Распечатать: Потехе час РаспечататьОставить комментарий: Потехе час Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Потехе час Посмотреть комментарии

11 ноября 2011

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Потехе час

    В городе практически не осталось молодежных центров, и многие ребята оказываются предоставлены самим себе. А потом госмужи удивляются росту преступности, наркомании среди молодежи, рэкету в школах.

    Наследники пионерии

    В нынешнем году в СНГ отмечают юбилей детского внешкольного образования. Ровно 75 лет назад стали создаваться дворцы пионеров и школьников, чтобы системно, целенаправленно развивать и обучать детей в свободное от учебы время. Многие выдающиеся артисты начинали свой творческий путь на большую сцену в студиях и кружках этих внешкольных учреждений. Немало чемпионов мира делали  первые ходы за шахматными столиками и выполняли борцовские приемы в секциях популярных в то время дворцов.

    После развала Союза детей лишили привилегий и переселили в полуподвальные и подвальные помещения, которые ныне называются центрами детского творчества. В каждом районе столицы они до сих пор действуют, и чтобы заниматься здесь, нужно только одно — желание ребенка. При этом центры работают по разным направлениям.

    На днях из Беларуси, где отмечали 75-летие внешкольного образования, вернулась и наша делегация.

    — Коллеги из минского Национального центра художественного творчества детей и молодежи собрали гостей из России, Украины, Польши, Германии, Молдовы. Мы представляли Центральную Азию, — рассказывает руководитель делегации Кыргызстана, директор Центра “Сейтек” Сабийра Челпакова. — Белорусы показали свои достижения и инновации в области дополнительной образовательной индустрии. Мы увидели прекрасно оборудованные кабинеты и студии центра, их работу. Удивительно, но в Беларуси уделяется огромное внимание занятости детей вне школы. Каждый второй ребенок посещает кружки и секции. В городах, селах, районах действуют и открываются новые центры. Причем все держится на помощи государства, родители ничего не платят. Мы, напротив, выживаем и заявляем о себе на международных смотрах именно за счет родительской помощи. Конечно, нас поддерживают Минобразования и Минкультуры, но пока выделяются лишь средства на коммунальные услуги и зарплату преподавателям, все остальное — костюмы и поездки — за счет родительских взносов.

    Белорусы подготовили к славной дате обширную программу. Она включала в себя юбилейный педсовет, Международную научно-практическую конференцию “Дополнительное образование детей и молодежи: опыт и перспективы развития”, Международную выставку детского рисунка “Дружат дети на планете” и праздничный концерт коллективов центра и участников Международного конкурса “Творчество без границ”, где выступала и наша “Улыбка”.

    — На съезде решался вопрос, чтобы вообще перевести центры творчества на хозрасчет, но тогда на доступном внешкольном образовании можно ставить крест, — продолжает Сабийра Челпакова. — Без поддержки государства, пусть даже мизерной, мы не выживем. Обидно, что у нас не уделяется столько внимания детям, как в Казахстане. Там могут себе позволить за счет государства загрузить целый самолет детскими коллективами и отправить на международный конкурс, как они это делают, когда участвуют в Дельфийских играх. Причем в делегацию обязательно входят члены правительства. У нас же только благодаря родителям удается отправлять по одному ансамблю, а чиновники не могут найти денег себе на дорогу. Но несмотря ни на что, наши ребята привозят призы и достойно выступают. Мы же умудряемся зарабатывать на выступлениях наших воспитанников, недаром у нас работают семь образцовых ансамблей, с аншлагом проходят их концерты во время новогодних праздников. А государство забирает в качестве налога 20 процентов.

    Кому доверить чадо?

    Как выбрать кружок для ребенка? Это зависит от его способностей и характера. Самая распространенная ошибка, которую совершают родители при выборе спортивной секции, — пытаются увидеть в своем отпрыске реализацию собственных несбывшихся амбиций. В результате мама ведет свою дочку в бальный класс потому, что в начальной школе грезила сценой и пуантами, а папа тащит упирающегося “ботаника” в секцию бокса. В результате ребенок ходит на занятия, как на каторгу, каждая тренировка для него — стресс.

    Если вы планируете отдать ребенка в спортивную секцию, обязательно адекватно оцените состояние его здоровья. Спорт — это всегда труд. Ребенок научился ходить — это еще не повод отдавать его в школу каратэ. Как минимум он должен уметь одеваться самостоятельно и быть в состоянии рассказать, что тренер делает с ними на занятиях. В зависимости от вида спорта оптимальный возраст начала тренировок колеблется от 6 до 10 лет. Играет роль, насколько сложная двигательная модель предлагается. Например, в борьбу можно смело отдавать с 5 лет, а вот каратэ желательно рассматривать в 9—10.

    У внешкольных занятий есть свои минусы. Главный из них — ребенок получит дополнительную нагрузку к и без того тяжелой школьной программе. Добавляются расходы, связанные с покупкой спецодежды и доставкой детей к месту занятий.

    Впрочем, если есть время и деньги, с выбором проблем не будет, по крайней мере в Бишкеке. В столице действуют разные секции: плавания, футбола, восточных единоборств, музыкальные, танцевальные, художественные. Перечислять можно долго. В городе есть даже детские студии при театре и цирке.

    Многие родители говорят: у них нет денег, чтобы отдать чадо на дополнительные занятия, ведь стоимость обучения в частных студиях доходит до двух тысяч сомов в месяц. Однако остались кружки, где можно заниматься совершенно бесплатно или за совсем символическую сумму. Действуют такие центры по одному на каждый район столицы. Например, ЦДТ Свердловского района работает по четырем направлениям. Технический отдел (кружки): авиамодельный, радиоконструирования, судомодельный, выжигания по ткани, автомоделирования. Музыкальный отдел: эстрадный кружок, комуза, театральный, кукольного театра, бального, эстрадного и современного танцев. Художественный отдел: фото, кройка и шитье, моделирования, вологодское кружево, вязание спицами и крючком, цветоделие, ИЗО, умелые руки, кыргыз–аймолору, бисероплетение. Спортивный отдел: шахматы, туризм, футбол, борьба, бокс, баскетбол.

    В таких центрах по-прежнему трудятся в основном энтузиасты, которые уверены в важности своих действий и готовы работать за небольшую муниципальную зарплату.

    Существует и Республиканская детская инженерно–техническая академия “Алтын–Туйун”, которая находится на проспекте Манаса, 1.

    — В этом году мы отметили 50–летний юбилей нашей академии, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кубанычбек Абылов. — У нас много разных технических кружков. В том числе ребята учатся и авиамоделизму. А вот судомоделизма, к сожалению, нет из–за отсутствия специалиста. Школьники приходят к нам после уроков. И видно, что им здесь нравится. Сегодня заведение посещают более тысячи учеников. А стоимость кружков не столь уж и велика — 150—200 сомов в месяц.

    Молодежь Октябрьского района посещает творческие коллективы центра “Жаштык”, который находится в шестом микрорайоне. Здесь есть секции ушу, приходят даже старички и старушки — поют в хорах.

    В Республиканском учебно-методическом центре эстетического воспитания “Балажан” действует 48 кружков.

    — Занятия проходят в удобное для учащихся время, если не интересен один кружок, можно перейти в другой. К нам приходят дети от трех до шестнадцати лет, — говорит методист центра Шааркан Иманалиева. — Готовим малышей к школе, работает детский психолог.

    В настоящее время “Балажан” посещают около трех тысяч юных бишкекчан. При центре работает Школа особых детей, где ребята с ограниченными возможностями приобщаются к миру музыки, поэзии и изобразительного искусства вместе со здоровыми сверстниками.

    Педсовет

    Галина ДУБРОВСКАЯ, методист Национального центра детей и юношества “Сейтек”

    — Наш центр стал преемником Дворца пионеров, который раньше находился в парке Кычана Джакыпова. С развалом Союза пионеров перевели в здание бывшего Дома политпросвещения ЦК, где мы находимся по сегодняшний день. Открылся дворец в 1936 году на 35-летие Компартии Киргизской ССР. Я сама обучалась в кружках в пятидесятые годы. Люди, работавшие с нами, были бессребрениками, энтузиастами, которые все отдавали детям. Прекрасно помню своих преподавателей Татьяну Васильевну Рязанову по кружку рукоделия. Под ее руководством я вышила портрет Сталина. Мою поделку отправили на выставку в Москву, за это ЦК комсомола премировал меня несколькими моточками дефицитного мулине. Посещала фотокружок, который вел фронтовик Майк Борисович Зисельман.

    Это было чудесное и неповторимое время. Особенно радовались весной, когда вокруг дворца зацветал сад, играл духовой оркестр, в самом здании пахло клеем авиамоделистов, работал кружок баянистов. Каких только не было кружков: пчеловодство, киномеханика, авиамоделирование, резьба по камню, токарное дело, слесарное, туризм. Создавалось впечатление, что попадаешь в сказку — здание спроектировано действительно как дворец, с колоннами и большими лестницами. А мебель, ковры, хрустальные люстры, картины подарили предприятия, работавшие в республике.

    Сейчас другое время — родители боятся отпускать детей от себя. Но взрослые понимают, что нужно обязательно занять школьников. Среди увлеченных ребят нет правонарушителей, курящих или наркоманов. Жалуются учителя, которые ощущают нехватку дополнительной системы образования, когда подростки могли определиться со специальностью.

    Особое мнение

    Артур МАРКОВСКИЙ, ученик 7 класса

    — Я с первого класса пошел в военно-спортивный клуб “Родина” под руководством воина-афганца Ильи Борисовича Тольского. Сначала меня не хотели брать — мол, не дорос, но мама уговорила. Сейчас у меня есть значок альпиниста, мы недавно покорили пик Комсомолец. Этот клуб работает уже десять лет, многие его выпускники стали опытными скалолазами, альпинистами, картингистами и парашютистами. В программе обучения много интересного — походы в горы с ночевкой, огневая, строевая, десантная, психологическая подготовка, основы рукопашного боя, упражнения на развитие реакции, обращение с оружием. Я, например, решил стать военным, в следующем году собираюсь поступать в Суворовское училище. Но у нас есть и девчонки, которые тоже могут многому научиться, например, приемам самообороны.

    Цифры и факты

    Пару лет назад среди детей 9—15 лет провели исследование “Влияние внешкольного образования на общее развитие”. При опросе в столичных и сельских школах 75 процентов ребят отметили, что хотели бы посещать какие-нибудь кружки или секции. Более 80 процентов считают, что дополнительные занятия после школы полезнее, чем ничегонеделание. Посещали внешкольные занятия в столице 42 процента детей 9—15 лет, и только 12 процентов — в сельской местности. Более 60 процентов опрошенных в Бишкеке школяров сказали, что если ребенок не посещает никаких дополнительных занятий, это свидетельствует о недостатке желания, а не о недостатке возможностей. 90 процентов сельских детей отметили, что у них нет возможности заниматься в кружках и секциях.

    Школьникам был задан вопрос: “Что ты любишь делать в свободное время?”. Как выяснилось, читать книги предпочитают лишь чуть более 20 процентов учащихся. Почти 55 процентов учеников просиживают за телевизором в среднем по 4 часа в день.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36407/


Распечатать: Потехе час РаспечататьОставить комментарий: Потехе час Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Потехе час Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007