Регионы не должны жить по подсказке центра
Как живут и развиваются регионы Кыргызстана в новых условиях? В идеале все регионы должны двигаться в одном направлении и примерно одинаковыми темпами, но не получается. Условия и сложности существования у всех разные, хотя хватает и общих проблем. Премьер–министр Ф. Кулов регулярно выезжает в области и районы. Естественно, такие визиты не проходят даром — вскрываются болевые точки, готовятся конкретные решения, намечаются должные меры.
Урмат Абдыкадырович Кармышев, заместитель руководителя аппарата премьер–министра, начальник Управления госслужбы и регионального развития правительства КР, душой болеет за развитие регионов Кыргызстана. Как человек неравнодушный и компетентный, о проблемах регионов он знает не понаслышке, сопровождая премьер–министра в поездках по республике, беседуя с людьми с глазу на глаз.
Узкие места и широкие перспективы
— Расскажите, в чем заключаются ваши главные чаяния?
— Причины того, что нашим людям мешает жить и работать, мы видим собственными глазами, посещая регионы. Анализируя положение, определяем узкие места и намечаем планы, как решить те или иные вопросы, если требуется помощь правительства. Но время сейчас другое. Люди сами должны думать о себе, жить не по подсказке. В республике реализуется Национальная стратегия децентрализации государственного управления и развития местного самоуправления до 2010 года. Хотим мы или нет, но подсказывать регионам, в каком направлении развиваться, непродуктивно. Сейчас вот передаем многие полномочия министерств и ведомств органам местного самоуправления, чтобы они почувствовали себя хозяевами, могли зарабатывать. В органах МСУ на повестке дня малый и средний бизнес, без этого не выйти из кризиса. С 2004 года стоит вопрос о переходе к двухуровневому бюджету, тогда МСУ сами будут распоряжаться своими средствами. Депутаты поддерживают эту идею, хотя есть и предложение о пилотном переводе сначала одной области на такое финансирование.
— Как развиваются наши регионы в целом? Реально ли скоро ликвидировать перекосы?
— В этом году Феликс Кулов посетил Баткенскую, Ошскую, Чуйскую и Джалал–Абадскую области.
Начну рассказ с Чуйской области. На днях в Ысык–Атинском районе состоялось открытие завода местных вяжущих материалов мощностью более 100 тысяч тонн. Хотя он был создан еще в советские времена для нужд местного рынка, но в начале девяностых работа прекратилась. За два последних года казахские инвесторы вложили в реконструкцию и модернизацию предприятия восемь миллионов долларов. Сейчас готовится пуск второй линии, и тогда завод будет выпускать 300 тысяч тонн цемента в год, что позволит полностью покрыть потребности республики.
В поездке по Чуйской области Феликс Кулов вне плана посетил объединение “Эмгек” (на базе бывшего знаменитого колхоза “Труд”). Сейчас хозяйство испытывает большие проблемы в животноводстве. К сожалению, почти повсеместно не ведется племенная, селекционная работа в животноводстве, надои молока катастрофически падают. Уже не идет речи о сохранении пород скота, приспособленных к местным условиям. Деградирует и земля. Почему? Потому что земельные наделы маленькие, невозможно соблюдать севооборот, чтобы не истощать землю, как это было во времена колхозов. Увы, такие же трудности и в других регионах.
А вот в Баткенской области главные вопросы — обеспечение населения питьевой водой и паспортами, нехватка земель сельскохозяйственного назначения. Но самая острая проблема — с анклавами. Все знают, насколько тяжело гражданам Кыргызстана пересекать эти узбекские территориальные вкрапления на нашей земле. Процедуры пересечения погранпостов сопровождаются унижениями и оскорблениями. В одном айыл окмоту нам рассказали, что иногда в день жителям приходится четыре–пять раз пересекать анклавы, чтобы попасть в райцентр. В паспортах уже нет места для печатей о въезде–выезде. Конечно, удобнее было бы договориться с соседями о беспрепятственном пропуске местных жителей. Переговоры идут. Но, хотим мы или нет, надо срочно строить объездные дороги, закладывать средства на это в бюджет республики.
Много и пока безрезультатно говорят о высоком качестве баткенской сельхозпродукции. Превосходные и экологически чистые абрикосы и виноград просто требуют наличия предприятий по их переработке. Но даже при наличии инвесторов встают сложности с дорогами, транспортировкой и теми же анклавами.
Есть проблема и приграничных территорий. Население уезжает в глубь страны, а освободившееся место методом “мягкой экспансии” занимают таджикские переселенцы. Выход — в поднятии экономики на местах, чтобы люди были заинтересованы не переселяться, а спокойно и достойно зарабатывать на своей земле.
— А что за сложности с паспортами на юге республики?
— До недавнего времени в Баткенском регионе была остра проблема с обеспечением паспортами. Но создали ее опять–таки нерадивые чиновники. Оказывается, почти повсеместно в их сейфах лежали бланки паспортов. Стоило премьер–министру приехать, как все сразу решилось. Но появилась другая сложность — люди забывают зайти за новыми паспортами.
Наше дело — табак
— В Ошской области главные затруднения — отсутствие оборотных средств для заготовки табака. Весь табак–сырец в области закупают две иностранные фирмы. Ведущие табачные компании поделили мир на сферы влияния, и мы находимся в зоне американских табачных компаний–монополистов. Бороться с ними мы пока не можем.
— Но ведь мы не первый год выращиваем табак. Почему такие затруднения в этом году?
— Монополисты, о которых я уже упоминал, снижают закупочную цену, фермеры недовольны и просят правительство поднять ее. Но этого не сделать волевым решением: цены устанавливают рынок и конкурентная борьба. Почему наши табаководы уезжают в Казахстан? Там закупочная цена выше. В советские времена они могли за сезон заработать на “Жигули” или дом, а наш табак пользовался спросом у российских производителей сигарет. Но надо честно признать, что качество нашего табака невысокое. Тем не менее мы вполне можем занять свою нишу и развиваться на рынке табачных изделий. Скажем, в производстве сигарет среднего класса у нас неплохие шансы.
Замерзает южная столица
— В Оше тоже немало сложностей. Из 43 предприятий 12 простаивает из–за отсутствия оборотных средств и сырья. Но выручают город 57 активно работающих субъектов малого и среднего бизнеса. Они выдают свыше 30 % общего объема производства. Остра проблема с питьевой водой — весенние паводки постоянно ухудшают качество источников.
Катастрофически плохо в Оше с отоплением. Из–за дефицита мазута отапливаются не все районы, а горячая вода полностью отсутствует. Местная ТЭЦ страдает из–за неплательщиков. Но правительство принимает меры, так что к зиме ситуация должна улучшиться.
Кругом вода и оползни
— В Ошской и Чуйской областях есть одинаковые трудности — грунтовые воды. Разрушаются жилые дома, заболачиваются плодородные участки.
— Почему это происходит?
— Потому что уничтожена дренажная система! И мы сами в этом виноваты. Люди несведущие, не придавая значения созданным в советское время инженерным коммуникациям, бездумно и зачастую с попустительства столь же некомпетентных руководителей уничтожили инженерные сети, засыпали арыки, каналы. Вода находит себе новое русло, подтопляя участки и жилье.
Во–вторых, разрушена создававшаяся десятилетиями разрешительная система, при которой для сооружения любого объекта требовалось получить добро компетентного специалиста. К примеру, недавнее событие с подтоплением в Токмаке. Сейчас там не могут найти авторов проекта, тех, кто проводил (должен был провести в обязательном порядке) экспертизу объекта.
Но нужно понимать — всем людям нужно жилье. Повсеместно идет строительство, и от разрушения дренажных сетей сами жители страдают. Выход — привести все в надлежащий вид, восстановить разрешительный порядок. Вернувшись из Оша, мы подготовили по итогам поездки постановление, которое предусматривает создание рабочей комиссии для выявления причин подтопления, смету работ.
Есть у нас и опасность оползней, вызывающая необходимость отселения людей. Принимаем необходимые решения, ищем жилье для тех, кто уже пострадал. Например, постановили выдавать долгосрочные и льготные ссуды пострадавшим от стихийных бедствий в 2005 году в Узгенском районе. Шести семьям выделено 600 тысяч сомов на эти цели. За сто тысяч каждая семья первоначально может построить хотя бы небольшое жилье. Двум наиболее пострадавшим семьям выделено триста тысяч. Но подчеркну, что мы не только занимаемся экстренной помощью, как пожарная команда, но и должны предотвращать подобные несчастья.
И опять о казахско– кыргызской дороге
— В Иссык–Кульской области, все знают, главное — развитие туризма. В первую очередь для этого следует обеспечить экологическую безопасность. Первым пунктом на повестке дня правительства должно стоять строительство очистных сооружений в Чолпон–Ате, которые охватят сетью всю рекреационную зону. Вторым важнейшим фактором является наличие современной инфраструктуры. Построили хорошую автодорогу Алматы — Бишкек, и результат налицо — туристический бум. Сейчас готовимся к строительству дороги Каскелен — Чолпон–Ата. Дело это очень важное, но у нас есть печальный опыт строительства “акаевской” дороги. Сама идея была неплохая, но зачем понадобилось привлекать к строительству бюджетные организации? Следовало провести тендер, определить инвесторов — частные компании. Сейчас вот казахстанский инвестор обещает построить дорогу в течение года.
А Кумтор? Обвал там случился — вся республика страдает от падения экономических показателей. На Иссык–Куле Феликс Шаршенбаевич еще не был, но готовится к визиту, изучая тенденции и болевые точки.
“Я — реалист и не верю в мегапроекты”
— Что касается Нарынской области, там повсеместно мешает нехватка оборотных средств. За полугодие простаивало 10 предприятий, нестабильно работал угольный разрез Кара–Кече.
— Кстати, а как обстоят дела с небезызвестным Мотуевым?
— Он сидит в СИЗО, ждет своей участи, скоро дело передадут в суд. На разрезе все пришло в негодность за время его руководства, и сейчас фирмы, которые раньше работали на разрезе, пытаются навести порядок, ведь добыча угля предполагает сложную инженерную работу, грамотные вскрышные мероприятия. Туда тянут подъездную дорогу, но в целом ситуация пока далека от нормальной. Я удивляюсь, как все это было ему позволено натворить. К зиме на разрезе намечено выполнить план по поставке угля в местные котельные.
— Насколько целесообразно, на ваш взгляд, строительство ТЭС “Кара–Кече”?
— Считаю, очень целесообразно. Во времена Союза существовала единая энергетическая система, которая была разрушена. Мы должны обеспечить энергетическую независимость, обезопасить себя, чтобы иметь возможность в случае аварии перейти с одного источника энергии на другой. Но нужны инвестиции, которые еще следует найти. Нисколько не умаляя значения Камбараты для республики, напомню, что два миллиарда долларов на их возведение — огромные деньги. А отдача будет через десятки лет. Действительно, электроэнергия ГЭС дешевле. Но огромны затраты на их строительство. Отдача же ТЭС происходит быстрее. Я уверен, что инвесторы ТЭС найдутся, у идеи есть сторонники.
Главная наша цель — развивать все регионы, чтобы население не покидало насиженных мест, не создавало нагрузки на областные центры, не перетекало преимущественно в столицу. Понятно, что не может Бишкек всех желающих вместить! Надо развивать и Токмак, и Кара–Балту, создавать современную инфраструктуру, пустить электрички, как во всех современных странах. Давайте помнить, что на дворе ХХI век.
Беседовала Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15305/