Идеология курса. Роль Президента Моральный долг Президента - передать страну следующему Президенту в лучшем состоянии, чем получил от предыдущего.
Кто бы ни был следующим Президентом, он получит страну политически стабильной и готовой к положительным изменениям, разительно отличной от той страны, которая была в 2001-2005 годах.
Миссия Президента - укреплять независимость и открывать стране перспективы в будущее.
Обязанности и полномочия Президента закреплены в Конституции.
Курс Президента - это провозглашение приоритетных направлений развития страны, которые курируются непосредственно Президентом и отвечают его миссии и конституционным обязанностям.
В рамках курса Президента формируются конкретные программы деятельности правительства и законодательные инициативы парламента. Курс не является документом, созданным раз и навсегда. Курс является постоянно обновляемым механизмом общественного диалога вокруг проблем развития страны и общества.
Я хочу, чтобы курс стал инструментом и результатом общественной мысли.
Компасом курса выступают основные национальные интересы:
- сохранение территориальной целостности;
- экономическая самостоятельность (возможность контроля над экономическими процессами);
- сохранение и развитие культурной самобытности;
- сохранение и поддержка развития интеллекта нации;
- адекватная мировой и локальной ситуации система управления;
- здоровая и образованная нация;
- повышение качества жизни.
Целью создания и обсуждения курса Президента является определение условий:
- для консолидации общества вокруг реализации национальных интересов;
- для осуществления общественного контроля над процессом стратегического управления страной.
Я, как и многие граждане, озабочен тем, что общество медленно преодолевает свои недостатки - бедность, социальное неравенство, коррупцию, утерю моральных и духовных ориентиров.
Я знаю, что в этом есть также вина власти, но я знаю и то, что, кто бы ни был у власти, одним махом, одним желанием ситуацию не исправить - это трудный и долгий процесс.
Мировой финансовый кризис обострил существующие проблемы и породил новые.
Поэтому я и создаю механизм долгосрочных изменений - курс Президента.
Основания курса
- Курс определяет идеологию совместной жизни в стране и движение к будущему.
- Курс задает общее стратегическое видение, ставит задачи, указывает возможные пути их решения, а не расписывает комплекс конкретных мероприятий.
- Курс опирается на разработанные в стране стратегические документы, в первую очередь на Стратегию развития страны, особенно на Стратегию развития страны на 2009-2011 годы, где указаны основные параметры и способы реализации социально-экономических направлений развития, концепцию новой экономической политики, антикризисные меры правительства. Учтены и отдельные положения Концепции перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию до 2035 года.
Курс основывается на концепции создания правового государства.
Для нас это означает не только верховенство права и укрепление законности, но и разумный баланс основных форм прав. Таких как:
- Соблюдение прав человека в рамках закона, но таким образом, чтобы не ущемлялись права других людей, общества или природы. У нас под правами человека часто понимают право на собственную волю, индивидуальный и групповой эгоизм, а не право на свободу развития личности в рамках принятых обществом границ.
- Соблюдение прав общества на защиту от разрушения его основ, ценностей, от эгоизма отдельных групп, например, когда ради личной выгоды разрушается здоровье детей или нравственность членов общества. Соблюдение прав собственности как основы устойчивых общественных отношений.
- Соблюдение прав природы на защиту от экологических катастроф, от уничтожения условий для гармоничного сосуществования человека и природного окружения.
- Соблюдение прав предков на защиту от разрушения национальной памяти, традиций, и в первую очередь права на почитание всех тех, кто дал нам жизнь и передал вековую мудрость.
- Соблюдение прав потомков на достойное будущее, на чистую воду и воздух, на плодородную землю, на участие в глобальном развитии.
Ни одна из этих форм прав не должна быть принесена в жертву другим. Все должны знать, что в Кыргызстане ценится человек, ценится дух нации, ценится память предков. Мы хотим верить, что кыргызское общество есть общество взаимоуважения и взаимопомощи для всех, кто живет на нашей земле. Наша цель - создать доброжелательное общество.
Я полагаю, что эта концепция может выполнить сегодня функцию согласования различных направлений духовных и общественных интересов. Она не противоречит многообразию религиозных, политических и культурных устоев жизни разных общественных групп в Кыргызстане.
Мы имеем три группы вызовов, на которые должны ответить.
Это вызовы:
• Свободы. Как это странно ни звучит, политическая свобода, которой у нас не было ранее, требует умений и ответственности, которые нами еще не освоены. Как цивилизованно жить в условиях открытой политической конкуренции? Чем отличается оппозиция, которая имеет свою точку зрения на управление страной и борется за право на ее реализацию законным путем, от групп, которые рвутся к власти ради собственных интересов любым путем? Какая мера участия и ответственности граждан в управлении страной? Где грань между популизмом и ответственностью за страну, где и как следование принципам демократии перерастает в демагогию и постоянную нестабильность, где свобода слова перерастает в право сознательно и корыстно лгать и чернить все и вся?
- Несоответствие устройства системы управления страной новым задачам. Мы приобрели все внешние признаки цивилизованного демократического государства - конституцию, парламент, выборы, институты гражданского общества, но принципы и формы организации управления страной, по сути, остались прежние - директивные
и административные. В условиях рыночной экономики, необходимости учитывать интересы разных общественных групп, ориентации на качество жизни граждан страны, быстрой смены внешних условий такие формы управления не срабатывают.
- И наконец, это вызовы глобального мира и мирового кризиса. Наряду с позитивными проявлениями глобализации активно проявились и ее негативные стороны. Стало понятно, что сейчас требуется разумное сочетание форм локального развития с участием в глобальных сетях и проектах. Вся проблема - в определении соотношения и меры между локальным и глобальным. Те страны, которые отдали преимущество глобальному участию, такие как Исландия, более пострадали от кризиса, чем страны с локальной ориентацией, такие как Кыргызстан. Но только лишь локальная ориентация не дает преимущества при выходе из кризиса в условиях новой архитектуры регулирования мировой экономики. Надо постоянно держать руку на пульсе глобального мира.
Картина желаемого будущего
Курс прокладывается к той картине будущего, которую мы выбираем. Необходимо осознать, что мы хотим получить в результате наших усилий.
Мы хотим построить сильную страну и свободное здоровое общество.
• Это такая страна, которая сама определяет свое будущее и осуществляет равноправные отношения с разными странами и их объединениями.
- Это такая страна, где безопасность обеспечена вооруженными силами, международными договорами, постоянным диалогом между разными национальными, конфессиональными, социальными группами и системой управления, регулярным анализом ситуации в мире, на границах и внутри страны.
- Это такая страна, где успешно соблюдается баланс прав человека, общества, природы, предков и потомков, что создает условия для сохранения многообразия культур, природных комплексов, укладов жизни, развития демократии. Люди свободно реализуют свое право на выбор форм отношений с Богом, истиной и традициями.
- Это такая страна, где на основе кыргызского этноса создана новая многонациональная общность - политическая нация Кыргызстана. Современная политическая нация - это добровольное объединение людей вокруг признания общих интересов совместного проживания и движения в будущее, соблюдения законов и признания сложившихся моральных и культурных ценностей. Все национальности и этносы, которые включаются в процесс формирования новой политической нации, имеют возможности участвовать в управлении страной и сохранять свою культуру.
- Это такая страна, где кыргызский язык продолжает развиваться, осваивая новые реалии мира, и успешно выступает в качестве государственного языка. В стране реализовано многоязычие - знание русского, английского и других языков поддержано системой образования и потребностями экономики.
- Это такая страна, где достигнут баланс между разными ветвями власти, построена система "сдержек и противовесов", что исключает возможность узурпации власти и авторитаризм.
- Это такая страна, где система управления работает на опережение в условиях быстро меняющегося мира за счет аналитики и привлечения разных общественных групп для разработки и реализации национальной политики. В системе управления заняты компетентные кадры, утверждаются современные технологические стандарты. Аппарат чиновников сокращен, но работает более эффективно, он нацелен на реализацию национальных интересов и получает за это достойное вознаграждение.
- Это такая страна, где создана эффективная система управления, которая смогла осуществить комплекс необходимых реформ - системы управления, судебную, правоохранительных органов, административно-территориальную, муниципальную, охраны здоровья, жилищно-коммунального комплекса, образования...
- Это такая страна, в парламенте которой представлено несколько партий, конструктивно работает оппозиция, законы принимаются после обсуждения, согласования их концепций и анализа их последствий.
- Это такая страна, где успешно работают институты гражданского общества, аналитические центры участвуют в выполнении государственных заказов и грантов отечественных и международных фондов, а правозащитные организации отстаивают идеи верховенства права.
Мы хотим построить эффективную экономику.
Вот ее будущие основополагающие контуры:
- Государственная власть сконцентрирована на выполнении своих главных экономических функций - создании и поддержании общих правил экономического поведения для всех экономических субъектов и развитии инфраструктуры. Государство отошло от практики ручного управления и вмешательства в дела бизнеса.
- В стране неуклонно соблюдается политика защиты прав собственности. Государство строго пресекает все попытки рейдерства, незаконных форм перераспределения собственности и мошенничества с недвижимостью. Такая политика обеспечивает приток инвестиций и возможность реализовывать большие национальные и региональные проекты.
- В стране функционирует устойчивая национальная валюта и эффективная финансовая система, сформированы стратегические резервы и механизмы упреждающего реагирования на внешние экономические вызовы, в том числе и возможные будущие кризисы.
- На этой основе реализован большой энергетический проект, позволивший создать такой избыток электроэнергии, который обеспечит не только устойчивое энергоснабжение для бытовых и производственных нужд, не только расширит экспортные возможности, но и выдвинет страну в региональные лидеры постнефтяной эры. Автономные системы жизнеобеспечения городов и отдаленных поселков, электромобили - это то, что будет широко внедряться в развитых странах в ближайшее десятилетие, и мы в числе первых сможем поддержать эту мировую тенденцию.
- Но такое движение станет возможным за счет изменения отношения к ресурсам, широкого внедрения энергосберегающих и экологически ориентированных технологий - осуществляется переход от ресурсопотребляющего хозяйствования к ресурсопорождающей хозяйственной системе.
- Реализация энергетического проекта позволит по-иному взглянуть на то, как мы используем территорию страны. Нынешняя сеть городов и поселков - это в основном наследие советского времени, следствие решения задач экономики единого Советского Союза. У нас сегодня своя экономика и свои социальные задачи. Страна занимает важное геополитическое место в регионе, и мы этим должны воспользоваться, реализовав идею превращения нашей территории в мощный региональный логистический узел. Другими словами, Кыргызстан должен стать одним из основных перекрестков потоков товаров, людей, денег и информации. Это потребует от нас проектирования и создания новых городов и поселков, дорог и аэропортов для расселения густонаселенных мест, для создания новых технологических комплексов, обеспечивающих работу логистических узлов.
- Главным акцентом системы управления станут не отрасли, а инфраструктуры - финансовые, транспортные, энергетические, информационные, образовательные, услуг населению, их качество и доступность по всей территории страны. За все уплатить и все заказать станет возможным в любой точке страны. Станет возможным получить медицинскую консультацию, справку в администрации, правовую консультацию, повысить квалификацию, не выходя из дома.
- На основе развитых инфраструктур будет складываться эффективный комплекс производства и переработки сельскохозяйственной продукции и обеспечения высокого качества жизни в сельской местности.
- Наличие новых рабочих мест, развитые инфраструктуры, соблюдение прав граждан, их участие в процессах принятия и реализации решений, стимулирование регионального развития при целенаправленной государственной политике выравнивания уровней развития регионов, поддержка предпринимательства - вот определяющие условия для значительного повышения качества жизни во всех регионах страны.
Мы хотим создать сильную культурную политику.
• Успехи экономики и реальная социальная политика обеспечат защиту уязвимых групп населения - детей, стариков, инвалидов. Инвалиды и пенсионеры получат возможность большого участия в экономической жизни общества.
- Национальное наследие сохраняется не только в музеях, но и будет представлено на международных выставках, включено в школьные программы, будет изучаться и исследоваться в вузах и научных центрах.
- Начнут реализовываться национальные исследовательские программы, финансируемые Национальным фондом фундаментальных и прикладных исследований.
- Производство национального культурного продукта будет поддержано государством и получит возможности для развития и успешной конкуренции внутри страны и на международных рынках.
- Кыргызская диаспора за рубежом получит поддержку Родины и новые возможности сохранения своих культурных корней; процессы трудовой миграции будут подкреплены договорами и также поддержаны государством.
О самом главном для построения картины будущего - об образовании и воспитании.
- Диплом перестанет быть главным продуктом системы образования, а этапы его получения - инструментом коррупции.
- Мы вернем образованию его двуединую суть - создать человеку условия для успешной жизни в обществе, саморазвития, а обществу - возможности для обеспечения кадрами его сегодняшних и перспективных потребностей.
- Встречное движение - от человека и от общества - определит новые формы управления образованием. Государство, работодатели отвечают за определение задач к системе образования от потребностей общества, а организации педагогов, учащихся и родителей - за наличие разных форм обучения, подготовки и воспитания от индивидуальных запросов на образование.
- Система образования будет отвечать здравому смыслу - мест подготовки квалифицированных работников больше, чем мест для подготовки специалистов высшего уровня; имеются учебные заведения мирового уровня для решения уникальных задач и подготовки высококлассных исследователей, проектировщиков и управленцев; работает система поддержки талантливой молодежи из всех слоев общества; обеспечены потребности национальных школ учебными пособиями на разных языках; система переподготовки обеспечивает возможности для обучения в течение всей жизни.
- Воспитание снова станет составной частью работы системы образования. Формирование гражданина Кыргызстана, который активно участвует в его жизни, знает и уважает историю и культуру, готов работать на будущее страны, - вот цель государства и национальной элиты.
Будущее - это не то, чего следует пассивно ожидать, будущее - это то, что нужно созидать уже сегодня.
Курс определяет движение к реализации желаемого будущего в течение 10-15 лет.
Курс на преодоление кризиса через преобразования
Успешный выход из кризиса предполагает, что:
- система управления способна управлять экономическими и социальными процессами в стране;
- разные общественные группы согласованно работают на общие цели, так как кризис резко обостряет конкуренцию за распределение ресурсов между странами и внутри них, создает угрозы для национальной безопасности;
- поставленные цели обеспечивают выход из кризиса, показателями чего служат снижение безработицы, повышение покупательной способности и уровня жизни населения, рост предпринимательской активности и инвестиций;
- изменения внешней и внутренней ситуации постоянно отслеживаются и служат для коррекции целей, задач и способов их решения. Способность предугадывать изменения и быстро реагировать на них - показатель соответствия системы управления современным требованиям и вызовам;
- основными инструментами изменения социально-экономической ситуации является гибкая и прозрачная работа по управлению бюджетом и налогами;
- общей базой преобразований становится изменение отношения населения и руководства к потреблению ресурсов, режим экономии.
Экономическая политика в последние годы формировалась в расчете на рост производства и доходов, и сегодня мы слишком медленно осознаем новые реалии. Мировой кризис пришел из-за рубежа, но все сильнее влияет на нашу жизнь.
Общая логика поведения в условиях кризиса понятна каждому, это:
- жить по средствам;
- бережно расходовать ресурсы;
- работать на интересы общества и тем помогать друг другу;
- готовиться к жизни в иных условиях после кризиса.
Но эта простая логика противоречит нашим привычкам последних лет. Мы же привыкли:
- неэффективно расходовать ресурсы и фактически не платить за них;
- мириться с тем, что можно в сфере управления не отвечать за результаты работы;
- личные интересы и личное обогащение ставить выше интересов общества и государства;
- терпеть такую систему образования, которая работает сама на себя и выдачу дипломов, а не на создание кадрового резерва для развития страны.
Отсюда вытекают основные приоритеты нашего курса:
• смена идеологических ориентиров и реальная культурная политика;
• реформы системы власти и системы управления страной;
• эффективное регулирование экономических процессов;
• результативная социальная политика.
Смена идеологических ориентиров и реальная культурная политика
Прежде всего это смена ориентации от идеологии неограниченного потребления на идеологию сохранения и умножения ресурсов.
На практике эта смена должна выразиться, например, в такой политике налогов и тарифов, которая сделает невыгодным расточительство электроэнергии или воды. Иначе даже мощностей новых ГЭС не хватит на нынешние неэффективные системы энергопотребления.
Это также смена ориентации от копирования зарубежных форм идеологии и образцов действий на достижение разумного баланса между инновациями и сохранением национального своеобразия, между рынком и государственным регулированием, между идеями демократии и управляемостью страной.
Это переход от традиционной ориентации на администрирование к ориентации на конструктивный общественный диалог и программные формы управления.
Это смена идеологии непримиримой политической борьбы на идеологию партнерства власти и гражданского общества, конкуренции идей и подходов в рамках взаимодействия демократических институтов власти и конструктивной оппозиции.
Чтобы осуществить такую смену идеологических ориентиров, необходимо создать работающую на национальные интересы культурную политику. В современном мире будущее государств и обществ прежде всего зависит от успешной культурной политики, то есть от того:
- как общество сохраняет свое отличие от других, свою целостность и представление о своем прошлом и будущем;
- как уровень культуры обеспечивает качество человеческого потенциала и конкурентоспособность экономики;
- как культурные нормы и институты обеспечивают терпимость и порядок в обществе;
- как культура обеспечивает развитие личности;
- как культура обеспечивает вхождение в глобальный мир.
Значение культурной политики растет в условиях войн третьего тысячелетия, войн на уничтожение ментальной и культурной идентичности людей, культурных и этнических групп, целых обществ. В условиях мирового кризиса эти противостояния обостряются и сохранить Кыргызстан как самостоятельное целое становится актуальной задачей.
Поэтому мы определяем следующие цели культурной политики:
- создание идеологии единой кыргызской нации, построенной на идее объединения и диалога культур и конфессий, единого исторического наследия через участие граждан в определении общего будущего страны;
- обеспечение "кадровой революции" и возможностей инновационного развития через перестройку системы образования;
- создание системы управления, способной определить и реализовать единую культурную политику в образовании, науке, ремеслах и искусстве, издательском деле и СМИ, других гуманитарных областях;
- поддержку различных областей культуры через создание экономического фундамента культурной политики;
- обеспечение общественной поддержки государственной культурной политики через общественный диалог вокруг преодоления проблем культуры;
- использование культурного и исторического наследия кыргызского народа как основы культурной политики государства, поддержка реального культурного многообразия;
- создание условий для равного доступа к образованию для представителей всех социальных слоев, регионов, этносов;
- обеспечение качественных медицинских услуг по всей территории страны;
- обеспечение развития через вхождение в экономику знаний и построение основ общества, которое учится;
- создание системы защиты, сохранения и развития национальной культуры от натиска универсальной культуры.
В области образования необходимо внести следующие изменения:
- сформировать новое понятие о грамотности в современном обществе и реализовать его в системе начального и среднего образования;
- изменить содержание образования в соответствии с процессами демократизации и социально-экономических интересов, повсеместно распространить гражданское просвещение и воспитание гражданина Кыргызстана;
- реформировать управление образованием, исходя из разделения функций и полномочий центральных, местных органов и образовательных учреждений;
- утвердить конкурентные отношения в образовании через финансирование не учебных заведений, а участников учебного процесса;
- возродить профессиональное образование и подготовку высококвалифицированных специалистов рабочих профессий;
- распространить внешнее независимое оценивание результатов обучения школьников и деятельности учебных заведений;
- оптимизировать сеть образовательных учреждений в соответствии с положением на рынке рабочих мест;
- достичь международного признания отечественных дипломов;
- возвратить в вузы функции исследовательских и проектных центров;
- продвинуть Интернет и дистанционные формы обучения в отдаленные регионы.
Реформы системы власти и системы управления страной
Не существует универсальных моделей осуществления власти и устройства государств, но имеются модели или подходящие для решения конкретных задач исторического момента, или не подходящие. Безусловно, демократии лучше обеспечивают интересы различных групп и обладают более высоким потенциалом ответов на вызовы, а автократии быстрее концентрируют ресурсы на решение актуальных задач.
Сегодня мы наблюдаем, как в условиях кризиса развитые демократические государства переносят акцент от свобод рынка на задачи управляемости и государственного регулирования. И это понятно, так как сам собой кризис быстро не закончится.
Кыргызстан есть и будет демократическим государством, тем не менее время диктует необходимость реформировать систему власти и систему управления.
Отсюда вытекают две разнонаправленные тенденции:
- включение разных групп интересов в процессы управления страной с целью достижения согласия и эффективного использования ресурсов;
- укрепление способности власти к непопулярным, но необходимым решениям и контролю над ситуацией в стране.
Обе эти тенденции мы будем согласовывать между собой в новой системе управления.
Для реформирования системы власти необходимо:
- повысить способность парламента к разработке необходимых для проведения реформ пакетов законодательных актов;
- содействовать появлению в парламенте нескольких крупных активных партий разной направленности, в первую очередь центристской ориентации;
- провести судебную реформу, реформу прокуратуры и правоохранительных органов;
- выстроить целостную сквозную систему безопасности страны.
Предложения по судебной реформе:
• Гуманизация уголовного законодательства в направлении перехода на принципы защитной юстиции.
- Повышение независимости и одновременно ответственности судей.
- Передача от прокуратуры судам полномочий по санкционированию следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
- Совершенствование гражданского законодательства и судебного процесса по защите прав собственности.
- Совершенствование административной юстиции, обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц в отношениях с властью.
- Расширение правовой базы и практики досудебного решения хозяйственных споров, направленных на мирное разрешение конфликтов.
- Усиление механизма исполнения судебных решений и ответственности за их неисполнение.
- Обеспечение открытости и прозрачности судебного процесса.
- Обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи, в том числе и на бесплатной основе нуждающимся гражданам.
- Улучшение материально- технической базы судопроизводства.
Предложения по реформе правоохранительной системы:
• Борьба с коррупцией и клановостью в деятельности правоохранительных органов путем ротации кадров.
- Повышение качества следствия и надзора прокуратуры, в том числе по выявлению злоупотреблений органов дознания.
- Устранение дублирования в подведомственности уголовных дел между правоохранительными органами.
- Повышение роли местного самоуправления и общественности в поддержании общественного порядка.
- Повышение квалификации кадров правоохранительных органов.
- Повышение открытости и установление партнерства с гражданским обществом в вопросах деятельности правоохранительной системы.
- Улучшение материально-технической базы.
Предложения по укреплению безопасности страны:
• Формирование, общественное согласование и правовое закрепление внешнеполитической доктрины Кыргызстана в изменяющихся условиях с учетом внутренних и внешних вызовов.
- Развитие потенциала и повышение эффективности деятельности органов государственной власти, обеспечивающих национальную безопасность.
- Установление механизмов международного обсуждения, достижения согласия и выработки взаимоприемлемых решений по вопросам безопасности и территориальной целостности страны.
- Развитие взаимодействия с международными неправительственными организациями в направлении поддержки ими национальных интересов Кыргызстана.
- Развитие партнерства с соседними странами по вопросам водноэнергетического сотрудничества, экологии, культурного взаимодействия и другим вопросам, представляющим взаимный интерес на основе принципов суверенитета, равноправия и разумного баланса национальных интересов.
- Завершение делимитации и демаркации государственных границ.
- Развитие практики ненасильственного управления миграционными процессами и потоками.
- Усиление защиты трудовых мигрантов.
Для реформирования государственной системы управления страной необходимо:
• упростить систему управления, избежать дублирования функций;