Европейский Союз — стратегия для Центральной Азии
Для Центральной Азии открываются значительные возможности, однако ей также придется столкнуться с рисками. Сегодня Центральная Азия окружена странами с самыми динамично развивающимися экономиками в мире. Таким образом, в самом регионе может произойти значительный рост экономики благодаря имеющимся здесь богатым природным ресурсам. 50 миллионов человек данного региона имеют общую историю, культуру и язык.
С другой стороны, Центральная Азия испытывает трудности из-за отсутствия доступа к путям морского сообщения, уязвимости инфраструктур, институциональной слабости и высокого уровня бедности. Лидеры центральноазиатских стран понимают, что их регион является предметом интереса великих держав, потенциального экстремизма, транснациональной преступности, но он также стоит перед угрозой экологического кризиса.
Международная политика этого региона должна решить задачу устранения потенциальных конфликтов и укрепления партнерства на основе сотрудничества. Центральноазиатские страны полны решимости сохранить свой суверенитет и свою особенность. При этом осуществление регионального сотрудничества просто обязательно.
25 марта 2007 года Европейский Союз отмечал свою 50-ю годовщину в Берлине, на праздновании которой присутствовали главы государств и правительств. У Европейского Союза, если можно так выразиться, региональное сотрудничество заложено в его хромосомах. Какой вклад может внести Европейский Союз в Центральную Азию, опираясь на свой опыт, группы взаимосвязанных государств, имеющих общие институты, но без господствующей власти?
1. Европейский Союз в последние годы стал играть более заметную роль на международной арене. В ряде случаев Союзу пришлось наращивать свою способность реагирования на конфликты и их предотвращение. Расширение ЕС в 2004 году заставило его заново обдумать и восстановить отношения с рядом стран бывшего Советского Союза. Некоторые из них — Эстония, Латвия, Литва — являются теперь полноправными государствами — членами ЕС. Другие страны — Молдова, Украина, Армения, Азербайджан и Грузия — охвачены новой европейской политикой добрососедства (ЕПД). Задача политики, разработанной в контексте расширения ЕС, решение о котором было принято в 2004 году, состояла в укреплении стабильности и безопасности южных и восточных соседей ЕС, которая и была решена со вступлением в Союз Румынии и Болгарии. Однако менее определенно выглядело то, какими должны быть отношения у ЕС с более отдаленными бывшими советскими республиками, в частности с пятеркой центральноазиатских государств: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
Расположенная в Брюсселе Международная кризисная группа в своем отчете за 2006 год “Центральная Азия: Какова роль Европейского Союза?” выступила с критикой в отношении ЕС, что он не принимает во внимание свой потенциал геополитического актера в Центральной Азии: “До сих пор ЕС проявляет мало интереса, в Брюсселе предпринимается совсем немногое, что формировало бы события в этом регионе, который… продолжает оставаться регионом значительного стратегического значения… ЕС не может позволить себе игнорировать Центральную Азию, где, несмотря на поверхностное спокойствие, потенциал нестабильности и конфликта остается высоким. Центральная Азия имеет важное значение для будущей энергетической безопасности Европейского Союза. Системы здравоохранения находятся в критическом состоянии, создавая идеальные условия для возникновения эпидемий. Исламский радикализм, хотя и не представляющий опасности в настоящее время, является еще одной потенциальной угрозой. Прогресс в отношении соблюдения прав человека и добросовестного управления идет медленно. В настоящее время этот регион является главным маршрутом торговли наркотиками. Нестабильность, если она будет продолжать усиливаться, станет серьезным препятствием на пути построения государства в соседнем Афганистане…
Подход ЕС к развитию был фрагментированным и проектным, нежели стратегическим, и опирался на модель регионального сотрудничества, которое так и не началось из-за нежелания центральноазиатских государств работать вместе… Политическое участие точно так же было ограничено незначительным числом европейских дипломатических миссий в данном регионе”.
Это суровые слова. Но иногда такая критика может быть необходима для прогресса. Но по крайней мере концептуально Международная кризисная группа не относит это полностью только на счет “европейской зарубежной политики и политики безопасности”. В “Европейской стратегии безопасности” (ЕСБ) от 12 декабря 2003 г. ЕС признал, что, будучи союзом, в составе которого вскоре будет 27 стран с более чем 450-миллионным населением, производящим четверть мирового внутреннего валового продукта, обладая общей валютой и объединенной политикой торговли и конкуренции, Союз не может не быть глобальным игроком. По тому же случаю ЕС также признал, что: “ЕС сталкивается с новыми угрозами, которые более разнообразны, менее видимы и менее предсказуемы. Каждая из этих угроз требует применения различных инструментов, а именно безопасности и мер по обеспечению правопорядка, которые должны применяться наряду с методами осуществления “мягкой власти”, такими как верховенство закона, усиление соблюдения прав человека, демократизация, сокращение бедности, политика коммуникации и моральное убеждение”. Важно обратить внимание на то, что ожесточенные разногласия в Европейском Союзе по поводу вооруженного вмешательства в Ирак не разрушили политическую энергию, необходимую для заслуживающей доверия политики ЕС в отношении безопасности и обороны. Напротив, Европейский Союз вступил на путь развития, который Хавьер Солана, глава ЕС, охарактеризовал как “стратегическую культуру, благоприятствующую раннему, быстрому и, при необходимости, энергичному вмешательству”.
В стратегических целях, изложенных в Европейской стратегии безопасности, делается четкая ссылка на Центральную Азию в отношении борьбы против организованной преступности, включая торговлю наркотиками, людьми и оружием. В Европейской стратегии безопасности признается, что “энергетическая зависимость представляет особую озабоченность для Европы. Европа является самым большим в мире импортером нефти и газа. Импорт составляет приблизительно 50 % потребляемой энергии на сегодня. Этот объем возрастет до 70 % к 2030 году”.
В числе прочих устремлений Европейской стратегии безопасности упоминается создание связей с “кольцом стран, расположенных к востоку от Европейского Союза, имеющих хорошее государственное управление, с которыми мы можем иметь тесные и сотруднические отношения”. Кроме того, в Европейской стратегии безопасности подчеркивается важность упрочения международного порядка, основанного на эффективном многостороннем сотрудничестве.
2. В этом регионе побывали делегации стран ЕС, возглавляемые Германией, готовящейся к своему президентству в ЕС в 2007 г. и являющейся единственным членом ЕС, открывшим посольства во всех странах Центральной Азии с целью проведения консультаций по возможным подходам. Впервые в своей истории Европейский Союз организовал в Центральной Азии конференцию с участием всех послов стран ЕС и представителей комиссии ЕС в регионе. Цель этой конференции, проведенной в Астане 9 октября 2006 года, состояла в том, чтобы начать обсуждение разработки совместной стратегии для этого региона. Министр иностранных дел Германии г-н Уолтер Стейнмайер посетил все страны Центральной Азии в начале ноября 2006 года. Недавно назначенный специальный представитель ЕС (СПЕС), посол в Центральной Азии Пьер Морель играет ключевую роль в укреплении политического диалога и сотрудничества с Центральной Азией.
Таким образом, первый шаг разработки Инициативы ЕС в Центральной Азии состоял в том, чтобы заслушать и проработать аспекты этой идеи прежде всего непосредственно с центрально-
азиатскими странами. Эти консультации будут продолжены в 2007 году. На конференцию в Астане 28 марта 2007 года были приглашены все министры иностранных дел центральноазиатских стран, чтобы предполагаемая будущая инициатива Европейского Союза представляла актуальный интерес для Центральной Азии.
Инициатива ЕС в Центральной Азии не направлена против кого-либо. Она предназначена для оказания помощи центральноазиатским странам, чтобы они могли, образно выражаясь, “развиваться, привлекая внутренние резервы и силы”. По инициативе, согласованной с центральноазиатскими партнерами, проводятся консультации со всеми заинтересованными государствами, в особенности с Россией, США, Китаем, Турцией, Японией, а также с международными организациями, активно работающими в Центральной Азии, такими как организации ООН, включая Европейскую экономическую комиссию ООН, НАТО, ОДКБ, ВТО, ЕБРР, Всемирный банк, ШОС, ЕврАзЭС и ЦАРЭС.
3. При проведении консультаций по элементам возможной стратегии “ЕС — Центральная Азия” обычно поднимались вопросы, связанные с европейскими интересами. Партнеров заверяют: Европейский Союз действительно имеет интересы в Центральноазиатском регионе, как было объяснено ранее. Но Европа не преследует никаких геополитических интересов. ЕС также не конкурирует с Россией, Китаем или США в военной или экономической сфере. Европейский Союз вообще воспринимается как “мягкая власть”. Европейская экономическая сила как инвестиционного и торгового партнера, конечно, является важным активом для стратегии. Например, 60 % внешней торговли Казахстана осуществляется с ЕС. Европа выделяет значительные средства на оказание помощи, которая оговаривается в различных договорах о партнерстве и сотрудничестве (ДПС). С ними связано множество интересных проектов, проводимых ЕС в Центральной Азии, таких как ТРАСЕКА (TRACECA), ИНОГЕЙТ (INOGATE), “Процесс Баку” и БОМКА. Преимущества Европейского Союза в Центральной Азии, однако, находятся главным образом в политической культуре Европы и усиливаются тем фактом, что страны региона сами объявляют приверженность западным ценностям и выступают в пользу постепенных реформ.
Европейский Союз признал, что фактически его прошлый подход в Центральной Азии, например, некоторые мероприятия ТАСИС временами были слишком однообразными, зачастую обобщенными до уровня региона. Государства Центральной Азии действительно имеют общие черты, но при этом они также очень отличаются друг от друга. Есть большие и маленькие страны. Некоторые до недавнего времени сохраняли кочевые традиции, в то время как другие были оседлыми племенами в течение длительного периода времени. У некоторых стран культурное наследие персидское, а у других — тюркское. Природные ресурсы также разные: некоторые страны имеют огромные месторождения нефти, газа и минеральных ресурсов, другие, как, например, Кыргызстан, являются “водными державами” с огромным потенциалом для экспорта электричества, элитного сельского хозяйства и высококачественного туризма.
В настоящее время в странах ЕС пришли к единодушному мнению о необходимости продолжения двусторонних и региональных подходов параллельно. С другой стороны, центральноазиатским государствам удалось преодолеть былое нежелание в отношении регионального сотрудничества и интеграции.
Европа сможет повлиять на развитие политической жизни в Центральной Азии только в рамках озвученного ею обязательства бороться за безопасность региона в самом широком смысле. При таких обстоятельствах европейские стратегические интересы и европейское предложение (должным образом скоординированное с просвещенными собственными интересами стран в Центральноазиатском регионе и на их основе) в практической действительности могли бы привести к совместным действиям и изменить ситуацию.
Экономическая и социальная стратегия Европейского Союза по Центральной Азии может быть определена как скоординированное обязательство институтов ЕС и государств-членов по содействию совместной безопасности в главных областях. Членство в Союзе не может быть перспективой, но цель “безопасности, верховенства закона и развития партнерства”, интегрирующая, усиливающая и далее развивающая соответствующие компоненты уже существующих договоров о партнерстве и сотрудничестве, Соглашения по партнерству и сотрудничеству (СПС) и европейской политики добрососедства, является ответственной, но и многообещающей перспективой как для Европейского Союза, так и для центральноазиатских стран.
4. С учетом всего изложенного выше, что подразумевает европейское предложение в более конкретных терминах?
Следующее приводится только для иллюстрации, поскольку было бы неправильно ожидать принятия политических позиций, которые предстоит принять различным центральноазиатским правительствам — по отдельности или вместе, — и решениями, которые предстоит принять главам государств и правительствам стран ЕС, когда они встретятся в июне 2007 года для завершения стратегии Центральной Азии — ЕС. Таким образом, приведу только некоторые предварительные примеры.
Во–первых, безопасность и стабилизация, вытекающие из сотрудничества: сотрудничество в схемах управления водными ресурсами, пограничного контроля, борьбы против распространения наркотиков, торговли людьми и оружием.
Платой за отказ от сотрудничества может стать распространение болезней, потерянные экономические возможности, неспособность бороться со стихийными бедствиями, разрушение окружающей среды, конфликты и отсутствие безопасности.
Во–вторых, верховенство закона, поддержка институциональных и политических реформ, образование и кратко-
срочное обучение. Региональная стабильность в значительной степени зависит от внутренней стабильности в странах ЦА. Ничего нельзя будет сделать в центральноазиатских государствах без консолидации стабильного справедливого и открытого общества, продвигающегося постепенно к европейским нормам, с учетом исторических особенностей каждой страны. Таким образом, было бы полезно:
? реализовать амбициозные миссии по норме права, состоящие, в частности, из обучения судей, улучшения пенитенциарных систем карательно-исправительных учреждений;
? продвигать образовательные программы (включая стипендии) и программы, развивающие общество, основанные на знаниях, накопленных человечеством (ИТ); создание кооперативных схем (например, европейские программы обучения) на базе хороших академических учреждений. Необходимо создание новых центров, таких, как, например, Водная академия Центральной Азии, расположенная в Бишкеке
В–третьих, экономическое и социальное развитие: устойчивое развитие предполагает соблюдение нормы права. Кроме того, нет никакого развития без обеспечения безопасности и нет безопасности без развития. Помимо энергии (то есть углеводородов плюс угля и гидроэнергетики), ЕС может активировать более широкое партнерство, направляя усилия на решение ситуации данного региона, не имеющего выхода к морю: включая транспортировку, банковское дело и образование. Содействие торговле как основе экономического развития означало бы сокращение высоких затрат от задержек на границе, взяток, транспортировки в объезд. Сокращение торговых затрат, к примеру, на 50 %, увеличило бы, например, ВВП приблизительно на 20 % в Казахстане и на 50 % в Кыргызстане. Границы должны быть крепкими и безопасными, но в то же время иметь “человеческое лицо”. Местные жители, нарушающие границы, не должны эксплуатироваться и подвергаться вымогательским и коррумпированным требованиям по оплате, оказывающим отрицательное влияние на их экономический уровень и средства к существованию.
Из-за своей географической близости и существующих исторических связей ЕС может обладать значительными рычагами в создании положительного вклада в Среднюю Азию, создавая жизнеспособную и совместную “безопасность, верховенство закона и развитие партнерства”.
Профессор, доктор Клаус В. Гревлих, посол Федеративной Республики Германия
в Кыргызстане
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17867/