Распечатать: Школа жестокости РаспечататьОставить комментарий: Школа жестокости Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школа жестокости Посмотреть комментарии

30 сентября 2011

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Школа жестокости

    Подростковый разбой уже никак нельзя отрицать.

    По данным специалистов, в кыргызстанских школах каждый третий учащийся хоть раз сталкивался с вымогательством или насилием. В Бишкеке с 1 января 2011 года зарегистрировано 65 случаев школьного рэкета. По 21 случаю возбуждены уголовные дела, 44 заявления отозваны. На самом деле их намного больше, просто некоторые родители отказываются от поданных заявлений.

    Репутация — прежде всего

    Молодые ребята проникаются воровской романтикой. Например, “авторитеты” из 9 “Б” назначают “смотрящих” за младшими классами. Собранные деньги идут в “общак”.

    По данным социологического опроса учащихся средних и старших классов из 55 школ по всей республике, проведенного в 2010 году, в школах Кыргызстана первое место среди правонарушений занимает рэкет. Вымогательство подтвердили 17,8 процента опрошенных учеников 9—11-х классов и 18,3 процента — 5—8-х. На втором месте — избиения. Так ответили более 17 процентов школьников старших и средних классов. Далее следуют издевательства с применением физической силы. На их долю приходится более 15 процентов ответов. Замыкают пятерку наиболее распространенных правонарушений действия сексуального характера и угрозы. Кроме того, распространены оскорбления и насмешки. Об этом свидетельствует от 6 до 9 процентов ответов.

    К сожалению, чиновники реагируют на подобные жалобы только после того, как каждый конкретный случай вызывает большой общественный резонанс.

    При попытках поговорить на тему школьного рэкета с кем-нибудь из школьной администрации начинаешь понимать, что эта тема для них закрыта. Говорят неохотно, не по существу, как бы стараясь увильнуть. Почему — понять просто.

    — Все, что в нашей компетенции, мы выполняем: инспектор по делам несовершеннолетних и социальный педагог регулярно проводят профилактические беседы с учениками, работает с ними и школьный психолог, — сообщила нашей газете замдиректора компьютерной гимназии № 5 Венера Жаманова.

    Директора пекутся прежде всего о репутации своей школы. Понятно, первое, что последует за известием о нелицеприятном факте, — приказ о проверке, в ходе которой козлом отпущения станет именно администрация. Как известно, цель любой проверки — наказать и отчитаться.

    Меж тем в настоящее время в Бишкеке на одного инспектора по делам несовершеннолетних приходится более тысячи 500 школьников. Всего 73 инспектора на все 98 столичных школ. Этого явно недостаточно. Сотрудники ИДН считают, что их дело — не только стандартные “бумажные” мероприятия.

    — Я знаю каждого хулигана в своем районе и понимаю, что зачастую разбой начинается за оградой заведения, — говорит начальник ИДН УВД Свердловского района Эркин Сагынбаев. — В конкретный случай нужно вложить душу: поговорить и с пострадавшими, и с виновными. Двое моих коллег недавно стали свидетелями уличной драки между подростками. Они взяли всех участников и привели в профилактический кабинет. На следующий день прибежали разъяренные родители, которые обвинили милиционеров в самоуправстве.

    Между нами, девочками

    Педагоги утверждают, что детская агрессия в разных формах существовала всегда, но с появлением мобильников с встроенными видео- и фотокамерами она приобрела другую форму. Вымогательством и хулиганством в школах занимаются не только мальчишки, но и девчонки. Поводом для драки может послужить что угодно: неосторожное слово, двусмысленный взгляд.

    В прошлом году в Интернете появилась видеозапись, которая произвела большой резонанс. Пять восьмиклассниц из школы № 54 жестоко избивают новенькую. Девочку таскали по земле, рвали одежду. Пострадавшая от полученного психического стресса стала заикаться.

    Этот инцидент произошел в ноябре 2010 года после осеннего бала. Но директор и родители девочки об этом узнали только в феврале. После того, как ролик стал бродить по Интернету. Педагоги школы были в шоке, когда посмотрели видео, ведь мучительницы были примерными ученицами и активистками. Впоследствии выяснилось, что причиной ненависти стала красота новенькой, которой стали уделять внимание многие мальчики. На данный момент в отношении школьниц возбуждено уголовное дело, им грозит срок лишения свободы от 5  до 7 лет.

    Рэкетиры из 9 “Б”

    С сентября 2010 года у матери-одиночки Жамили Нуркуловой, воспитывающей 12-летнего сына, систематически стали пропадать деньги. Оказалось, что он отдавал их школьным рэкетирам.

    — Мой сын учится в средней школе № 44, — рассказывает Жамиля Нуркулова. — С начала учебного года из дома стали пропадать деньги: сначала 100 долларов, потом 4 тысячи сомов. Я дважды обращалась в Ленинский РОВД, и в обоих случаях заявления остались без рассмотрения. Тогда я стала выпытывать подробности у сына. Оказалось, у него вымогали деньги девятиклассник Майрамбек и бывший ученик той же школы Иличбек, ранее исключенный за плохое поведение.

    Из-за постоянного страха перед вымогателями мальчик перестал посещать школу. В отчаянии, не находя выхода, он решил покончить с собой и выпил мышьяк. Происходило это дважды.

    По словам матери, заместитель директора по воспитательной работе, вместо того чтобы поддержать ребенка психологически, нанесла ему еще одну травму: сказала всему классу, что он ворует у матери деньги.

    — У сына стали появляться царапины, синяки, он стал нервным и агрессивным, постоянно плакал, стал пропускать школу и прятался дома, — говорит мать. — Когда все же удалось возбудить дело, следователь РУВД передал его в суд, предварительно не ознакомив меня с ним. Потом я узнала, что он применил к бандитам только статью по вымогательству, а ведь был еще грабеж с применением насилия — подростки четыре раза врывались в наш дом, взламывали замок и избивали моего ребенка.

    Джамиле помогли в Лиге защиты прав ребенка. Под давлением общественности уголовное дело направлено на доследование. Директору школы объявлен выговор, а заместитель директора освобождена от занимаемой должности.

    Что делать

    Иногда рэкет сопровождается необычайной жестокостью, и не только побоями, но и угрозами смерти. Поэтому призывать ребенка к тому, чтобы он “был мужчиной” и защищался сам — ошибка. Он должен знать, что родители разделяют его трудности и готовы помочь в любое время.

    В решающий момент нужно воспринимать совершенно серьезно то, что ребенок расскажет, и выяснить, какова ситуация в классе. Необходимо безоговорочно поверить ребенку, заявившему, что он стал жертвой вымогательства. Однако при этом следует помнить, что иногда, потеряв какой-нибудь ценный предмет, некоторые дети предпочитают все свалить на других, вместо того, чтобы признаться.

    Нужно тотчас предупредить всех, кто по долгу службы занимается такими вопросами: руководителя учебного заведения, завуча по учебной части, родительский комитет.

    Научите ребенка, что он не должен хранить в себе чувство стыда, страха, вины. Иначе позднее, уже в своей взрослой жизни, он легко может оказаться в роли или жертвы, или рэкетира. Дети должны иметь возможность излагать свою историю неоднократно. Постепенно происшедшее займет должное место в архивах памяти. Только тогда ребенок сможет ежедневно без всяких эмоций встречать своих бывших мучителей.

    Точка зрения

    Джамиля ТОЛГОНБАЕВА, старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних ГУВД

    — Родители несут ответственность за воспитание детей и должны интересоваться их школьными делами, дать понять, что они помогут им решить проблемы, заступятся и отстоят их права. Школьники в свою очередь должны знать от родителей, что есть законы, которые следует соблюдать и детям, и что эти законы касаются и школы, и учителей.

    Родители, не бойтесь обращаться в правоохранительные органы. Не зря же есть поговорка: “Сокрытие боли смерти подобно”. Нужно отслеживать реакцию и добиваться, чтобы обидчики получали заслуженное наказание.

    Назгуль ТУРДУБЕКОВА, руководитель Лиги защитников прав ребенка

    — В нашей организации работают телефон доверия 66-25-87 и общественная приемная. К нам очень часто обращаются родители учеников с жалобами на учителей, которые применяют по отношению к детям насилие. Мы вместе с родителями проходим все инстанции и знаем, с какой массой проблем сталкиваются заявители. Внутренний механизм по предотвращению насилия в школах практически не работает. Жалобы со стороны родителей и учеников не принимаются во внимание директорами школ либо они реагируют на такие сигналы неадекватно. Если родитель пожаловался на то, что его ребенок подвергается насилию, то этого ребенка начинают еще больше травить и выдавливать из школы. А родителей порицают за то, что они посмели обратиться с жалобой. В Кыргызстане нет четко отлаженного механизма, способствующего реализации прав ребенка.

    Юлия Зимина, детский психолог

    — Зачастую ни учителя, ни родители до самого критического момента не знают, что происходит с ребенком в школе. Подростки чаще всего очень замкнуты и не желают рассказывать родителям о своих проблемах. Но когда у школьников появились телефоны с камерами, проблемы стали сами проявляться.

    Одна из причин проявления жестокости — перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии.

    Мы перестали учить детей, что защищать слабого и быть честным — это хорошо. Вместо базовых ценностей укоренилась криминальная идеология: кто сильнее, тот и прав, а кто слабее, тот лох. Это закон стаи — лидером можно стать, только подавив всех остальных.

    Отцы и дети

    Антон (15 лет), учащийся столичной школы

    — Родителям лучше не ходить в школьную администрацию. Своими жалобами они могут только навредить. Когда у меня возникли проблемы в школе и об этом узнали родители, я долго уговаривал маму не ходить к директору. Это большой урон репутации, жалобщиков не любят. За стукачество придумывают новые наказания. Свою проблему решил очень просто, я поддерживаю нормальные отношения со всеми “держащими”. Хорошо играю в футбол, и наши хулиганы всегда просят за них сыграть.

    Мы часто обсуждаем рэкет и насилие на открытых уроках или когда к нам в гости приходят люди из милиции и Министерства образования. Только создается ощущение, что это делается просто для галочки. Предлагаю начать с того, чтобы все, кто был пойман на рэкете, получали настоящее наказание.

    Алексей (35 лет), отец шестиклассника

    — Мой сын учится в школе № 65 и, насколько я знаю, рэкета там сейчас нет. Все мы были школьниками, и в годы моей юности бывали разборки. Видя синяки, мама всегда собиралась идти в школу, а отец удерживал ее. Я им никогда ничего не рассказывал, отец просто спрашивал: “Сам справишься, нужна помощь?”. Дети должны учиться отстаивать свои права. Нельзя ребенка превращать в тепличное растение, во взрослой жизни еще сложнее бывает.

    Отдавайте детей в спортивные секции, где воспитывают дух, сплоченность и есть кого попросить о помощи. 

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36104/


Распечатать: Школа жестокости РаспечататьОставить комментарий: Школа жестокости Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школа жестокости Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007