Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
4 июля 2008 | РЕЛИГИЯ |
Опиум для народа по схожной ценеОпасность - проглядеть Неокрепших в моральном плане молодых людей все активнее вербуют неблагонадежные религиозные организации фундаменталистского и экстремистского толка, утверждает доктор политологии и исламских исследований Кадыр Маликов. Господин Маликов опасается, и вполне справедливо, что если так пойдет дальше, то, возможно, лет этак через пять, а может и раньше, религиозные институты отнюдь не мирного профиля превратятся в своеобразные политические рычаги. В эпоху развитого социализма деятельность религиозных конфессий подвергалась остракизму и резкой критике. Посещать церкви и мечети могли лишь люди, по мнению правящей элиты, так называемого "упаднического настроения". Атеизм был не просто в моде, он являлся стилем жизни каждого советского гражданина вне зависимости от того, имеется у него в нагрудном кармане заветный партбилет или нет. Но с развалом СССР все как один, от верховных небожителей, олицетворявших прежде неприступные идеалы коммунизма и клеймивших позором священнослужителей, до не остывших еще от маевок, речовок и собраний пионеров и комсомольцев, на ходу срывавших с себя галстуки и значки, ринулись в храмы божьи. Бывало, смотришь по телевизору какую-нибудь грандиозную мессу, и вдруг среди блаженных лиц молящихся узнаешь физиономию вчерашнего ревностного борца с "этой заразой". Так усердно лоб крестит или старательно челом бьет, намаз совершая, что диву даешься. Еще вчера на всех углах кричал: "Религия - опиум для народа", а смотри-ка, сам же этот наркотик вкушает, да как сладко, просто слюни текут. Держать посты, будь то священный месяц Рамазан или Великий сорокадневный пост, стало просто каким-то новым течением. "Заодно очистимся и похудеем", - притворно вздыхают субтильные гламурные красавицы. Но если на заре девяностых религиозные институты не уверовали до конца во внезапно свалившуюся на них свободу действий и проповедей, то сейчас от небывалой активности, скажем так, неофициальных общин просто некуда деваться. Причем речь идет не о запрещенных сектах, а о легально существующих так называемых духовных семинариях, или медресе. По мнению политолога Маликова, светская власть и религиозные конфессии постепенно утрачивают то, что называется взаимопониманием и умением находить общий язык друг с другом. Последние же растут как грибы после дождя. - Дело в том, что сегодня во всем мире идет навязывание цивилизационного конфликта. Объявленная в свое время США антитеррористическая война начинает приобретать идеологический характер, то есть во всем мире это воспринимается как борьба против исламских ценностей в целом, - считает Кадыр Маликов. Что касается Кыргызстана, то в нашей маленькой республике, как, впрочем, и на всем постсоветском пространстве, ислам получил свой толчок сразу после того, как Союз как сверхдержава канул в Лету. Если верить исследованиям некоторых историков, то получается, что кыргызы по своему духовному мировоззрению вовсе не были склонны к исламу, поскольку все-таки подавляющее большинство - представители кочевых цивилизаций. Однако... - Сейчас что происходит? Образовался духовный вакуум, - поясняет политолог, - обрамленный безнравственностью политических элит, коррупцией и бедностью. А это очень благодатная почва для развития ислама с его дальнейшей политизацией. Наши люди пытаются обрести в этом религиозном течении некое подобие идеологии. Но пока процент верующих увеличивается в геометрической прогрессии, идет активный режим поиска некой духовной идеи. Светская власть пока не в состоянии противопоставить реальную идеологическую платформу нарастающей религиозной истерии. По словам Кадыра Маликова, верхи продолжают воспринимать ислам как своего рода соперника, а проблемы, возникающие, казалось бы, в им чуждой религиозной сфере, стараются и вовсе не замечать. - Такая отстраненность государства привела к тому, что резко упал интеллектуальный уровень официального духовенства, - продолжает Маликов, - то есть противостоять радикальным течениям, импортированным к нам извне, официальные священнослужители не в состоянии. Кстати, Кыргызстан - единственная из стран СНГ, где до сих пор не отработан механизм взаимодействия властей с Духовным управлением мусульман (ДУМК). Хотя это, по сути дела, госучреждение. То есть так называемый процесс сотрудничества просто-напросто пущен на самотек. Получается, что на седьмом этаже высокие чины хотят все контролировать, но вот тянуть ярмо ответственности желающих не имеется. И выходит, что наша маленькая республика превратилась в своего рода полигон для испытаний разного рода религиозных течений, идеологий, концепций, различных сектантских и миссионерских организаций. Остановить свистопляску вольнодумства некому. Сама религия идет рука об руку с политикой, а название такому союзу - радикализм. Ученье не всегда свет В то же время, пока официальное духовенство и власть имущие надувают обиженно губы и демонстрируют полное друг к другу равнодушие, медресе не спят. Вот где куются так называемые неправильные священнослужители и их верные оруженосцы. Родители отдают своих отпрысков в так называемые учебные заведения, исходя из соображений чистой экономии. В этих школах нет поборов, не надо платить за бесконечный ремонт, покупать дорогостоящие учебники, тратиться на тетради. Естественно, что и качество обучения в медресе оставляет желать лучшего. Но кого это волнует? Научился дитятко коряво писать да читать пару слов по-арабски - уже великий толкователь Корана. Хотя умению правильно понимать и истолковывать суры из Священной книги учатся годами. Мир знает лишь с десяток признанных теологов, толкователей учения Мухаммеда. Неверно понятое слово искажает смысл всего абзаца, а порой и целой главы. В итоге у учеников такого горе-учителя образуется изначально исковерканное понимание Корана. А из них позже вырастают этакие лжепророки, считающие, что ценности ислама можно защищать лишь с оружием в руках, втаптывая в землю так называемых неверных. - У нас семь исламских университетов и сорок медресе, - рассказывает Кадыр Маликов. - В этих учебных заведениях не существует единых программ обучения. Преподается всего несколько дисциплин - Коран, хадисоведение, арабский язык и акыйнет - вероубеждение. И лишь в некоторых вводятся английский язык и компьютерная грамотность. Более того, из стен этих так называемых школ и вузов выходят специалисты, совершенно не отвечающие требованиям рыночной экономики. А поскольку они обучались в изолированной от общественно-политической жизни среде, у них сформировалось стереотипное понимание современности и ислама. В итоге медресе, призванные защищать наш хрупкий исламский мирок от проникновения радикальных течений, сами становятся жертвой учений экстремистского толка. Но реформированию исламское образование, по крайней мере в нашей стране, не хочет поддаваться вовсе. Причина тому - факт недоверия. Представители верховного духовенства опасаются, как бы вмешательство в систему обучения, так сказать, духовным наукам не привело к искажению понимания ислама. В свою очередь светские чиновники боятся до жути, что, проявив ненужную инициативу, которая, как известно, бывает наказуема, и вторгнувшись в исламское образование, спровоцируют тем самым некое слияние светского и религиозного образования. Причем последнее возьмет верх. Но если этим не заняться немедленно, ситуация и вовсе может выйти из-под контроля. - У государства останется только один путь - силового подавления экстремистски настроенных группировок, но это не решит проблему, - считает Маликов, - необходима идеологическая иммунизация населения, а это возможно только при внедрении правильного понимания ислама. Откуда деньги, папаша? Естественно, что неправильное учение порождает неправильные организации, точнее, формирует их создателей. Примеров тому множество. Далеко ходить не надо, у нас в республике нет, пожалуй, человека, который не слышал бы о партии "Хизб ут-Тахрир". Поскольку она запрещена, а плод с такой характеристикой, как известно, сладок, легенд и "взаправдашних" историй вокруг себя это объединение собрало сотни. От самых фантастических до весьма реальных, порой имеющих право на жизнь. Но, как оказалось, не так страшен "Хизб ут-Тахрир", как его малюют. Вот что рассказывает о партии исламских фундаменталистов, грезящих о халифате, старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО "Конституционное право и гендерная политика" Нурлан Исмаилов. - Сторонников этой партии можно разделить на три категории. Первая, самая малочисленная, -активисты. Вторая - пассивные деятели, и третья, последняя, - сочувствующие, - отмечает Исмаилов. - При этом в партии существует некий баланс: сколько человек присоединились, столько же вышли. Выходят из рядов "Хизб ут-Тахрира", как правило, те, кто изучил основы и принципы ислама, проникся ими. Первое противоречие возникает сразу между постулатами веры и идеологией партии - это рекламность деятельности и целей "Хизб ут-Тахрира". Ведь Коран призывает действовать по зову сердца, а не в политических целях. Известно, что любая партия или объединение действует до тех пор, пока звонкие монеты бренчат в карманах их идейных вдохновителей и избранных лидеров. Религиозные союзы не исключение. Одной верой сыт не будешь. Так кто и как спонсирует строевой шаг ислама по миру? Саудовская Аравия, к примеру, через один из своих государственных фондов выделяет "пиастры" на поддержку единоверцев во всех уголках планеты. По данным российского еженедельника "Аргументы и факты", в 2002 году на безбедное существование проповедников ислама переведено 12 миллиардов долларов. Из-за роста антиисламских настроений, порожденных событиями 11 сентября 2001 года в США, арабы вывели из экономики Штатов - главного получателя податей с Ближнего Востока - около 200 миллиардов "зеленых". Таковы данные на тот же 2002 год. Но сия тенденция продолжается до сих пор. Теперь ближневосточные финансовые институты кинули все силы и средства на развитие собственной экономики и европейского бизнеса. Первой в перечне наиболее благоприятных стран для подобных капиталовложений значится Великобритания. Намедни Deutshe Bank опубликовал рейтинг крупнейших государственных инвестиционных фондов мира. Лидирующие позиции удерживают финансовые структуры с Ближнего Востока. Если такой уровень роста сохранится, то к 2015 году объем активов государственных инвестфондов составит 12 триллионов долларов. - В основном они богатеют в развивающихся странах за счет высоких цен на энергоносители. Полученные деньги активно вкладывают за рубеж, интенсивно скупают активы и зарабатывают на удачной прокрутке инвестиций, - отмечает Исмаилов, - девяносто три процента пришлось на западный финансовый сектор. Но нам, то есть Кыргызстану, пока не стоит опасаться, что мы превратимся в этакую "оффшорную зону" для исламских денег. - В принципе в деятельности исламских банков нет ничего криминального, - говорит Исмаилов. - У нас это работа с местными банками, благотворительность, финансирование и поддержка определенных исламских течений, но отнюдь не радикального толка. Что касается религиозных сообществ, то на их деятельность выделяется небольшая пеня, не все арабы приветствуют ваххабизм. Да и исповедующих сие учение маловато будет. Тем более арабский мир вовсе не настроен портить отношения с Кыргызстаном и другими странами, коли вдруг представителей финансовых институтов с Ближнего Востока заподозрят в связи с радикалами. Другое дело, что у нашего государства нет механизмов контроля за потоком средств из исламских банков. А закон-то нужен Но с тем, что наше законодательство слишком либерально и призрак грядущей исламизации в самом худшем ее проявлении все же маячит перед нами, согласны все. Наши нардепы перед уходом на каникулы разработали поправки к Закону "О свободе вероисповедания и религиозных организациях". - Этот проект, принятый еще в 1991 году, создает угрозу не только духовной безопасности, но и общественной, - заявил один из инициаторов новой редакции вышеупомянутого закона депутат Зайнидин Курманов. - Есть общепризнанные религии, которые помогают людям выйти из кризиса. Но есть и такие люди, которые под флагом этих самых религий преследуют свои корыстные цели, в том числе и политические, удовлетворяют финансовые интересы, - пояснил нардеп. По мнению Курманова, официальные религии должны стать не соперниками, а союзниками власти. - Все течения борются за паству, за влияние на души людей, и если мы попытаемся их проконтролировать, то потерпим фиаско. Государство не справится с этим без поддержки традиционных религий. Что касается ограничительных норм, предусмотренных новой редакцией закона, то они таковы: запрещается распространять религиозную литературу и аудиовидеоматериалы в общественных местах. Ввоз печатных изданий религиозной направленности позволителен лишь после прохождения экспертизы в профильных государственных учреждениях. Преподавать религиозные дисциплины в вузах, школах и профлицеях нельзя. В общеобразовательных программах предусмотрены случаи включения предметов религиоведения, но носящих чисто образовательный посыл. Никаких приватных толкований и вербовки. И еще. Военнослужащим предоставляется право свободно выбирать религию. Учет и регистрация религиозных организаций, залетных миссий и религиозных учреждений должны проводиться в строжайшем соответствии с нормами и статьями Конституции. На бумаге все изложено четко. Только вот в чем вопрос: захотят ли сейчас представители так называемых традиционных религий активно сотрудничать с государством и вместе выявлять инакомыслящих? Пока что особого рвения замечено не было. Срабатывает пресловутый фактор недоверия, шлейф которого тянется еще с советских времен, когда очень хотелось, да нельзя было. А теперь можно, да не всем это надо. Дарья МАЛЕВАНАЯ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23626/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007