Распечатать: Мекка: дорога к храму РаспечататьОставить комментарий: Мекка: дорога к храму Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мекка: дорога к храму Посмотреть комментарии

12 января 2007

РЕЛИГИЯ

Мекка: дорога к храму

    “Кружение огромной массы народа вокруг священного Кааба, в стену которого вделан легендарный черный камень, отнюдь не безопасный процесс. Не могу забыть ужасного чувства, охватившего меня при необходимости идти по упавшим людям, потому что сзади напирают сотни тысяч людей… Упасть во время семикратного кружения означает верную смерть.
    В 1998 году жертвами хаджа стали сто пятьдесят человек”, — вспоминает мой собеседник.
    Если в 1998 году в хадж на родину пророка Мухаммада в Мекку из Кыргызстана отправились две тысячи человек, то в 2005–м — уже четыре с половиной. Большей частью это жители Кыргызстана, хотя в нашей делегации есть и паломники из Китая, Узбекистана, где сложнее и дороже процедуры оформления.
    Одним из паломников, совершивших хадж, причем дважды, в 1998 и 2005 гг., стал кыргызский журналист, работающий на телевидении и в местных газетах, пожелавший, чтобы его имя не называлось.
    — Как у вас возникла идея хаджа? Не секрет, что люди нашего поколения в большинстве имеют и комсомольское, и партийное прошлое. Не кажется ли вам, что в их хадже есть элемент лицемерия?
    — Я так категорически не думаю. Хадж входит в одну из пяти обязанностей мусульманина. Первая из них — признание Аллаха, вторая — чтение намаза пять раз в день, третья — плата налога (зекет) — пяти процентов своих доходов бедным и сиротам. Зекет дают в первую очередь близким родственникам, а потом всем нуждающимся. Держать религиозный пост (орозо) — четвертая обязанность, а пятая — это хадж, но только для имеющих такую возможность.
    — А вы выполняете все перечисленные обязанности?
    — По крайней мере, стараюсь, и мне никто не судья, я не отчитываюсь в выполнении этих обязанностей ни перед кем.
    Мой первый хадж имел в большей степени не религиозную, а туристическую направленность. Влекла меня в Мекку не только духовная потребность, но и профессиональный интерес — я собирал материал для ТВ. Тогда я не смог выполнить сполна все требования, обязанности, правила хаджа. Надо было их знать заранее, а я даже не мог правильно совершить намаз. Во второй раз я поехал с абсолютно другим настроением, более подготовленный.
    — Можно ли совершать хадж неоднократно? Это разрешается?
    — Некоторые люди в Мекку ездят неоднократно, организуя там пребывание групп. В большей степени это для них работа. В целом же многократное совершение хаджа не приветствуется. Хадж — не туристическая поездка.
    — Каковы были ваши основные цели? Чего вы ждали от хаджа?
    — Душевного успокоения. Считается, что, если Аллах примет хадж, человек очистится, как ребенок. Но никто не знает заранее, будет он принят или нет. Поэтому все старательно выполняют требования хаджа. Одна из примет, что хадж принят, если человек после возвращения домой не совершает никаких грехов и не имеет грешных мыслей. А если согрешит, то хадж можно считать напрасным, непринятым.
     — Как был организован путь в Мекку?
    — Можно добираться через аэропорт г. Джидда, в 90 км от Мекки. Но после окончания хаджа вполне вероятно застрять дней на двадцать в ожидании обратного чартера. Поэтому группы летят в Дубай (ОАЭ), откуда самолеты летают чаще.
    В нашей группе было сто пятьдесят паломников. В Дубае мы пересели в автобусы и направились в Саудовскую Аравию. Путь в две тысячи километров был проделан за двое суток. Поездка не утомительная: дороги там отличные. Каждые четыре часа автобус останавливался возле мечетей, где можно было помолиться и отдохнуть. Спали в автобусе. В Мекке мы десять дней жили в гостинице, затем дня четыре провели в палатках. Во время моего первого хаджа это были действительно палатки, люди спали на тонких ковриках на земле. А сейчас палатки стали более совершенными, с удобными матрасами и кондиционерами. Днем там до плюс тридцати, но ночами прохладно.
    В 2005–м Мекку посетили, по противоречивым статданным разных стран, от двух до семи миллионов мусульман. Плюс к тому обслуживанием паломников заняты еще не менее двух миллионов человек. И все они как–то размещаются в небольшом, по мировым меркам, семисоттысячном городе.
    — Как проходили главные мероприятия хаджа? Какие требования к одежде?
    — В первый день прибытия в Мекку совершается умра (малый хадж). Все в белых одеждах, хотя сложно назвать одеждой два куска белой ткани на голом теле. Паломнику надо обойти вокруг священного камня мечети Кааба семь раз. Столько же следует пробежать между двумя священными холмами, делая намаз после каждого круга. Потом надо состричь прядь волос, после чего можно переодеться в свою одежду.
    Главный хадж наступает один раз в год, через десять дней после умры. Он предполагает аналогичные действия, но добавляется пребывание в палатках в долине Мина. Люди во время хаджа должны молиться почти постоянно, а также беседовать на религиозные темы. Недалеко от этого места находится гора Арафат. Это небольшая возвышенность, скорее скала. Взобравшись на нее по тропам, паломники должны провести там определенное время в молитвах.
    Утром в день главного хаджа, до восхода солнца, в палатках группами читают утренний намаз. То же повторяется днем, вечером и ночью.
    От древних времен осталось мероприятие — “закидывание шайтана”. Три дня подряд, в определенное время дня, люди кидают в три столба камни, взятые в конкретном месте, долине Мурзалифа, где одну ночь проводят паломники, набирая 49 камней в карман или мешок. Камни небольшие, чтобы не нанести кому–нибудь травму. В первый день кидают в шайтанов семь камней, во второй и третий — по двадцать одному.
     В основе этого обычая — историческая легенда. Некогда пророку Ибрагиму, проживавшему в Мекке, приснилось, что он должен принести Аллаху в жертву своего десятилетнего сына Исмаила. Этот сон повторился трижды. Отчаявшись, Ибрагим решил выполнить предзнаменование, но сначала рассказал об этом жене и сыну, со смирением принявшим это намерение. По дороге пророку встретился шайтан, который говорил ему: “Как ты можешь принести сына в жертву?”. Пророк все время кидал камни в шайтана. Когда он дошел до места жертвоприношения и занес нож, тот трижды не вошел в тело мальчика. Тогда Ибрагим занес его над камнем, и тот раскололся пополам. В это время Аллах спустил с неба барана и сказал пророку, что он хотел проверить, насколько крепка его вера. Впоследствии пророк Ибрагим с сыном Исмаилом построили на этом месте священную мечеть Кааба.
    А бег между двумя холмами — обычай, основанный на другой легенде. Отец оставил маленького грудного сына с матерью, и в поисках воды мать семь раз бегала между двумя холмами. Тогда ребенок ударил ножкой в землю, и там возник источник. Он и сейчас находится в подвале мечети Кааба, и в нем довольно большой объем воды. Непонятно, откуда она. Вода солоновата на вкус, чая из нее не получится, но напиться можно. Арабы пьют ее веками — ранее это был единственный источник на многие километры.
    Легенды эти возникли задолго до ислама. А с начала седьмого века такие действия стали обязанностью мусульман.
    Затем паломники возвращаются в Мекку, опять обходя мечеть Кааба. Непосредственно в нее простым людям войти нельзя, хотя иногда это разрешается королевским особам. Люди просто должны обойти вокруг нее. Я обошел семьдесят раз.
    В угол мечети Кааба вмонтирован священный черный камень на уровне человеческого роста. Люди стараются дотронуться до него, но если не дотянутся — засчитывается даже их намерение. Именно от камня начинается отсчет семикратного кружения. Желающих очень много, но все не могут это сделать — в пределах священной мечети собираются на молебен более миллиона человек. Поэтому хадж считается совершенным, если человек обходил не только само главное здание, но и молился в пределах слышимости молитвы имама, передаваемой через микрофон. А сейчас вводится новое правило: считать священной любую мечеть Мекки.
    — Как решался вопрос с едой и бытовыми нуждами?
    — Еду мы покупали в многочисленных магазинчиках, сами готовили. Но зачастую кормили нас многочисленные спонсоры — ведь каждый стремится во время этого священного периода сделать много добра, помочь ближним. Даже бедному человеку там по силам принести в мечеть мешок фиников для голодных. А самые состоятельные пригоняли пятидесяти–шестидесятитонные машины с продовольствием и раздавали всем.
    Делает такие подарки и король Саудовской Аравии — на королевских фурах написано: “Подарок гостям Аллаха от Хранителя двух святынь ислама”. Именно так называют в Аравии короля. А две святыни — это Главная мечеть ислама — Кааба в Мекке и мечеть Пророка в Медине.
     — Какого возраста были наши паломники? Много ли женщин?
    — В основном — люди зрелого и преклонного возраста. Самому старому за восемьдесят, но встречались и молодые, двадцати–двадцати пяти лет.
    Отмечу, что больше половины всех паломников — женщины. Иногда из Малайзии, Индонезии, стран Индокитая приезжают целые женские батальоны, руководимые одним мужчиной. В этих странах паломников спонсирует государство. Почему? Это выгодное дело для него. Если в стране нет проблем с воровством, наркоманией, алкоголизмом, проституцией, то большого штата полиции не требуется, бюджет страны экономит достаточные средства, и часть их государство направляет на спонсорство.
    Женщины не ходят в белом, они в своей одежде, открыты лишь лицо, кисти и ступни. Живут отдельно и, должен сказать, зачастую нарушают установленные порядки. Например, по законам ислама женщины должны молиться отдельно от мужчин, так как за женщиной мужчине нельзя делать поклоны. Но некоторые мужья, приехавшие со своими женами, совершая намаз, усаживают их рядом, что создает определенные неудобства для остальных.
    — Как была обеспечена безопасность? Встречались ли случаи проявления религиозного экстремизма или другие экстраординарные явления?
    — Безопасность обеспечивается на довольно высоком уровне, хотя полицейских почти не видно. Полиция регулирует движение там, где люди закидывают шайтана камнями, потому что при таком скоплении народа нередки случаи падения людей. Организаторы стараются предусмотреть все, чтобы предотвратить жертвы. Хотя без них в огромной толпе не обходится. В первый хадж мне самому пришлось идти по упавшим, потому что сзади напирала огромная масса людей. Во второй раз я не видел таких ситуаций, но ТВ России передало, что жертвами хаджа стали около трехсот человек, затертые толпой.
    В 1998 году я узнал о жертвах при бросании камней, потому что кидающие камни из дальних рядов случайно попадали в тех, кто шел ближе к холмам. Но в исламе считается, что смерть во время хаджа — праведная.
    Что касается проявлений религиозного экстремизма, могу заверить, что их там просто нет и быть не может. Государственные деятели некоторых стран навешивают на ислам все грехи мира — и терроризм, и экстремизм. Нельзя обвинять паломников в грехах экстремистов. Я рассказываю о том, что дважды видел сам. При таком небывалом скоплении народа и разных ситуациях я ни разу не слышал, чтобы хоть один паломник повысил голос в разговоре с другим — это страшный грех.
    Есть исламское понятие “сооп” — делать хорошее другому. Считается, что добрые поступки послужат едой человека на том свете в виде хлеба, а плохие — в виде камней. Люди находят сооп везде — и уступая свою очередь, и отдавая коврик, и в других случаях. 95 процентов паломников не знают ни арабского, ни английского, но там везде царит мир. Воровства в помине нет, никто чужого не возьмет.
    — Были ли у вас неприятные впечатления?
    — Вроде бы нет. Но удивило меня вот что. Во время пребывания однажды пошел тропический ливень, вызвавший наводнение, потоки воды смыли с горки автостоянку с машинами. На следующее утро собрались хозяева и рабочие, стали вытаскивать машины, большинство из которых не подлежало восстановлению. Арабы не ругались, не кричали, а тихо что–то обсуждали. Я спросил переводчика, о чем они говорят. Он послушал и перевел: “Они говорят о том, что, видимо, Аллах наказал их за недостаточную благотворительность”.
    — Ну и последний вопрос: какие впечатления были наиболее яркими?
    — Самым впечатляющим для меня было осознание того, что люди могут жить так — в мире и согласии. Если бы я понимал их язык, хотел бы некоторое время прожить там.
    Беседовала Елена МЕШКОВА.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16856/


Распечатать: Мекка: дорога к храму РаспечататьОставить комментарий: Мекка: дорога к храму Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мекка: дорога к храму Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007