Дракон умер… И другого быть не должно
Происшедшая в республике революция привела к смене власти. Пришли люди, которые встали на антикоррупционный путь, не преследуют цель собственной наживы за счет народа, а желают сломать старосистемный уклад и привлечь к ответственности всех тех, кто тормозит экономическое развитие Кыргызстана.
С приходом к руководству Генеральной прокуратурой А.Бекназарова мы свободно вздохнули, так как теперь можно достать до всех недосягаемых ранее объектов и субъектов и появилась реальная возможность очистить Кыргызстан от коррупционеров. Впервые инициированы для защиты прав предпринимательства проверки деятельности таможенных органов, Госалкоинспекции и других структур, которые при акаевском режиме являлись кормушкой для Семьи и некоторых “уважаемых” лиц.
Эти ведомства были недосягаемы даже для прокурорского надзора. При малейшем намерении проведения проверок издавался приказ сверху об отмене решения. Прокуратура была буквально парализована и деморализована и не могла осуществлять свои прямые функции.
Но и сейчас бороться со старорежимными проявлениями очень тяжело, так как глубоко засевшие в каждом гражданине нашей страны бациллы недоверия не дают возможности людям поверить в реальные шаги по искоренению коррупции. Предприниматели, потерявшие надежду и не верящие в прозрачность власти, продолжают давать взятки чиновникам–вымогателям, которые не хотят жить по–новому.
Но, уважаемые предприниматели, своими действиями или бездействием вы не только поддерживаете старую власть со всеми ее проявлениями, но и способствуете возрождению ушедших в подполье течений коррупции. Тогда как сейчас важно, чтобы все предприниматели, поверив в порядочность новой власти, начали сотрудничать с ней. Сотрудничество заключается хотя бы в том, чтобы сообщать в прокуратуру о фактах коррупции и взяточничества, тормозящих предпринимательскую деятельность, а значит, развитие всей экономики.
А ведь именно прокуратурой был брошен вызов “уважаемым” лицам, когда мы возбудили уголовное дело при старом режиме в отношении контрабанды 127 соколов–балобанов. О том, какие натиски пришлось выдержать и с каких сторон, страшно вспоминать.
Между тем действия нового руководства Генпрокуратуры озарили и предпринимателей. Так, например, импортеры грузов авиаперевозками при таможенном оформлении перевели дух, поскольку им придется уплачивать только причитающиеся в государственную казну таможенные платежи. При старой же власти миллионные таможенные платежи уплачивались отнюдь не в бюджет, о чем было принято молчать, что явилось причиной проводимых Генеральной прокуратурой проверок в сфере защиты прав предпринимателей для обеспечения положений инвестиционной матрицы. В настоящее время на таможнях “Манас” проводятся контрольные взвешивания товаров. Если раньше таможенные платежи за недостающую разницу в весе шли в карман к “уважаемым” высокопоставленным лицам, то сейчас за выявленную разницу в весе грузов лишь нескольких авиапоставок при контрольном взвешивании было уплачено в казну республики 757664 сома. А сколько таких грузов проходит ежедневно… На эти не поступавшие в бюджет суммы Кыргызстан мог бы процветать и блистать высокими заработными платами врачей и учителей, а не роскошными дворцами и заграничными счетами отдельных “уважаемых” граждан.
А что говорить о кадровой политике в таможенной системе, которая отражает ее профессионализм? Несмотря на введенный в действие новый Таможенный кодекс с 1 января 2005 года, таможенные структуры действуют согласно прежнему отмененному законодательству, до сих пор не приведены в соответствие с новым законодательством издаваемые правовые акты таможни.
Лишь за небольшой промежуток времени на неправомерность вынесенных актов и действий сотрудников таможни специализированной прокуратурой было внесено несколько протестов и представлений. Таможенниками остался “незамеченным” факт, что из нового Таможенного кодекса выпал такой раздел, как нарушение таможенных правил. Ныне, констатируя случаи административно наказуемых деяний участниками внешней экономической деятельности, сотрудникам таможни нечем руководствоваться. А на практике они действуют по старому кодексу для пополнения своего личного кармана. О имеющихся противоречиях в таможенном законодательстве необходимо было заявить руководству ведомства с предложениями о внесении изменений и дополнений, чего до сегодняшнего дня не сделано.
Вопиющим фактом является наличие в таможенной системе планового метода работы. Это еще один отголосок “нежелания работать по–новому” или возродившийся атавизм. Планы устанавливаются и по сборам, и по контрабанде. Каким образом таможенники выполняют этот план и как можно вообще запланировать правонарушения, одному Богу известно. Опять–таки, чем таможенники руководствуются при взыскании штрафа, если действующее законодательство не предусматривает нарушения таможенных правил? Но самое прискорбное, что руководство Департамента таможенной службы устраивают такие методы работы, и они ничего не хотят менять.
Опубликованная через Интернет информация о якобы практикуемом “аукционе” по продаже должностей в таможне, проводимом ее руководителем, с указанием стартовых цен и списка предполагаемых претендентов на эти должности, нашла свое отражение спустя время, когда в точности, как указано в интернет–статье, было осуществлено распределение должностей в таможенной системе. Многие сотрудники таможни просто вынуждены были брать больничные листы, так как не в состоянии противостоять неуемному аппетиту и меркантильности Уважаемого, который вымогает с них деньги за оставление на рабочих местах, а кто не с ним, того отправляют в распоряжение кадров.
Кроме этого, в связи с проведением проверок исполнения таможенного законодательства также были выявлены вопиющие нарушения. Так, по поступившему в аппарат премьер–министра письму о вымогательстве со стороны сотрудников железнодорожной таможни у импортеров автомобилей из Прибалтики прокуратурой проводятся проверки.
Обращаясь к сотрудникам таможенных структур, хотелось бы уверить их в том, что время “уважаемых” лиц закончилось, и призвать их на путь борьбы со всякого рода проявлениями старого режима, разбудив в себе чувства порядочности и патриотизма.
Вторым по счету государственным органом, созданным для пополнения бюджета Семьи и карманов “уважаемых” лиц, является Государственная инспекция по контролю за производством, хранением и реализацией спирта и алкогольной продукции при правительстве Кыргызской Республики. По существу, являясь лицензиаром, этот орган был создан только для вышеуказанных целей, когда предприниматели обязаны были платить энную сумму отнюдь не в бюджет, а зятю бывшего президента. По этой причине ни один из предпринимателей, чья деятельность была связана с алкогольной продукцией, не смел возразить установленным Семьей порядкам. Не могли возразить не только предприниматели, но и сам президент. Вспомните импортеров шымкентского и карагандинского пива, которые, безрезультатно обивая пороги всех государственных структур, вышли в конце концов на пикет и впервые заявили через СМИ о коррумпированности Госалкоинспекции в лице ее директора У.Байызбекова и бросили тем самым вызов все тому же зятю президента. И власти сдались, позволив предпринимателям работать дальше…
Сейчас в отношении начальника отдела производства алкогольной продукции и лицензирования Госалкоинспекции Т.Осмонова возбуждено уголовное дело. Сей служащий, в чьи функциональные обязанности входила выдача лицензий на производство алкогольной продукции, в нарушение Закона “О государственной службе” одновременно являлся директором ОсОО “Адакс”, юридический адрес которого значится по месту проживания Осмонова (г.Бишкек, пер.Авангардный, 18). Основная деятельность этого ОсОО — поставка ликеро–водочным заводам спирта. Очевидно, что офисом этой фирмы и являлся кабинет начальника отдела производства и лицензирования Госалкоинспекции. При этом лицензии на производство алкогольной продукции на ОсОО “Адакс” были выданы самим Осмоновым. В свою очередь, ОсОО “Адакс” в лице директора Осмонова заключило с ОсОО “Кара–Балта арагы”, “СЛВЗБ”, “Айсмар” и “Асмар кунтуу алко” договоры на поставку патоки меласа по 7280 сомов за одну тонну, то есть по очень завышенной цене. И это только начало нашей проверки…
Считаю, что Государственная инспекция по контролю за производством, хранением и реализацией спирта и алкогольной продукции является предрасполагающим к коррупции структурным звеном в правительстве, это — не нужный орган, это — дырка в кармане простого гражданина. Ведь и сегодня в этом звене проявляются элементы коррупции, так как жалобы от предпринимателей, чья деятельность связана с импортом–экспортом алкогольной продукции, не прекращаются. Это как в одной индийской сказке — когда умирает дракон, а победивший дракона смельчак сам принимает облик дракона и становится им: “Умер дракон — да здравствует дракон”. Но борьба с драконами ожесточилась настолько, что сценарий той индийской сказки меняется кардинально.
Куванычбек Мамакеев, прокурор отдела специализированной прокуратуры.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10298/