Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
25 июня 2015 | ДЕТСКАЯ КОМНАТА |
Синдром непоседыОчень активные дети своим непослушанием нередко вызывают раздражение у взрослых, к их поведению больше всего претензий у учителей и воспитателей. Но всегда ли непоседы просто плохо воспитаны? Многие родители задаются вопросом: гиперактивность — это характер или болезнь? В кого он такой? — Мой сын не ходит, а бегает. Он постоянно задает вопросы, но не слушает на них ответы. Он не способен долго сидеть на одном месте, любит отнимать и ломать игрушки других детей, а когда ему оказывают сопротивление, может пнуть, укусить, плюнуть или упасть на землю и закатить истерику. С ним никто не хочет играть на улице. Все говорят, что сын у меня — гиперактивный. Но что мне с ним делать? — жалуется нам наша читательница, мама 4–летнего Ильи Наталья Сафонова. Синдром гиперактивности (СДВГ) с дефицитом внимания — распространенный диагноз. Узнать таких детей легко — благодаря своему поведению, они не остаются незамеченными. Ни минуты не сидят спокойно: вскакивают, бегают, все трогают. Однако на вопрос: почему появляется этот диагноз, однозначного ответа не существует. На сегодняшний день конкретная причина СДВГ не найдена. Более того, в ходе обследования у таких детей не находят никаких структурных нарушений. Некоторые врачи уверяют, что сказываются вирусные заболевания, травмы, анестезия, осложнения во время беременности и родов и даже плохая экология. При беседе с родителями таких детей нередко выясняется, что кто-то из них в детстве тоже имел характерное для СДВГ поведение. Хотя иногда такой взаимосвязи нет. Поэтому генетическая причина заболевания условная. — Если диагноз “гиперактивность” поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок идёт в школу и начинаются проблемы с учёбой, — считает детский психолог Лариса Сташина. Между тем врачи и психологи отмечают, что термин “гиперактивность” сейчас стал просто модным штампом, им часто награждают неудобных детей. А ведь нередко все дело только в воспитании или абсолютном нежелании учиться. — К сожалению, многие взрослые считают, что норма детского поведения — это сидеть на стульчике, сложить ручки на коленках и внимать маминым словам. А ведь ребенок должен постоянно двигаться. Для него это норма, — считает специалист. — Другое дело, если мама замечает, что ведет себя малыш немного странно. Насторожить должны маятникообразные, раскачивающиеся и повторяющиеся движения по кругу, неадекватная для данной социальной среды двигательная активность. Это может говорить о гипервозбудимости ребенка или, как вариант, насторожить родителей в отношении уравновешенности процессов возбуждения и торможения у ребенка. Важным показателем является сон ребенка (и дневной, и ночной). Если малыш днем не останавливается ни на минуту, а ночью спит как убитый, то все в порядке, порадуйтесь за его здоровье. Но если, несмотря на вечерние ванны и сказки, ребенок никак не может заснуть, ворочается в кровати, переворачивает вверх дном всю постель, то стоит задуматься о патологии. В Кыргызстане, в отличие от Европы и США, не используют психостимуляторы, стараются применять немедикаментозную нейропсихологическую коррекцию. Успех лечения на 90 процентов зависит от родителей, которые должны набраться сил и терпения и ежедневно заниматься с ребенком. Тем более что с возрастом гиперактивные дети становятся более усидчивыми. Причем девочки раньше мальчиков — к 7 годам, а мальчики — к 10 (показатели могут колебаться). А до этого времени родителям и учителям стоит быть более внимательными к непоседам. Энергию в мирное русло Известно, что при грамотном подходе к обучению и воспитанию ребенок с СДВГ может быть весьма успешным в самых разных областях. Говорят, симптомы гиперактивности наблюдались у Николы Тесла и Томаса Эдисона, Эрнеста Хемингуэя и Анри Пуанкаре. Многие родители отдают своих непоседливых детей в спортивные секции, чтобы там они “выпускали пар”, успокаивались. Для гиперактивных детей такая тактика ошибочна. Из всех спортивных секций им полезно только плавание, из способов досуга — танцы. Только на любительском уровне, для здоровья. Медики считают, что гиперактивность ребёнка проистекает не из–за избытка энергии, а потому, что нервная система быстро истощается. А двигательная активность — способ организма продержаться до конца дня. И отдавать ребёнка на единоборства, бокс, гимнастику — значит провоцировать его нервную систему. От таких детей надо держать подальше острые и бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию. Гиперактивным детям трудно сосредоточиться на каком-то деле. Именно поэтому у них нередко возникают проблемы с учебой. По мнению психологов, двигательная активность помогает детям с синдромом СДВГ удерживать полученную информацию в памяти и обрабатывать ее. Как правило, на занятиях детей заставляют сидеть неподвижно. Возможно, следует ввести в процесс обучения двигательные элементы, считают специалисты, и материал будет лучше усваиваться. Среди гиперактивных детей встречается немало способных и даже талантливых. Закатил истерику Истерики бывают разные. Если ребенок в результате недостаточного воспитания понимает, что добиться всего желаемого легко: просто нужно закричать, упасть на пол и биться о пол или стены, то в этом случае “спасать” ситуацию придется родителям совместно с педагогами, психологами. — Если ребенок сорвался, случилась истерика — отвлекайте, уводите или уносите в спокойное место, но ни в коем случае не кричите и не ругайте. Можно, например, умыть лицо холодной водой, — советует детский психолог Лариса Сташина. Контролируйте собственные эмоции. Иногда это бывает очень трудно, ведь импульсивность и несдержанность таких детей может создавать неприятные и сложные ситуации, но снять напряжение можно только спокойствием. Большую роль играет воспитание. В распоряжении родителей сегодня много разных книжек и методик. Кто-то в качестве примера берет японские традиции, где до семи лет ребенку разрешают абсолютно все. Он — бог. Но, по мнению психологов, правильные каноны воспитания — традиционные для нашей страны. У маленького ребенка должны быть четкие рамки — это можно, а это нельзя. И лишь с формированием жизненного опыта и ответственности рамки следует расширять. Кстати, только после того, как родители, будут уверены в том, что ребенок не уйдет, куда ему вздумается, а вернется после занятий домой, его можно отпускать в школу одного. Гиперактивному ребенку следует дать возможность выплеснуть свою энергию. Предлагайте ему подвижные игры, какую-то деятельность, которая требует приложения большого количества энергии. Неумение сидеть на одном месте сам ребёнок контролировать не может. Фраза “Сиди спокойно” таких детей не угомонит. А из–за наказаний они становятся агрессивными, у них развивается энурез, психосоматика. — Не заставляйте ребёнка долго сидеть без дела. Если читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним: если вопросов становится слишком много и не по теме или ребёнок ушёл в другой угол комнаты, он устал. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники, — подчеркнула Лариса Сташенко. — Разговаривая, смотрите ребенку в глаза, — продолжает психолог. — А когда просите о чём–то, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. “Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре” — говорить не стоит. Ребенок выполнит половину просьбы. Меню для живчика Американские ученые, обследовав большое количество гиперактивных детей, обнаружили, что 74 процента из них имели нарушения метаболизма глюкозы. Такие дети могут давать реакцию в виде всплеска необузданной энергии не только на сахар и сладости, но и, скажем, на фруктовые соки. Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом “гиперактивность” показало, что полное исключение из их рациона продуктов с синтетическими консервантами, красителями, ароматизаторами, а также глутамата натрия, шоколада и кофеина на десять недель приводило к заметному улучшению поведения примерно у половины детей. Они легче засыпали вечером, реже просыпались по ночам. Связь между пищевыми аллергиями и гиперактивностью отрицать невозможно. Сегодня уже считается нормой начинать лечение с поиска и исключения потенциального аллергена. Им может оказаться не только синтетический краситель, но и вполне натуральное коровье молоко или пшеница. В любом случае его определение и строгое исключение позволяет значительной части детей обойтись без лекарств. Холин и лецитин — защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами, считаются “пищей для мозга”. Это в первую очередь яйца, печень, рыба, а также молоко. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство детей любят яйца и молоко. Если же у ребенка невосприимчивость к молоку и при этом он ест мало мяса и не любит рыбу — родителям придется покупать аптечные лецитин и холин и придумывать блюда, в которые их можно было бы добавлять. Все самое важное в организме построено из белков, в том числе и те нейротрансмиттеры, с которыми у гиперактивных детей большие проблемы. Дети должны получать полноценное белковое питание. Однако иногда это проще сказать, чем сделать: часто у ребят бывает плохой или нестабильный аппетит, многие отказываются есть утром и мало едят днем, а оставшаяся вечерняя трапеза не покрывает суточной потребности в питательных веществах. В питании ребенка должны быть белковые продукты: творог, яйца, мясо. Чем натуральнее, тем лучше. Любая “фабричная” пища включает те или иные добавки. Их содержат колбаса и сосиски, мороженое и многие йогурты. Исключая из рациона ребенка “мусорную” пищу, лучше всего заменить ее на пищу, богатую магнием, — орехи и семечки. Дети обычно не возражают против такой замены. На заметку родителям • Чаще играть. Причем игры лучше строить так, чтобы задания на концентрацию внимания и отдых дополняли друг друга: отвлекся ненадолго, снова сосредоточился на задании. Такое чередование помогает привести непоседу в равновесие. • Чаще гулять. Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так “выгуливать”, чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом — спортивные игры, соревнования — им не полезны. Помните про меры предосторожности, такие дети не очень хорошо понимают, где опасность. • Не забывать хвалить. Причем делать это целенаправленно, объясняя за что. Это дополнительные внимание и контроль. • Соблюдать режим дня. Размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам. Распорядок должен быть четким и понятным. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/44282/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007