Распечатать: Сироты казенные, безнадзорные РаспечататьОставить комментарий: Сироты казенные, безнадзорные Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сироты казенные, безнадзорные Посмотреть комментарии

10 апреля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Сироты казенные, безнадзорные

    За последние два года иностранными гражданами усыновлено 225 детей из Кыргызстана. Все они вместе с приемными родителями покинули республику и сейчас проживают за рубежом. Надо ли нам ужесточать меры по усыновлению детей? Особенно если речь идет о вывозе наших деток за границу при условии, что приемные родители - не наши граждане. До принятия в феврале прошлого года специального постановления правительства о годичном моратории на усыновление решения отдавать или не отдавать ребенка принимал суд, опираясь на сто тридцатую статью Семейного кодекса. А за тем, как новообретенная семья за границей обходится с малышом, обязано было следить Министерство образования. Между тем правозащитники и депутаты все чаще заявляют о продаже детей за кордон. Газеты пестрят "страшилками" о том, как издеваются над приемышами их новые родственники. А вердикт наших самых честных и гуманных судов, как выяснили члены парламентской комиссии под эгидой ЮНИСЕФ, зачастую противоречит закону. Процедура усыновления в Кыргызстане должна проходить бесплатно. Но кое-кто из чиновников органов опеки на пару с не особо чистоплотными служителями Фемиды установили свои расценки. Деньги, понятное дело, оседали в их карманах.

Ирина Летова, депутат ЖК от фракции "Ак Жол"

    Права детей нарушаются в судах

    - Порядок международного усыновления предусмотрен постановлением правительства со ссылкой на Конвенцию по правам ребенка. Ее мы ратифицировали. Но пункт, касающийся именно усыновления, был заимствован из Гаагской конвенции, которую мы даже не рассматривали. В Жогорку Кенеш поступило заявление, где говорилось, что усыновление проводится с нарушением закона. По решению трех ключевых парламентских комитетов создается комиссия с целью выявить эти факты.

    В соответствии с Семейным кодексом принимать решение по усыновлению мог только суд. Все материалы поступали прямиком к служителям Фемиды.

    Проверяя судебные инстанции, мы столкнулись с тем, что большинство дел, касающихся именно усыновления, было рассмотрено по копиям документов. Оригиналы не запрашивали. Когда одна из судей Октябрьского районного суда Бишкека запросила оригиналы бумаг, а их не предоставили, она отказала в иске. Тогда этих детей перевели в Токмакский детский дом, и уже решением Токмакского городского суда их определили на усыновление. Но это незаконно. Сейчас возбуждаются уголовные дела по этим фактам.

    Что касается Гаагской конвенции, там есть положение, предусматривающее контроль за усыновленным ребенком. Причем следить, как ребенку живется в новообретенной семье, должны консульские службы Кыргызстана, чтобы при любом противоправном действии со стороны приемных родителей наше государство могло принять адекватные меры.

    Я тоже убеждена, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. Но мы должны знать, куда мы отправляем ребенка. Желающих усыновить много. До тех пор, пока мы не ратифицировали Гаагскую конвенцию, можно заключать двусторонние договоры. Но на сегодняшний день государства, куда в основном вывозят наших детей, не рассматривают возможность подписания такого рода соглашений.

    Тимоти Шаффтер, представитель ЮНИСЕФ в Кыргызстане

    Решить вопрос поможет политическая воля

    - В последние два-три года существенно возросло число желающих из стран дальнего зарубежья усыновить ребенка именно из Кыргызстана. Но, как выяснилось, сам механизм международного усыновления в республике не прописан. Его просто нет. Государство даже элементарно не может защитить ребенка, которого забрала семья из другой страны.

    Кроме того, когда решается судьба маленького человека, который по тем или иным причинам остался без попечения своих биологических родителей, по-прежнему рассматривается только один вариант - детский дом. Позиция ЮНИСЕФ в этом вопросе остается неизменной - ребенок должен жить в семье, но если невозможно его вернуть собственным родителям, надо найти приемных.

    Однако, как я уже говорил, система усыновления запутана. Поэтому правительство вполне обоснованно наложило запрет, и процесс приостановлен на год.

    Для того чтобы возобновить работу по усыновлению, нужен закон, который регулировал бы данный механизм, но действовать он должен с учетом международных стандартов, принятых во всем мире. А для его принятия необходима политическая воля. Граждане Кыргызстана и иностранцы должны иметь равные права на усыновление ребенка. При этом обязательно должна существовать обратная связь между страной, предоставляющей детей на усыновление, и государством, куда эти дети направляются. Надо также проработать систему учета и контроля за усыновленными детьми.

    Осмонбек Артыкбаев, депутат ЖК от фракции СДПК

    Усыновление превратилось в бизнес

    - К примеру, в Азербайджане, на Украине и в Казахстане законом запрещена процедура усыновления детей гражданами зарубежных стран. А в Узбекистане и Беларуси приняты довольно жесткие поправки в законодательство по данному вопросу. Что же касается Кыргызстана, наш закон лоялен. Чиновники вообще смотрят на факты международного усыновления сквозь пальцы. Поэтому за пределы страны и вывозится очень много маленьких кыргызстанцев. К сожалению, точных данных о том, сколько именно усыновленных ребятишек проживает сейчас за границей, мы не имеем. Нашим же гражданам взять ребенка на воспитание очень сложно. Требуется огромный пакет разрешительных бумаг, заверений, уведомлений, справок. А иностранцам никто не чинит никаких препятствий. Это несправедливо.

    Гульнара Дербишева, депутат ЖК от фракции "Ак Жол"

    В чей карман деньги

    - Наше законодательство, которое регулирует международное усыновление, по моему мнению, в дополнениях и изменениях не нуждается. Порядок там расписан. Другое дело, что его не соблюдают. Тогда правительство решает ужесточить "правила игры". Теперь усыновить ребенка можно только в том случае, если у Кыргызстана со страной, гражданами которой являются приемные папа и мама, заключен двусторонний договор, касающийся именно усыновления, чтобы сотрудники посольства могли контролировать проживание усыновленного у обретенных родителей. Кроме того, дополнительная ответственность ложится на плечи местных администраций и органов опеки. Но мне думается, что при таком раскладе они и будут как посреднические организации снимать все "сливки".

    Раньше Министерство образования курировало процесс усыновления. Но после постановления кабмина роль наблюдателя у Минобраза отобрали. Тем не менее проблем не убавилось.

    Иностранцы по-прежнему жалуются, что усыновить ребенка из Кыргызстана очень сложно. Фактически усыновление считается бесплатным, но семьи, которым приходилось с этим сталкиваться, платили по семь тысяч долларов. В основном жалуются на ставки местных чиновников, в том числе и судейских, граждане США.

    К примеру, в Эстонии, Армении вообще запрещено усыновлять гражданам других государств. Но я считаю, что нам надо отдавать детей-сирот на усыновление. Сами мы содержать их в нормальных условиях, заботиться о них, кормить не можем. У нас просто нет на это денег. Но хотелось бы, чтобы сохранялась постоянная связь с приемными родителями. При этом следует разрешать усыновление преимущественно представителям развитых стран.

    Хорошая тенденция, что детей-инвалидов берут бездетные пары из США. Таким людям надо только помогать. В очереди стоят сто сорок семей. Конечно, существуют случаи, когда в приемных семьях издеваются над приобретенными детьми, убивают их, продают на органы. Но такие несчастья бывают и у нас. Просто их не предают огласке.

    Что касается мзды в семь тысяч, пока за руку никого не поймали. Однако потенциальных усыновителей отпугивает чрезмерная любовь некоторых наших чиновников к деньгам.

    Я предложила бы брать деньги с приемных семей, но эти средства должны переводиться на госсчет. Если вдруг по каким-то причинам ребенка возвращают, деньги поступают в его распоряжение после совершеннолетия. Это своего рода гарантия на случай отказа. Если же такого не происходит и ребенок остается в семье, благополучно воспитывается и развивается, деньги возвращают приемным родителям. То есть семь тысяч могут служить неким залогом. Но это всего лишь предложение. Брать-то все равно будут. Так пусть хоть на законных основаниях и с пользой как для государства, так и для его маленького гражданина.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ, спецкорреспондент "МСН"

    Не бросай меня, мама!

    На наших детей, однако, спрос. Но известны лишь страны, куда они отправились со своими новоиспеченными родителями, далее след теряется.

    Оно и понятно, как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Очень удобная позиция. Главное - ни за что не отвечать. Сбагрил дите за кордон, и спи спокойно. А ведь несчастные-то оказываются брошенными дважды. Первый раз своими биологическими родителями, второй раз - государством. Их просто продали за семь тысяч "зеленых". Кто-то посчитал эту сумму приемлемой, чтобы избавиться от ребенка. Интересно, как устанавливали квоту? Из каких расчетных показателей складывалась сумма?

    Даже если посчитать казенные деньги, которые тратит наша отнюдь не богатая страна на содержание одного ребенка сначала в доме малютки, после в интернате, едва ли наберется семь тысяч долларов. Депутаты предлагают обязать консульские службы или посольства, смотря на каком дипломатическом уровне представлен в том или ином государстве Кыргызстан, курировать семьи, усыновившие наших детей. Но только на основе двустороннего договора между странами.

    Международные организации, в частности ЮНИСЕФ, придерживаются железного правила - ребенок должен воспитываться в семье. Одним из документов, дающих право Кыргызстану участвовать в процессе международного усыновления, руководствуясь при этом не только внутренним, но и мировым законодательством, является Гаагская конвенция.

    Ее и предлагается ратифицировать Жогорку Кенешу. Тогда все узелки развяжутся. Но... наша маленькая и гордая республика присоединилась и без того к солидному пакету международных документов.

    Выполнять обязательства по всем пунктам, имеющимся в соглашениях, мы просто не в состоянии. Порой разнятся не только положения, закрепленные в бумагах, но и цена сотрудничества. Как только наступает момент платить членские взносы, мы тут же приобретаем бледный вид и холодные уши - лишних денег на поддержание имиджа не имеется. А потому присоединиться к Гаагской конвенции нам в ближайшем будущем не светит.

    Однако очередь из усыновителей увеличивается. Потенциальные приемные родители ждут, когда наше правительство снимет годичный запрет. По данным Госдепа США, только в Америке в очередь на детишек из Кыргызстана выстроились сто сорок бездетных пар.

    Сердобольные иностранцы в порыве душевном желают заботиться о детях-инвалидах, вынужденных по воле судьбы влачить жалкое существование в стенах детских домов и интернатов.

    Кстати, оказавшись за рубежом, эти ребята зачастую проходят курс реабилитации, многим делают дорогостоящие операции (новая родина компенсирует), и здоровье восстанавливается. Приемные семьи еще и получают пособие от государства в качестве компенсации. Так что усыновленный малыш для некоторых приемных мамочек и папочек становится "золотым теленком".

    У нас все равно нет ни средств, ни условий для содержания и тем более для полноценного лечения ребят, имеющих серьезные недуги. Считается, что заграница в этом плане нам поможет. Хоть и на чужбине, зато одеты, обуты. Коли они не нужны ни своим родным, ни государству, может, хоть за кордоном эти дети наконец найдут свое место.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27302/


Распечатать: Сироты казенные, безнадзорные РаспечататьОставить комментарий: Сироты казенные, безнадзорные Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сироты казенные, безнадзорные Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007