А без него — и ни туды и ни сюды
Речь уже в который раз идет не о хлебе насущном, а на сегодняшний день для сотен тысяч кыргызстанцев о более важном и существенном — об удостоверениях личности. За два года паспортного кризиса эта тема, похоже, навязла в зубах у членов правительства и депутатов Жогорку Кенеша, не говоря уж о кыргызстанцах, оказавшихся заложниками дефицита. Вчера вновь парламентарии полдня посвятили разбору полетов, вызвав на ковер руководителей министерств, ответственных за паспортизацию граждан Кыргызстана, которая в республике проходит из рук вон плохо, особенно скверно — в регионах.
Премьер–министр Феликс Кулов приехать не смог, так как встречался с крупными российскими инвесторами, и послал держать ответ, как это уже принято, своего первого зама — Медетбека Керимкулова. Правда, как сообщил спикер Марат Султанов, глава правительства обещал подъехать в Жогорку Кенеш после одиннадцати, однако слова не сдержал.
Народные избранники вначале вообще не хотели слушать тех, кого сами же и пригласили на заседание. Один за другим к микрофону выходили ораторы, предлагая то дать слово, то нет членам правительства. Со стороны сильно бросалось в глаза, что все они практически не слушали того, что до них говорили и предлагали и торага, и его коллеги. В конце концов Марату Султанову эта “резина” изрядно надоела, и он своей волей начал обсуждение, предоставив первому вице–премьер–министру пять минут для спича.
Медетбек Керимкулов признал: на протяжении последних лет разрешение паспортной канители — самая злободневная проблема для страны. В минувшем году правительство приняло и издало 9 нормативно–правовых актов и в нынешнем — уже 6. А воз, хотя и тронулся, но движется крайне медленно. Причина? Несогласованно действуют Министерство транспорта и коммуникаций и Госагентство информационных ресурсов и технологий.
Он сообщил, что сейчас МИД ведет активные переговоры с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, чтобы они разрешили кыргызстанцам въезжать на территории стран с ID–карточками. Их согласие намного бы снизило остроту дефицита паспортов. Но, как сказал представитель МИД, нам необходимо внутри республики внести изменения и поправки в нормативные документы, прежде чем просить соседей признать в качестве въездных документов удостоверения личности для внутреннего пользования. Более того, мы должны согласовать этот вопрос со всеми странами, входящими в ЕврАзЭС.
О том, что паспортный кризис возник не с приходом новой власти, а задолго до мартовских событий, напомнил депутатам глава Министерства внутренних дел Муратбек Суталинов. Сама работа по выдаче паспортов нового образца началась c середины декабря прошлого года. Паспортные столы, руководители которых получили административные взыскания, способны обработать анкеты и вручить документы в среднем 50–60 тысячам гражданам в месяц. В помощь им задействованы акимиаты, мэрии городов.
Министр главным тормозом в решении паспортного кризиса считает также отсутствие единого руководства этим процессом. МИД, ГАИРТ, МВД и Минтранс — все эти ведомства работают сами по себе без тесного взаимодействия друг с другом. Муратбек Суталинов, которому, думаю, хорошо известно об очередях в паспортных столах, жалобах на грубость его сотрудников, фактах вымогательства и продажи паспортов нового образца за 500—1000 долларов, заявил, что коррупция всегда была и будет в этом подразделении. И если МВД освободят от этого дела, то он будет только рад: “Больше времени останется, чтобы ловить преступников”.
Более чем странно было слышать слова генерала. Вместо того чтобы заставить своих подчиненных, которые “заелись”, сидя на хлебных местах, работать нормально и почеловечнее относиться к измученным людям, он хочет откреститься от обвинений в коррупции сотрудников паспортных столов.
Легко отделался министр финансов Акылбек Жапаров, сказавший депутатам то, что они хотели от него услышать: 7 млн. сомов из бюджета на помощь паспортным столам они получат. И его оставили в покое.
Сильнее всего досталось директору ГАИРТ Амангельды Кенжетаеву. Мало того что он накануне “заработал строгача” на заседании правительства, так и народные избранники слушали его объяснения с нескрываемым раздражением. Хотя если рассматривать ситуацию непредвзято, то как раз–таки его ведомство сделало больше всего для снижения паспортного голода. А им бы вспомнить, что в сегодняшние беды беспаспортников свою лепту внес депутатский корпус прежнего созыва.
Госагентство отвечает за сбор информации и создание базы данных граждан Кыргызстана и персонификацию бланков паспортов, и эту задачу оно выполняет. На складах скопилось уже несколько сот тысяч документов, производство загружено на 30 процентов. И не вина ГАИРТ, что к ним поступают из паспортных столов анкеты, заполненные с нарушениями и отклонениями, которые приходится браковать, так как компьютеры таможен и погранслужб других государств не смогут считать информацию с машиносчитываемой зоны.
На этом заседании паспортный вопрос так и остался открытым, к нему парламентарии вернутся в апреле. Правительству в очередной раз удалось добиться тайм–аута. Первый вице–премьер–министр пообещал, что к январю следующего года 700 тысяч кыргызстанцев смогут получить долгожданные документы. Поймав его на слове, один из депутатов буквально припер первого вице–премьер–министра к стенке, задав неудобный вопрос: “А что будет, если этого не произойдет? Вы даете слово, что уйдете в отставку?”.
Медетбек Керимкулов, поерзав, ушел от ответа под ехидные смешки депутатов. Пообещал он сгоряча справиться с паспортным кризисом или всерьез правительство займется этой проблемой, ясно будет уже в ближайшие месяцы.
Лариса Ли.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13348/