Новые инициативы Омбудсмена
Его Превосходительству Президенту Кыргызской Республики г–ну А. Акаеву
Уважаемый Аскар Акаевич!
Обращаюсь к Вам за поддержкой своих инициатив как к гаранту конституционных прав и свобод граждан Кыргызстана. Никто, кроме Вас, не сможет продвинуть их.
Как Вам известно, чуть более года назад я приступил к обязанностям Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, а 31 января 2003 года Вы в торжественной обстановке открыли офис Омбудсмена. За истекший год к нам обратились более 14 тысяч человек. Не ограничиваясь только рассмотрением поступивших жалоб и заявлений, мы осуществили множество инспекций и проверок различных учреждений, предприятий и организаций на предмет соблюдения в них прав и свобод человека. Это: учреждения здравоохранения (в том числе психиатрические и противотуберкулезные), районные и городские военные комиссариаты, органы правопорядка, прокуратуры и суда, дипломатические представительства Кыргызстана за рубежом (посольства и консульства), средние, средние специальные и высшие учебные заведения, интернаты для детей–инвалидов, изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, исправительные колонии для осужденных и ряд других государственных и негосударственных учреждений.
По итогам прошлогодней деятельности я неоднократно обращался к Вам с теми инициативами, которые могли бы улучшить ситуацию с правами и свободами человека в нашей стране. Позвольте, уважаемый г–н Президент, обратиться с новыми идеями.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА. Уровень коррупции в ней настолько высок, что недоверие к ней перешагнуло обозначенные Вами когда–то 80 процентов населения. Наверное, поэтому количество обратившихся граждан в институт Омбудсмена с жалобами на нарушение их прав в судебных органах несравним с другими, разве что следственные органы смогут составить им конкуренцию. Это вызывает сильное возмущение у населения, особенно в местах отбывания наказания.
Предлагаю:
1. При утверждении кандидатур судей Президенту и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики запрашивать информацию о них у Генерального прокурора и Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, а также у глав государственных администраций, на территории которых те ранее работали.
2. В преддверии введения в Кыргызстане института судебных заседателей (январь 2005 года) ввести с 17 мая 2004 года должности судебных заседателей в судах столицы, областных центров и таких районов, как Кара–Суйский, Ноокатский, Сузакский, Ноокенский, Кочкорский, Иссык–Кульский, Жайылский, Кеминский и Аламудунский.
3. Для снижения коррупции в органах правосудия способствовать решению на государственном уровне социальных и материально–бытовых вопросов судей.
4. Судьям при вынесении приговоров, особенно ранее не судимым и за менее тяжкие преступления, шире применять альтернативные меры наказания (общественные работы, штрафные санкции, тройные айыпы, отсрочки исполнения наказания и т. п.).
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. Во время своих инспекций следственных изоляторов в городах Ош и Бишкек я встретился с каждым из приговоренных к исключительной мере наказания (ИМН). Помимо проверки условий их содержания и принятия жалобы, я попутно интересовался их отношением к введенному пять лет назад Президентом Кыргызской Республики мораторию на исполнение приговоров к смертной казни. Только двое из 139 “смертников” высказали свое негативное отношение к нему!
Однако, уважаемый г–н Президент, при инспекции обнаружились и негативные моменты, а именно: камеры СИЗО не соответствуют содержанию в них осужденных к ИМН, вместо 1—2 содержатся вместе до 6—8 “смертников”; в свою очередь, их нахождение в СИЗО с другими заключенными приводит к перенаселению камер для подследственных (к примеру, в камере, рассчитанной на 16 чел., содержатся до 22—24 подследственных), что усложняет и их охрану; комиссия по помилованию при Президенте КР по полгода и более не отвечает на заявления о помиловании; Верховный суд при рассмотрении надзорных жалоб не приглашает ни самих осужденных, ни их адвокатов, ни законных их представителей; от недостаточности питания, медицинской помощи и свежего воздуха за годы моратория десятки из них погибли либо от туберкулеза, либо от самоубийства и т. д.
Предлагаю:
1. Скорейшим образом завершить строительство тюрьмы в Ысык–Атинском районе и перевести туда осужденных к ИМН.
2. Верховному суду и Комиссии по помилованию при Президенте Кыргызской Республики провести свои выездные заседания в местах содержания осужденных к ИМН.
3. В стране, до полного определения судьбы осужденных к исключительной мере наказания, ввести мораторий на вынесение приговоров к смертной казни.
4. Отменить смертную казнь не в 2010 году, как предусматривает Национальная программа по правам человека, и не в 2006 году, как предлагает правительство, а повторно рассмотреть нашу инициативу отменить ее уже в 2005 году, введя вместо нее пожизненное заключение.
5. Министерству юстиции ввести для осужденных к ИМН краткосрочные свидания и получасовые прогулки на свежем воздухе.
СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ — как путь национального примирения. В истории человечества спорт всегда был послом мира. В период олимпийских соревнований мирились даже враждующие силы.
Два года назад произошли трагические аксыйские события. Этот вопрос часто поднимается во взаимоотношениях между властью и оппозицией. Но более всего страдают родные и близкие погибших 17 марта 2002 года. Поэтому как Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики хочу выступить в роли посредника и предложить:
1. Правительству Кыргызской Республики ежегодно начиная с 2004 года с 9 по 15 марта проводить спортивные турниры между представителями властных структур и оппозиции, посвященные памяти погибших демонстрантов.
2. Финальную часть турниров проводить 17 марта в с. Кербен Аксыйского района.
3. В связи с этим ежегодно март объявлять месяцем моратория для кыргызских политиков на взаимные обвинения и апелляции к общественному мнению.
РЕФОРМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. Отношение любого человека к власти начинается со встречи с ее представителем, которым зачастую является милиционер. Сегодня очень много нареканий в обществе к сотрудникам правоохранительных органов.
Настал период проведения кардинальных качественных реформ МВД. В свое время Ю. В. Андропов, несмотря на короткое время управления страной, запомнился именно тем, что провел решительную чистку рядов правоохранительных органов. Без такой реформы, как и вышепредложенных изменений по судебной системе, в Кыргызстане также трудно вернуть доверие населения к государственной власти. Только вернув доверие народа, можно продолжить реформы в обществе. Иначе нельзя.
Поэтому предлагаю:
1. Провести кардинальную и скорую реформу правоохранительных органов с рассмотрением целесообразности нахождения в составе МВД работников паспортных столов, государственных автоинспекторов, участковых и других подобных подразделений, создав на их базе муниципальную милицию городов и районов.
2. Провести с привлечением депутатов всех уровней, сотрудников Генеральной прокуратуры и института Омбудсмена Кыргызской Республики аттестацию офицерского и рядового составов МВД.
3. Органам прокуратуры немедленно возбуждать уголовные дела по фактам незаконного привлечения сотрудниками милиции граждан к уголовной ответственности, применения ими пыток и других форм жестокого обращения работников правоохранительных органов к человеку.
4. Министерству внутренних дел провести воспитательную и разъяснительную работу среди командного, офицерского и рядового составов о недопустимости ими нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, о строгом соблюдении законности при задержании человека и проведении оперативно–следственных мероприятий, об искоренении порочной практики перекладывать нераскрытые преступления на тех, кто их не совершал.
Уважаемый Аскар Акаевич, надеюсь на Ваше понимание общественной значимости предлагаемых инициатив и содействие в их реализации.
С глубоким уважением Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики Турсунбай Бакир уулу.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6037/