Распечатать: Мамбет Мамакеев: Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью? РаспечататьОставить комментарий: Мамбет Мамакеев: Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мамбет Мамакеев: Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью? Посмотреть комментарии

15 ноября 2005

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ

Мамбет Мамакеев: Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью?

    Говорят, у врачей есть две мечты: чтобы бедные никогда не болели, а богатые никогда не выздоравливали. Но это, конечно, шутка. А если говорить всерьез...
    —Можно сказать, еще не было дня, чтобы мы не сталкивались с пустыми кошельками наших пациентов, — сетует директор Национального хирургического центра, президент Ассоциации хирургических обществ республики, доктор медицинских наук, академик НАН Мамбет Мамакеев. — Наше лечебное учреждение, как известно, специализируется на неотложной хирургии. К нам привозят в основном только экстренных больных, которые практически сразу попадают на операционный стол. Понятно, что вопрос внесения сооплаты возникает уже после того, как человеку сделана операция и он вышел из критического состояния — так положено по закону. Но тут выясняется, что у многих на сооплату просто–напросто нет денег. Скажем, вчера к нам поступило более пятидесяти пациентов, и выяснилось, что из них более сорока нигде не работают. Представляете себе наше положение?
    — Насколько известно, хирургия — самая дорогая отрасль медицины. В наше время немалые деньги требуются не только на официальную сооплату, но и на сопутствующие материалы, а также вознаграждение врачей и младшего персонала...
    — Если вы имеете в виду “конверты”, то за последнее время мы троих своих специалистов отстранили от работы за то, что они требовали с людей деньги. Но давайте посмотрим и на другую сторону медали — уже давно не секрет, что у наших медиков самая низкая зарплата в регионе. А труд адский плюс колоссальная ответственность. Например, в Казахстане у рядового хирурга заработная плата в пять раз больше, чем у нашего, чей заработок, как метко подметили юмористы, все больше напоминает сдачу... Да и в Узбекистане правительство не жалеет средств на медицину. Скажем, недавно соседи установили в одной из операционных за баснословную сумму новейшее ноу–хау из Швейцарии — специальный титановый потолок, который создает особый микроклимат в помещении, то есть летом там не жарко, а зимой тепло.
    — Для нас это пока звучит, как фантастика...
    — Так оно и есть. Сегодня государство, к сожалению, не в состоянии обеспечить здравоохранение современной аппаратурой и прочими необходимыми вещами. Сейчас не время вспоминать прошлое, но при советской власти у нас меньше болела голова, потому что по первой же заявке по списку приходило все, что мы заказывали. Сейчас даже элементарный инструментарий, скажем, скальпели, зажимы или иглодержатели, получить невозможно, и все это приобретается исключительно в частном порядке. У нас в Кыргызстане даже своего шовного материала нет.
    Конечно же, спасает гуманитарная помощь, которая приходит из США, Японии, Германии, Турции и других государств. Если бы не было поддержки дальнего зарубежья, нам было бы совсем трудно, ведь в год наш центр делает до восьми тысяч операций.
    А ведь, повторю, хирургический центр оказывает неотложную помощь, когда свою важную роль играет каждая минута... “Скорая” везет пациентов круглые сутки, но не скажешь же больному, что у нас, простите, в настоящее время дефицит инструментов! Да и лекарства, которые требуются, сейчас очень дорогие, и кровь тоже, и за все это, как правило, приходится платить родным.
    — Мамбет Мамакеевич, а с какими недугами к вам попадают больные чаще всего?
    — С чем угодно — кровотечениями, ножевыми или огнестрельными ранениями и так далее. И нас тревожит, что в последнее время таких случаев становится все больше и больше. В хирургии я работаю более полувека, и выяснения отношений с помощью ножа были всегда, но сейчас ситуация просто аховая. Раньше, к слову, мы сразу сообщали обо всех таких ЧП в правоохранительные органы, но постепенно эта практика сошла на нет.
    Но гораздо больше меня волнует вот что. Очень часто в нашем центре оказываются пациенты с тяжелыми осложнениями — если язва желудка, то обязательно с прободением, если аппендицит, то непременно гангренозный... Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью? Конечно, раньше следить за ним помогало государство, когда на предприятиях проводились регулярные профессиональные осмотры и работников чуть ли не силой заставляли сдавать анализы и проходить прочие процедуры. Сейчас все это в прошлом, и у большинства соотечественников нет ни времени, ни денег заботиться о себе так, как это положено. Отсюда высокая смертность, осложнения... И эта проблема, поверьте, очень серьезна. Но мы беремся оперировать, даже если есть только один процент надежды.
    — К сожалению, нередки и ошибки врачей — достаточно познакомиться с заявлениями, которые поступают в адрес Минздрава...
    — У себя в центре каждый день не меньше часа мы посвящаем “разборам полетов”. Дежурный хирург докладывает обо всех пациентах, и если скрывается ошибка, рано или поздно она все равно вылезет. На эту тему мы ведем открытый разговор каждый день, и если выявляем просчеты, наказываем коллег — отстраняем их как минимум на два–три месяца.
    — Если сравнивать хирургию Кыргызстана с другими государствами СНГ, то на каком месте мы находимся сейчас?
    — Отечественные хирурги вооружены знаниями, освоили немало современных методов лечения, стали применять новые технологии и медикаменты. Кроме пересадки органов, у нас делаются практически все операции. Однако проблема пересадки органов очень серьезна, она заключается не в хирургической технике, а затрагивает проблемы тканевой совместимости, иммунологии, генетики и другие, и это тема отдельного разговора. Наши хирурги участвуют почти во всех научных конгрессах и, можно сказать, находятся в “твердой середине”.
    Мы могли бы работать гораздо лучше, но, как я уже говорил, во многом нас тормозит отсутствие новейшего оборудования. Вот смотрите, недавно в Ташкенте был съезд, куда съехались лучшие хирургические умы. Мы увидели, что больницы столицы Узбекистана оснащены по последнему слову техники. А у нас в центре аппарат, благодаря которому мы делаем лапароскопические операции, вообще находится в единственном экземпляре. К слову, в Казахстанском хирургическом центре их целых семь штук! А ведь пройдет каких–нибудь пять–шесть лет, и большинство операций будут делать именно с помощью лапароскопии, то есть новой медицинской технологии — эндоскопической хирургии, которая за несколько лет перевернула представления о принципах оперативного лечения многих заболеваний.
    — Вы затронули проблему пересадки органов в нашей республике. Какова нынешняя ситуация в этой области?
    — В принципе, у нас этой проблемой должен был заниматься Научно–исследовательский институт хирургии сердца и трансплантации органов, открытый два года назад при Национальном центре кардиологии и терапии, но он сейчас переживает не самые лучшие времена.
    Как мне стало известно, коллектив института восстал против своего руководителя, профессора Сейтхана Джошибаева. А хирургия — это прежде всего команда, если в ней нет дружеских отношений, можно погубить весь коллектив. Ситуация там настолько обострилась, что недавно нам даже пришлось заслушивать этот вопрос на заседании Ассоциации хирургических обществ.
    Работающие в институте кардиохирурги рассказали, что с и. о. директора профессором Джошибаевым невозможно работать. Мы спросили, почему же вы так долго молчали? Врачи признались, что терпели, надеялись, что все утрясется. Не утряслось. Я спрашивал Сейтхана Джошибаева, как можно работать, если коллектив против? Как старший товарищ я дружески посоветовал ему не претендовать на директорскую должность.
    На заседании ассоциации мы рассматривали заявление сотрудников института, но Джошибаев не хочет признавать свою вину. Он просил коллег, членов ассоциации, помирить его с коллективом, но никто из работающих в институте кардиохирургов не согласился пойти на этот шаг. Когда два года назад появился на свет указ бывшего президента страны Аскара Акаева о создании новой структуры, медики очень радовались. Открытие института предвещало новые перспективы, ведь подобное учреждение появилось в Центральной Азии впервые, и это давало шанс на то, что кардиохирургия в регионе обретет второе дыхание. Но, к сожалению, этого не случилось. Будем надеяться, что конфликт, от которого в конечном итоге страдают больные, все же разрешится...
    Елена Скородумова.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11928/


Распечатать: Мамбет Мамакеев: Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью? РаспечататьОставить комментарий: Мамбет Мамакеев: Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мамбет Мамакеев: Почему наш народ так наплевательски относится к своему здоровью? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007