Счастливые люди, которым ничего не надо
Мало их осталось в стране. Всего четыре Героя Советского Cоюза — Даир Асанов и Иван Гришин — в Бишкеке, Степан Сущев в Сокулуке, Розы Азимов в Джалал–Абаде. Еще двое героев, уроженцев Кыргызстана, живут в Алматы и Москве — дважды Герой Талгат Бегельдинов и летчица Евдокия Пасько.
О многом могут рассказать скупые строки биографии. 22 июля Ивану Александровичу Гришину исполнится 88. Возраст более чем солидный, и даже беглое перечисление пережитых событий не оставляет сомнений в том, что жизнь его была хотя и несладкой, но яркой.
Родился он в недальнем от кыргызской столицы селе Васильевка, в большой крестьянской семье. Долгая война Ивана Гришина началась с участия в Финской кампании 1940 года. Закидывала его военная судьбина в Россию, Белоруссию, Литву, Польшу, Германию. Пять лет войны сделали из необстрелянного парня настоящего героя.
Золотую Звезду и орден Ленина Иван Гришин получил за форсирование реки Шпре в самом конце войны, при взятии Берлина. Рота майора Гришина первой переправилась через реку и удерживала рубеж, обеспечивая переправу наших войск.
После войны Иван Александрович служил в Германии до 1960 года, обеспечивая выполнение решений Потсдамской конференции о разделе страны на сферы влияния союзников. В Потсдаме его должность называлась “главный офицер по обеспечению границы между Восточным и Западным Берлином”.
Там нашел он свое счастье, познакомившись с белокурой медсестрой Лидочкой из военного госпиталя, которая стала его верной женой. Ныне Лидии Павловне 83 года. В Калининграде у них родилась старшая дочь Тамара, позже в Литве — Наталья. “Ранен серьезно папа был один раз, — рассказывает его дочь Наталья. Даже шла речь об ампутации ноги”. Пехотинец от операции отказался, а нога зажила лишь спустя много лет. Мелких ран было не сосчитать — рота разведчиков в тылу не отсиживалась.
Демобилизовавшись и вернувшись в Киргизию, Гришин двадцать лет отработал на заводе им.Ленина. Фактически он заработал еще одну пенсию, но в нашем государстве нет закона давать и вторую пенсию. Это сильно обижает военных пенсионеров, не имеющих права на справедливое вознаграждение за трудовой стаж на гражданке.
Году в 75–м Иван Александрович и десяток ветеранов–однополчан решили посетить места боевой славы. На поезде добрались они до польской границы, которую перешли пешком, а затем на автобусах их провезли по местам сражений. В духе страны “за железным занавесом” спецслужбы перед поездкой четко проинструктировали воинов: возможны провокации, будьте осторожны. В Польше на мероприятии для ветеранов рядом с Гришиным сидела молодая красивая женщина, все время его пристально разглядывавшая, и рослый мужчина возле нее. Когда женщина вдруг бросилась его целовать, Иван Александрович подумал, что предупреждения о провокации были не напрасны, и ожидал жесткой реакции со стороны спутника женщины. Но все вскоре просто и романтично разъяснилось. Во время войны часть, где служил Гришин, освобождала польскую деревню от фашистов. Началась бомбежка, и в суматохе посреди деревушки потерялась маленькая девочка. Он спас ее, затем нашел ее мать и отдал ребенка. Красавца советского офицера девочка и мать хорошо запомнили, и на собрании выросшая девушка узнала его в ряду ветеранов. Об этом случае много писали польские газеты.
Много было на войне трагичных и комичных случаев одновременно. Например, однажды Гришин чудом спасся от фашистов, которые окружили дом, где находился разведчик. Спрятался он от неминуемой смерти в собачьей будке, а собаки своих не сдают.
Наград у него — целый иконостас. Четыре боевых ордена, пятнадцать медалей, среди которых и высший знак солдатской доблести — “За отвагу”. Есть и польский орден. Правда, хранить награды, единственную ценность семьи, приходится вне дома — небезопасно в наше время девальвации моральных ценностей.
Иван Александрович всегда отличался активностью и подвижностью, охотно занимался спортом. Во Фрунзе много лет даже проводились ежегодные соревнования по самбо на призы И.Гришина. Теперь все это в прошлом.
— Какие у вас проблемы, чем можно помочь? — спросила я у Натальи.
— Нам ничего не нужно, все хорошо, а что денег маловато, так мы живем по средствам, — был ответ.
Но не все так просто. Иван Александрович передвигается сейчас по квартире с трудом, видит плохо — букет болезней у них с женой накоплен внушительный. Много денег уходит на лекарства, питается семья более чем скромно.
За героическое военное прошлое республика платит ему пенсию три тысячи сомов плюс тысячная пенсия жены и зарплата дочери. Честно сказать, особо не разбежишься. Хотя главное не в скромной пенсии. Невнимание ранит больнее. Наталья, рассказывая про их житье–бытье, грустно заметила: “Лежачим легче всех отказывать — ведь папа же больше никуда не пойдет. Связей у него уже нет, родных ни здесь, ни в России почти не осталось”. Государство дает пенсионерам–ветеранам существенные льготы на все услуги, но их (что хорошо знают пожилые больные люди) надо выходить своими ногами. По словам Натальи, для пенсионеров и опекающих их членов семьи было бы значительно удобнее введение монетизации льгот по примеру России: “Ведь сейчас не оформление, а мучение: попробуй обойти все инстанции в разных районах города, выстоять очереди”.
Но есть и поводы для признательности. Семья Гришиных была тронута вниманием общества казаков республики, взявших над ними шефство. Есть у Гришиных казацкие корни. Прознав про состояние земляка–героя, приехали к ним представители Семиреченского казачества — верховный атаман Валентин Бабичев, атаман станицы Садовое Александр Любимов, казачий ветеран Иван Пантелеевич Дубягин, казаки–участники военных действий в Афганистане Анатолий Долгов и Александр Крамарев. Как водится, прибыли гости не с пустыми руками и устроили семье Гришиных настоящий праздник. А когда пошли местные овощи, привезли целую корзину отборных помидоров, пупырчатых огурчиков, картошки, фруктов. Любо, братцы, любо! Посидел тогда с казаками и сам глава семьи, вспоминая свои ставропольские казацкие корни и случай, который привел семью, направлявшуюся в Сибирь, в Киргизию. Приезжали к Гришиным с визитом и офицеры Академии МВД КР Абдуразак Турдубаев и Дмитрий Знаменщиков, сотрудник МВД России Олег Пак.
Как рассказывают Лидия Павловна и Наталья, “грех нам обижаться — к 60–летию Победы участникам войны и инвалидам оказали солидную денежную помощь. На праздники приходят поздравлять тоже с конвертом. Как–то бесплатно отремонтировали батарею парового отопления. Мы всем довольны, у нас все есть и нам ничего не надо”.
Нам, современникам, это надо. Мы не вправе забывать героев, пока еще живущих рядом с нами, но чьи ряды уже до боли малочисленны.
Елена Мешкова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/14756/