Распечатать: Беженцы или изгои? РаспечататьОставить комментарий: Беженцы или изгои? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беженцы или изгои? Посмотреть комментарии

18 мая 2005

ТРАГЕДИЯ

Беженцы или изгои?

    Зоной повышенной напряженности по–прежнему продолжает оставаться граница между Кыргызстаном и Узбекистаном, а точнее — лагерь беженцев из Андижана близ села Бараш в Джалал–Абадской области.
    Службы ГО МЭ и ЧС провели туда уже электричество, организовали подвоз воды, телефонисты установили связь, а местные власти обеспечили трехразовое горячее питание. Делятся продуктами питания с узбекистанцами и местные жители. В ближайшее время ожидается поступление гуманитарной помощи по линии Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев.
    Но проблема в другом. До сих пор не решена судьба попросивших политического убежища узбекистанцев. В этой связи посетивший лагерь глава Пограничной службы Кыргызстана Мырзакан Субанов отметил, что не знает, какой теперь у этих граждан статус.
    “Считать их беженцами мы не имеем права, — заявил генерал представителям СМИ. — Они не подходят под это определение. И поскольку оказались на нейтральной полосе, мы собрали их в одном месте, чтобы не разбежались, и пригласили международные организации. Последние, взаимодействуя с нашим правительством, должны определить их статус. Но с другой стороны, мы обязаны уважать соседей. Если даже вопрос статуса и определят международные организации, то оставлять этих граждан на территории Кыргызстана нельзя. Этим мы оскорбим Республику Узбекистан — у нас договор о вечной дружбе…”.
    Касаясь позиции Узбекистана о возможном возвращении узбекских граждан на родину, генерал отметил, что власти соседнего государства в этом вопросе пока не определились.
    Но зато полностью определилось Посольство Узбекистана в Кыргызстане. Через свою пресс–службу его сотрудники попросили точности и объективности от СМИ нашей страны. Они обратили внимание журналистов на необходимость и важность объективного и беспристрастного освещения андижанских событий и их последствий, включая конструктивный характер узбекско–кыргызского сотрудничества, в том числе и по вопросам, связанным с пересечением межгосударственной границы.
    В качестве примера узбекские дипломаты привели распространенную СМИ Кыргызстана информацию о проведенной в Бишкеке на улице Тыныстанова акции. Сотрудники посольства считают, что растиражированная информация о возложении цветов бишкекской молодежью в память о погибшем мирном населении а Андижане не отличается объективностью и содержит односторонние характеристики, комментарии. Пресс–служба посольства сделала акцент на то, что акция была малочисленной и что в ней участвовали люди с альтернативными лозунгами — “Акрамисты”— угроза суверенитету Кыргызстана!”, “Халифат не будет демократией!”, о чем наши СМИ умолчали.
    Организаторы возложения цветов были вынуждены прокомментировать заявление пресс–службы Посольства Узбекистана в Кыргызстане. По словам председателя Союза студентов Кыргызстана Аската Дукенбаева, участники акции уже уходили, когда появился один человек с плакатом. Вполне возможно, после ухода молодежи к посольству пришли и другие, но организаторы возложения цветов посчитали это инсценировкой.
    “МСН” в прошлом номере сообщала, что многие политологи в Центральноазиатском регионе, в государствах Евросоюза, их официальные представители и сами узбекистанцы говорят о сознательном использовании Ташкентом фактора “религиозного экстремизма” для подавления инакомыслящих (“Трагедия Андижана”). Кстати, и в России партия “Яблоко” распространила аналогичное заявление. Озвучил его заместитель председателя партии Сергей Митрохин. Он утверждает, что андижанский мятеж — это результат пятнадцатилетней политики подавления политических и экономических свобод под лозунгами “предотвращения гражданской войны” и “борьбы с религиозным экстремизмом”. Что режим Каримова, полностью раздавив демократическую оппозицию, не оставляет узбекскому народу ничего другого, кроме пути радикального исламизма, к лидерам которого население прислушивается все больше и больше.
    Подобные высказывания звучали и в парламенте нашей республики. На одном из пленарных заседаний депутат Давран Сабиров назвал безосновательными утверждения узбекского президента о кыргызском следе андижанских волнений. По его мнению, происходящие в соседней стране события стали следствием бедственного положения населения, и народный протест не имеет ничего общего с экстремизмом, хотя толчком для волнений послужили незаконные действия группы вооруженных людей.
    Между тем официальный Ташкент уже заявил, что ситуация в стране стабилизировалась. Против зачинщиков мятежа возбуждены уголовные дела по статьям массовые беспорядки, убийства, грабежи, попытка свержения государственного строя. В МВД Узбекистана подчеркивают, что многие из освобожденных боевиками заключенных добровольно согласились вернуться в тюрьму. Таковых уже свыше 260 человек. После проверки на непричастность к организации беспорядков им, возможно, будет смягчен приговор за явку с повинной.
    Полной информации о числе погибших в Андижане по–прежнему нет. Официально признано, что в моргах находится около 80 трупов и еще примерно столько же людей получили ранения. Представители же узбекских правозащитных организаций утверждают, что на улицах города погибли не менее 500 человек и около 2 тысяч были ранены.
    Мало что известно сегодня и о судьбе этнических кыргызов, имеющих гражданство Узбекистана. А их число только в Андижанской области превышает 300 тысяч человек. В местах их компактного проживания функционируют школы на кыргызском языке, действуют национальные центры. Как сообщает радио “Азаттык”, в МИД Кыргызстана отметили, что пока не удается наладить с ними телефонную связь. Но наши дипломаты уверенно заявляют, что узбекистанские кыргызы не принимали участия в андижанских волнениях. Нет их и в числе хлынувшего в Кыргызстан потока беженцев.
    Омбудсмен Кыргызстана Турсунбай Бакир уулу в этой связи заявил, что официальный Ташкент должен предоставить им гарантии безопасности, и что наше правительство должно этого добиваться. Попросил также наше правительство Турсунбай Бакир уулу и официально узаконить контрольно–пропускной пункт через приграничный мост в городе Кара–Суу.
    Мы уже сообщали, что последние дни Турсунбай Бакир уулу находился на юге страны. По приезде он дал в Бишкеке пресс–конференцию, где подчеркнул, что в Кара–Суу нет узбекских пограничников, таможенников и милиционеров. За порядком в этом населенном пункте на узбекской территории следят представители народного ополчения. Они пообещали нашему правозащитнику не превращать переход через кыргызско–узбекскую границу в неорганизованный процесс.
    Тем временем узбекско–казахская и узбекско–таджикская границы продолжают оставаться закрытыми намертво. В этой связи Турсунбай Бакир уулу отметил, что поток беженцев из Узбекистана наверняка хлынет в Кыргызстан. При этом Акыйкатчы назвал несколько необычную цифру — миллион человек. И добавил, что наша страна самостоятельно не справится с таким потоком без помощи международных организаций.
    В качестве аргументов был приведен следующий довод. Узбекистан — это не Кыргызстан, который ищет мирные способы прекращения народных восстаний. Узбекский президент, мол, подавит волнения силовыми методами, и поэтому мы должны быть готовы ко всему. По словам Турсунбая Бакир уулу, в Ферганской долине проживает многочисленное нищее религиозное население. Его наплыв в нашу страну может негативно сказаться на экономике Кыргызстана.
    Реакция на эти высказывания не замедлила сказаться. Лидер Коалиции “За демократию и гражданское общество” Эдиль Байсалов назвал заявления Омбудсмена ксенофобией, подчеркнув, что Акыйкатчы не следовало бы пугать страну миллионом узбекских беженцев и экономической катастрофой.
    Досталось и исполняющему обязанности председателя Пограничной службы Кыргызстана Мырзакану Субанову, говорившему, что, оставив беженцев на своей территории, мы оскорбим Узбекистан. Эдиль Байсалов отметил, что более тридцати правозащитных и общественных организаций в Бишкеке обратились к правительству с требованием не допустить выдачи мирных жителей и раненых Узбекистану. По его мнению, Кыргызстан должен поступать в соответствии с международными гуманитарными конвенциями, согласно которым нельзя насильно выдворять мирных граждан, просящих убежища. “У Кыргызстана договор о вечной дружбе с узбекским народом, а не лично с диктатором Каримовым”, — подчеркнул Байсалов.
    Юрий Груздов, Юлия Сушкова.
    Фото Владимира Пирогова.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10214/


Распечатать: Беженцы или изгои? РаспечататьОставить комментарий: Беженцы или изгои? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беженцы или изгои? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007