Распечатать: Вступить решили. Поспешили? РаспечататьОставить комментарий: Вступить решили. Поспешили? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вступить решили. Поспешили? Посмотреть комментарии

22 апреля 2011

ПЕРСОНЫ

Вступить решили. Поспешили?

Руководство страны громогласно объявило: Кыргызстан вступает в Таможенный союз. Интересно, подумали ли госмужи, нужны ли мы "большой тройке" и чем сей шаг аукнется нашей республике? Даже по самым скромным прогнозам, ТС принесет нам только головную боль и проблемы. Так считает бизнес-сообщество страны и его представитель - глава Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев.

 

    Просчеты и недочеты

    - На днях вы участвовали в обсуждении вопроса вступления в Таможенный союз в парламенте. Чем руководствуются политики в своем решении интегрироваться в объединение Россия - Беларусь - Казахстан?

    - Фракция "Ата-Мекен" собрала экспертов многих отраслей - бизнеса, гражданского сектора, пригласили министра экономического регулирования Касымалиева и многих других заинтересованных лиц. Дискуссия была весьма бурной. Когда участники от парламента и правительства озвучили свое видение вопроса, я остался при своем мнении - при любом развитии событий, вступим мы в "тройку" или нет, жизненный уровень каждого гражданина изменится. В лучшую или в худшую сторону - зависит от действий политиков.

    Бесспорно, от вхождения в ТС Кыргызстан кое-что выигрывает. К примеру, навсегда снимется вопрос о пошлинах на ГСМ, а это продукция, жизненно необходимая для государства. Эти затраты закладываются в себестоимость любого товара или услуги в стране. Бюджет каждой семьи в стране зависит от стоимости топлива, ведь даже расходы на общественный транспорт считаются с учетом цен на горючее.

    - Но если касаться лишь ГСМ, то мы видим - этот вопрос можно урегулировать и в рамках межгосударственных соглашений. Есть ли еще плюсы от вступления в ТС?

    - Вспомните: еще не так давно Россия нам поставляла ГСМ с пошлинами, ведь выяснилось, что сын экс-президента Максим Бакиев попросту на нем наживался. Если б мы были в ТС, вопрос о пересмотре нулевой таможенной ставки даже не рассматривался бы.

    Второй выгодный момент - ТС очень привлекателен для фермеров. Откроются новые рынки сбыта - один только Алтайский край РФ может запросто скупить всю нашу сельхозпродукцию до зернышка, и это не перекроет и пятой части его потребностей. А там, где есть спрос, рождается предложение. То есть появляется мощный стимул работать крестьянам. Фермеру интересно, когда покупателей-оптовиков много - продукция у нас экологически чистая и будет пользоваться спросом. А вопросы упаковки-сортировки-калибровки, которые сейчас "хромают", уладятся сами собой.

    - Но массовый экспорт продуктов - это не всегда благо...

    - Однозначно они подорожают. И не на 1 процент, как рассчитывают в правительстве. Продукты питания и без всякого Таможенного союза будут повышаться в цене - это общемировая тенденция. Рынок может лишь слегка выровнять и скорректировать их стоимость. Если в РФ товар стоит 10 долларов, а у нас 5, то любому экономисту ясно: в будущем его цена станет 7-8 баксов. От этого никуда не деться. Есть здесь и существенный минус: если продавать за границу станет выгоднее, нежели на свой рынок, мы можем столкнуться с дефицитом продовольствия. Тут должны будут максимально эффективно сработать государственные органы регулирования - определить квоты, которые можно вывозить.

    Наладить эту систему будет нелегко - появится новое коррупционное поле, в котором будут подделываться цены и вывозимые объемы. Выходы найдутся сразу. Однако готовиться нужно к более серьезной угрозе: с вхождением в ТС подорожает почти все. Горожане явно к этому не готовы. Вряд ли правительство сможет предложить компенсацию гражданам, по которым рост цен ударит наиболее сильно - уровень зарплат и бюджет останутся неизменными.

    Есть мнение, что при создании ТС сразу выявится реальный товарооборот, к примеру, с Китаем, - очень уж разнятся данные, предоставляемые нашими и их таможенниками. Но считаются цифры по двум разным методикам, там масса нюансов, которые необходимо учитывать, а сейчас утрируются. При этом таможенная коррупция была всегда, она никуда не денется и впредь. Так что вряд ли ТС принесет в этом ожидаемые бонусы.

 

    Ударит больно, не заживет долго

    - А что будет с товарами народного потребления, которые мы экспортируем, скажем, из Китая?

    - Проблема возникнет и тут. Сегодня у Кыргызстана таможенный коэффициент 5,1. У стран - участниц ТС - вдвое больше. Это не значит, что растаможка подорожает в среднем в два раза, по некоторым позициям повышение стоимости произойдет в 10-15 раз. По официальной статистике, челноки ныне ежегодно ввозят в КР товаров на полтора миллиарда долларов. Для КР сумма существенная. И это только из Китая! Товар, который сегодня растамаживается по 28 центов, будет проходить ту же процедуру со стоимостью от 4 евро. Цены взлетят.

    И сегодня продукция-ширпотреб продается из рук вон плохо - у населения нет денег. По новым ценам продажи резко пойдут на спад. Политики в расчетах основываются на том, что объем импортируемых товаров не изменится, но это не так. Произойдет существенное сокращение. Мы тут же потеряем реэкспорт. Рынок Кара-Суу простаивает по сей день уже более года - граница с Узбекистаном закрыта. Со временем, надеемся, она откроется, но ТС серьезно ударит по предпринимателям юга страны.

    "Дордой" ориентирован на Казахстан, Россию и Таджикистан, и у него проблемы появятся уже с 1 июля этого года. С этого дня общая граница ТС смещается к рубежам КР, там будут стоять уже таможенники Казахстана, России и Беларуси. И цена на ввоз в РК реэкспортных и местных товаров станет огромной. Провезти небольшими потоками продукцию из нашей страны "по-серому", как часто происходит сейчас, уже вряд ли удастся. То есть коммерсанты "Дордоя" и без входа в ТС скоро столкнутся с большими проблемами. Многие из них останутся без работы.

    - В нашей неспокойной стране взлет цен чреват...

    - Я и задал чиновникам вопрос: почему правительство не готовит никаких программ, которые сгладили бы удар по населению страны и предпринимателям? Вспомните Ошский рынок - когда над значительной частью торговцев нависла угроза потерять рабочие места, а соответственно и заложенные в банках дома-квартиры, произошел бунт. Если кошка загоняет мышь в угол, та разворачивается и кидается на хищника. ТС принесет огромной части торговцев большие проблемы, это чревато мощным социальным напряжением. Люди потеряют заложенное жилье, лишатся работы. Сложно даже предсказать, во что это выльется.

    У госмужей нет видения, почему мы должны войти в Таможенный союз, никто не может грамотно экономически обосновать этот шаг. Нет стратегий, чтобы сгладить острые углы для населения и бизнеса при вступлении в ТС. А последствия будут ощутимыми чуть не для каждого в стране. Мы еще в марте писали правительству, что есть необходимость собрать экспертов и обсудить все серьезные вопросы. Но складывается ощущение, что нас не слышат. Или не хотят услышать. Потому никаких программ, минимизирующих последствия вступления в ТС, ныне не разрабатывается.

    Нашей ассоциации не хватит административных, правовых и прочих ресурсов, чтобы справиться с этим самостоятельно. А бизнес нужно переориентировать, переквалифицировать, обучать новым правилам игры. И в первую очередь защищать.

 

    Минус на минус не даст плюс

    - Вот завтра мы вступим в ТС. Обрисуйте развитие событий.

    - Главная функция таможни - защищать отечественных производителей. Собирать пошлины - задача вторичная. У Казахстана, РФ и Беларуси есть собственное мощное производство. У нас его нет. Подавляющее большинство продукции приходит к нам из Китая, Турции, ОАЭ - чистый импорт. Продукты подорожают, товары народного потребления - аналогично. Все, что приходит из РФ или РК, в цене не изменится. Сразу пойдет рост инфляции. В условиях кризиса это чревато гиперинфляцией. То есть нацвалюта будет падать в цене - в КР, возможно, повысится курс доллара.

    Это приведет к новым проблемам. То есть дорожает растаможка, да еще американская валюта повышается в цене. Это накладывается на стоимость продукта для конечного потребителя - почти все в стране взлетит в цене в разы. Авто сегодня можно купить за 5-7 тысяч долларов, они будут продаваться по 15-20 и станут предметом роскоши. В краткосрочной перспективе это может вообще остановить экономику страны.

    Население поймет, что семейный бюджет сократился - нужно меньше кушать, скромнее одеваться, ущемлять себя в том, что еще вчера можно было себе позволить. Это бунт. Человеку трудно будет объяснить: "Потерпи 3-5 лет, пока мы отладим все механизмы, наладим партнерские отношения и начнем продавать товары за рубеж". Люди этого не поймут. Я сторонник интеграции с соседями, но вопрос - когда? Ответ очевиден: когда мы будем к этому готовы. Давайте сегодня жить по принципу "своя рубашка ближе к телу" и создадим условия, чтобы население и бизнес при вступлении в ТС не пострадали.

    Мы живем в стране, где 5 тысяч человек приходит на площадь и делает революцию. Можете предположить, что будет, если сотни тысяч останутся без работы и средств к существованию? Не думаю, что наше правительство не понимает последствий своих шагов. Но какие игры тогда ведут политики? Предприниматели обращаются за помощью, чтобы перепрофилировать армию реэкспортеров, но нас не слышат. Многие тысячи предпринимателей "Дордоя" не аналитики, они лишь знают - есть угроза потерять все. Каких последствий можно ожидать?

    - Сам ТС - структура "необкатанная". Стоит ли опрометчиво в нее кидаться?

    - На днях США объявили, что будут способствовать вступлению России во Всемирную торговую организацию. Планируется, что РФ туда войдет в ноябре-декабре нынешнего года, Казахстан хочет сделать то же весной следующего. У ВТО и ТС масса противоречий, правила игры в Таможенном союзе однозначно будут пересматриваться, чтобы не было конфликта с ВТО - это объединение 161 страны, включая нашу. На сию организацию приходится 92 процента мирового товарооборота. То есть грядут кардинальные изменения всех документов и правил игры "большой тройки".

    Стоит ли в такой ситуации делать необдуманные шаги? Мы тоже будем обязаны идти в ТС в нормах, которые не противоречат ВТО, иначе нам грозит немалый штраф. Эксперты говорят: при самовольном изменении таможенных тарифов ВТО предъявляет ряд требований, которые страна-участница должна выполнить. Если этого не происходит, платится немалая компенсация. Озвучивались и цифры - полтора миллиарда долларов. Однако на международной российско-кыргызской конференции депутат Госдумы РФ Сергей Глазьев отметил: страны Таможенного союза готовы выплатить за Кыргызстан компенсацию. А наши политики говорят, что механизма компенсации не существует вообще.

 

    Кто не прав - покажет время.

    - Получается, выгоды от ТС мы все увидим через 3-5 лет, а проблемы начнутся сразу же?

    - Да. Если фермером быть станет выгодно, до людей это дойдет только спустя годы. Кроме того, можно вырастить некондиционный картофель, который никто не купит, а можно воспользоваться современными сельхозметодами и сделать конкурентоспособный продукт, который будет покупаться. Этому нужно учиться. Новое поколение крестьян успело стать горожанами, вернуть его к земле будет нелегко.

    Все плюсы от интеграции проявятся со временем, а кушать нужно уже сегодня, по-возможности трижды в день. К ТС мы не готовы. Бизнес-сообщество КР высказалось об этом однозначно. Неприятно осознавать, что вхождение в "большую тройку" не экономически обосновано, а политически для наших чиновников целесообразно. В этом убеждены все коммерсанты страны. Даже чтобы положительные моменты вступления в ТС просматривались в среднесрочной перспективе, нужно многое сделать.

    - То есть надо, чтобы страна была на полном самообеспечении, дабы не столкнуться с проблемами? Швейная промышленность у нас уже есть...

    - В РФ, к примеру, если взлетели цены на иномарки, можно взять продукцию "АвтоВАЗа". У нас заменить такую продукцию нечем. И так практически по всем позициям - мы ничего не производим, чтобы предложить собственному рынку. Даже со швейниками не все так просто - ткань, фурнитуру, нитки мы покупаем в том же Китае, ибо российские аналоги неконкурентоспособны. А на таможне - повышенный тариф. То есть даже на произведенные нашими швейниками товары цена вырастет. Многие из них могут потерять бизнес. До самообеспечения по всем категориям товаров нам еще далеко.

    Давно и четко определено, где должна стоять телега, а где лошадь. И нам не нужно переворачивать все с ног на голову. Сначала стоит поднять производство - тогда мы концептуально впишемся в ТС. Пока мы - реэкспортеры, а страны ТС - производители, мы антиподы, в "тройке" нам делать нечего. По крайней мере ближайшую пятилетку. Которую можно провести не зря и подготовить страну к интеграции.

    Андрей ОРЕШКИН.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34999/



Материалы по теме:

20 августа 2015 Союзная притирка

3 июля 2015 Пенсия: дотянуть до сентября

19 марта 2015 Хватайте, пока есть!

12 марта 2015 Самые женские автомобили Женевы

26 февраля 2015 Пенсия: свести концы с концами

19 февраля 2015 На светофоре

12 февраля 2015 Дебют на пятёрку

12 февраля 2015 Дела пошли в гору

5 февраля 2015 СМИшные поправки для затравки

15 января 2015 Челобитная перегонщиков

Распечатать: Вступить решили. Поспешили? РаспечататьОставить комментарий: Вступить решили. Поспешили? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вступить решили. Поспешили? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007