обществе ценятся интересы всего народа, то не может быть ущемления прав и свобод субъектов этого общества.
Патриотизм в союзе с еще одной идеей — демократией способен наделить общество той необходимой энергией, которая поможет решить самые сложные социально–экономические задачи.
Сегодня лидеры нации обязаны показать на личном примере, что значит быть патриотом. Президентская гонка станет лучшим рентгеном в просвечивании истинных замыслов кандидатов. Народ все увидит и сделает свой правильный выбор.
Тут уместно вспомнить слова Конфуция: “Можно главнокомандующего тысячной армией лишить командования, но никогда нельзя лишить народ его намерений”.
НесмотрЯ на множество нерешенных социально–экономических проблем, Кыргызстан стал одним из лидеров по числу университетов во всей Центральной Азии. Однако, к сожалению, мы не можем также похвастаться качеством нашего высшего образования.
Сегодня много заявлений, в которых прослеживается одна идея — необходимо сократить открывшиеся университеты. Рубить — не строить. А рубить сук, на котором сидишь, по меньшей мере, не мудро.
Бесценное влияние греческой культуры для Европы кроется в рационализации человеческого существования через обретение способности влиять на природу с помощью науки и знания. Прорыв европейцев к благополучию ХХ столетия начался в эпоху самых темных инквизиций средневековья, когда рост городов потребовал целую армию специалистов в медицине, праве, инженерии. Когда рост мануфактурного производства сделал необходимым открытие муниципальных школ. XIII век стал переломным в истории всех европейских государств. В это время один за другим стали открываться университеты, ставшие центрами не только теологии, но и медицины, права, естественных наук и искусств. Школы, университеты и влияние арабо–мусульманского ренессанса стали причиной одной из самых необыкновенных эпох европейской культуры — Возрождения. Новое время (XVII в.) окончательно закрепило позиции науки и любовь европейцев к рациональному знанию, провозгласив бэконовский тезис “Знание — сила”. Плоды наук не заставили себя долго ждать. Человек научился производить синтетическую продукцию, частично освободив себя от капризов непостоянной природы. Изучение законов развития природы позволило более эффективно использовать ее потенциал для улучшения материального благосостояния европейца. Развитие наук, техники и информационных технологий сделали доступными богатства всего мира. Сегодня Запад с его экономическим благосостоянием вызывает зависть у всех народов третьего мира.
Не меньше стал удивлять Китай, который благодаря использованию знаний в качестве основного ресурса экономики не только научился кормить свое более чем миллиардное население, но и претендовать на роль ведущей экономической державы мира. “Знание — вот то, на чем основана вся экономическая система. И все деловые объединения в определенной мере зависят от этого фактора, сформировавшегося в обществе” (А. Тоффлер).
Эти слова оказались той формулой, которая должна использоваться и для нашего с вами социально–экономического развития.
Наверное, не все знакомы с этой теорией. Но многим она была бы полезна как пища для мозга — как чиновникам, так и тем, кто хочет поднять свой бизнес.
Продолжая идею Бэкона, марксизм выделил науку в одну из составных частей средств производства наряду с субъектом производства и орудиями производства. Таким образом, научно–техническая революция превращается в один из важнейших критериев общественного прогресса.
Практическую реализацию этих идей осуществила вся Европа. Ленин, вооружив ею пролетариев, обеспечил поднятие тяжелой промышленности в новорожденном Советском государстве. В советское же время был осуществлен самый грандиозный проект — стопроцентное преодоление безграмотности на одной из самых обширных и многонациональных территорий, говорившей более чем на 100 языках. (А мы сегодня не можем мудро решить проблему всего двух языков — кыргызского и русского). Советская система образования была одной из передовых во всем мире. Это обеспечило народное хозяйство профессионалами, а военную и космическую промышленность — открытиями, опережавшими на десятилетия научное развитие других государств.
Перестройка стала перестройкой для всей идеологической и духовной сферы. Особенно это коснулось образования. Университеты превратились в составную часть рыночной экономики и стали дополнительной статьей доходов для частных лиц. О вкладе в образование и науку речь уже не идет. Результатом стала подготовка кадров по одним и тем же специальностям (экономисты и юристы). Физика, химия, математика, биология на грани полной деградации. В то же время только эти науки способны создать в нашей стране собственную базу развития информационных технологий, отечественной промышленности, научного подхода к развитию сельского хозяйства.
Ценность денег затмила все остальные чисто человеческие ценности. Деньги, по существу являющиеся средством для достижения общечеловеческих целей, сами превратились в главную цель. Все дозволено, чтобы иметь деньги, которые расходуются на удовлетворение первичных (читай животных) потребностей: еды, одежды, жилья и секса. В то время как они должны быть и средством удовлетворения духовных потребностей, высшими из которых являются самореализация и самоактуализация на благо других людей.
Что сегодня должно быть целью не только для образования, но и для всего общества, которое спит и видит, как жить состоятельно? Знания.
А. и Х. Тоффлеры в отличие от теории общественно–экономических формаций Маркса и Энгельса и цивилизационной теории О. Шпенглера и А. Тойнби. предложили теорию трех волн.
Первая волна связана с аграрной революцией, которая заняла целое тысячелетие, и, конечно же, была существенным скачком в развитии человеческой цивилизации. Ее символами были мотыга и плуг. Вторая волна — становление индустриальной цивилизации — длится со времен английской промышленной революции, т. е. всего три столетия. Ее символами стали фабрика и конвейер. Начиная с средины 50–х годов ХХ столетия развивается третья волна, которая закончится всего через несколько десятилетий. Ее символами являются компьютер и знания. Сегодня знания могут заменить любые природные ресурсы. Пример — Япония или страны Семи восточных тигров. “Из всех ресурсов, необходимых для того чтобы разбогатеть, знания — самый подвижный”.
Авторы отмечают, что “в отличие от капитала, рабочей силы и земли этот фактор обычно не упоминается экономистами и деловыми людьми при подсчете затрат на производство продукции. Однако в наше время это один из важнейших ресурсов”. И более обширная цитата. “Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир не на две, а на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ первой, как и прежде, — мотыга, второй — конвейер, а третьей — компьютер.
В разделенном натрое мире сектор первой волны поддерживает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор второй волны обеспечивает дешевый труд и производит массовую продукцию, а быстро растущий сектор третьей волны использует новый способ доминирования — создание и эксплуатацию знаний”.
Непонимание роли знаний в современной жизнедеятельности людей привело к тому, что мы, например, еще пытаемся возродить сельское хозяйство и сделать его ведущей отраслью нашей экономики. В то же время налицо результат. Кыргызстан с его засильем сельхозсектора в экономике не может обеспечить безоблачного продуктового существование своих граждан. Тогда как 2 % фермерских хозяйств США, опирающиеся на науку, с лихвой обеспечивают не только своих граждан, но и остальной мир. В том числе Великую Россию — пшеницей. Наши господа экономисты не хотят понять, что то, что “множество людей живут и умирают, роясь в неплодородной земле, подобно тому, как это делали их предки”, ничего не даст.
Есть и другие мнения, касающиеся возрождения тяжелой промышленности. Но эти мыслители сами же понимают невозможность реализации этой идеи в силу ее затратности, а значит, убыточности в конечном итоге. “Вторая волна породила массовые общества, которые производили массовую продукцию и нуждались в ней. В третьей волне научно обоснованная экономика и массовое производство (которое может быть признано отличительной чертой индустриального общества) уже являются устаревшими. Появился новый способ — немассовое производство небольших партий товаров высокого спроса. Массовость заменяется раздробленностью”.
Разве это не ответ на вопрос, почему Китай так стремительно вырвался вперед со своими миллиардными ртами, потребляющими продукцию гораздо в больших объемах, нежели любой остальной мир? Разве это не самый дешевый и надежный способ развития экономики? Позволить самым активным и предприимчивым развивать свой маленький бизнес, который будет кормить без помощи государства его семью и несколько других семей работников?
Не все еще поняли важность тренингов, которые давно пытаются проводить “Тасис”, “Хельветас”, Японский центр по человеческому развитию, Фонд Сороса и другие международные организации, чтобы дать людям Знания, как вообще вести свое дело. Наши же университеты об этом не заботятся. Им нужно сбыть свои дипломы.
Государство не придает значения микрокредитованию и развитию банковской системы. Чем обширнее и разветвленнее эта сеть, тем ниже процентные ставки кредитов для бизнеса. Ведь деньги — тот же товар. Чем больше предложение, тем ниже цена.
Однако рыба гниет с головы. Отсутствие профессионалов в сфере управления образованием и стратегическим развитием государства налицо. Свидетельством этого является отношение государства и Министерства образования к своим ученым, научно–исследовательским институтам и лабораториям, поддерживающимся по остаточному принципу, либо вообще не поддерживающимся.
Может быть действительно все закрыть и самому сесть во главу Национального университета, который как монополист принесет еще больший доход, чем “Кумтор”? А все, кто получил дипломы закрывшихся университетов, тихонько поплачут по безрезультатно ушедшим лучшим годам?
Множество университетов — это пусть и плохо подготовленные, но все же кадры с высшим образованием. Они и думают, и ведут себя по–иному, нежели те, у кого вообще его нет. Европейский Ренессанс, ставший в том числе результатом открытия множества университетов, вполне возможно, придет и к нам. Если мы еще повысим качество образования внутри учебных заведений.
Нужны всего лишь профессионалы в сфере образования, которых задвинули как самых скромных очкариков.
Нужны стратегически мыслящие госсекретари и другие госмужи, которые понимают цену развития знаний как собственных, так и народных. Нужно правительство, которое поймет, что развитие Науки и Знаний — это важнейший сектор развития экономики.
Гульмиза Сейталиева, кандидат философских наук.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10462/