Распечатать: Карыбек ИБРАЕВ: Чем прозрачнее отрасль, тем она привлекательнее РаспечататьОставить комментарий: Карыбек ИБРАЕВ: Чем прозрачнее отрасль, тем она привлекательнее Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Карыбек ИБРАЕВ: Чем прозрачнее отрасль, тем она привлекательнее Посмотреть комментарии

1 июля 2011

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Карыбек ИБРАЕВ: Чем прозрачнее отрасль, тем она привлекательнее

    В мае текущего года произошло важное политическое и экономическое событие мирового масштаба, на котором Кыргызстану выпала редкая солирующая роль. Во французской столице состоялась V Глобальная конференция Инициативы прозрачности горнодобывающих отраслей (ИПДО). Делегацию нашей страны возглавляла президент Роза Отунбаева.

На международном форуме, собравшем свыше тысячи участников из 70 стран, было объявлено, что Кыргызстан оказался последователен в реализации принципов Инициативы прозрачности и прошел валидацию. Однако это событие не вызвало всплеска интереса дома. Отечественные СМИ практически проигнорировали парижский триумф. Их больше интересовали депутатские разборки и скандалы, обсуждение отчетов комиссий по июньским событиям прошлого года на юге республики, криминальные происшествия.

Возможно, все дело было в аббревиатуре ИПДО и непонятной “валидации”. Что они значат и какая стране польза от прозрачности горнодобывающей отрасли? Об этом наш разговор с руководителем Секретариата ИПДО при правительстве КР Карыбеком ИБРАЕВЫМ.

– Следование принципам Инициативы прозрачности горнодобывающих отраслей — это новый подход к прозрачности движения финансовых потоков и возможность интегрироваться в мировой рынок, — начал беседу Карыбек Эмильжанович. — ИПДО — международный стандарт, на который обращают внимание инвесторы, как рейтинг Doing bussines. Валидация — это оценка прогресса внедрения международного стандарта. Для того чтобы получить положительные отзывы экспертов, международных аудиторов-валидаторов, была проделана огромная работа всеми участниками процесса за прозрачность горнодобывающих отраслей. Это и раскрытие компаниями финансовой информации о своих доходах, и обнародование налоговых выплат, и ежегодная публикация финансовой отчетности в СМИ, а также участие в обсуждении проблем отрасли гражданского сектора и вовлечение в этот процесс местного населения.

    — А что требовалось от власти?

    — Политическая воля. И новое руководство страны ее проявило, заявив о преемственности ИПДО, реализация которой в нашей стране началась в 2004 году.

    — Нам поставили положительную оценку. Мы оказались примерными учениками, а что впереди? По- вашему, труднее идти к валидации или жить и работать после ее прохождения?

    — Думаю, сложнее второе. Для этого следует выполнить определенные критерии-индикаторы, по которым можно подготовиться, найти ответы, ориентироваться. Сейчас многие страны, прошедшие экзамен по прозрачности, такие как Азербайджан, Монголия, ставят перед собой этот вопрос: а что дальше? Необходимы новые задачи и цели, которые пока не определены. Сейчас важно не остановиться на достигнутом. И думать о том, как развиваться, идти дальше.

    Ориентиром для нас может стать монгольский опыт. Там стала нормой публикация не сводных финансовых документов по отрасли, а каждой отдельной компании, так называемые дезагрегированные отчеты. Это шаг вперед по сравнению с тем, чего достигли мы. А еще необходимо усилить коммуникации, взаимодействие между участниками процесса — компаниями, госсектором, НПО, региональными активистами. И здесь без помощи журналистов не обойтись.

    До сих пор больше внимания уделяли граждански активному сектору. Но сейчас нужно сместить акцент. Самый важный сегмент — работа в регионах. Компании испытывают большие трудности в работе с местным населением и властью. Будучи по профессии геологом, я вижу, какой огромный потенциал скрыт в горнодобывающей промышленности. На сельском хозяйстве или туризме, на мой взгляд, далеко не уедем и большие задачи не выполним. А вот с помощью эффективной разработки недр можно поднять экономику и благосостояние народа.

    — Сейчас в горнодобывающей отрасли идет ревизия соглашений, отзываются лицензии, меняется руководство на уровне министерств. Могут ли эти процессы отразиться на ИПДО?

    — То, что происходит в ведомстве, — явление ожидаемое. Приходит новая команда, которая хочет начать свою деятельность по-новому. Надо согласиться с тем, что действительно лицензии выдавались кому попало и в слишком большом количестве. Среди их обладателей были и сомнительные компании, и финансово необеспеченные инвесторы. Этот бизнес приобрел несколько спекулятивный характер.

    Работу геолога сложно проверить и узнать, действительно ли он везде прошел, простучал молотком. Поэтому наша задача внедрить критерии ИПДО по налогам, чтобы министерство видело работу компании от геологического исследования до организации производства.

    — Карыбек Эмильжанович, а был риск, что мы не пройдем валидацию? В стране был такой бардак.

    — Стандарты Инициативы прозрачности горнодобывающих отраслей таковы, что если их придерживаться, они могут работать при любом политическом режиме. Пример: у нас сменилось руководство страны, было назначено новое правительство, а процесс не пошел вспять. Ценность ИПДО в устойчивости, поэтому вопрос внедрения некоторых ее принципов в других отраслях сегодня очень актуален.

    Страна выдержала экзамен, хотя в это время бушевали политические страсти. Валидация — признание того, что в ней происходят реформы, несмотря ни на что. Особо отмечу поддержку президента. Роза Исаковна, еще будучи депутатом, активно участвовала в работе Наблюдательного совета ИПДО, прониклась позитивом, который несет Инициатива. Этот факт сыграл определенную роль. В настоящее время принципы прозрачности глава государства и гражданское общество пытаются внедрить в энергетику. Создание общественных наблюдательных советов (ОНС) практически в каждом ведомстве — это как следствие продвижения ИПДО в нашей стране.

    Нужно, чтобы гражданское общество могло контролировать действия и решения чиновников, видело изнутри процессы, происходящие в министерствах и ведомствах. Потому что, когда решение уже принято, люди не могут сразу разобраться, правильное оно или ошибочное. Возьмем Таласскую область, где два села разделены рекой. В одном население уже успело поработать в добывающей компании, поэтому относится к добыче полезных ископаемых позитивно. Люди хотят одного: чтобы пришел нормальный инвестор, который будет работать честно и открыто. А через речку живут их оппоненты, которые имеют противоположное мнение и категорически против разработки недр. Почему такое происходит? Просто жители второго села не работали в компании, не знают производственного процесса и оттого не понимают, что горнодобывающая отрасль создает рабочие места, дает стабильный заработок, способствует экономическому развитию региона и страны.

    Я родом из Ак-Тюза, из горняцкой среды. У нас каждый второй юноша или девушка шли учиться на геолога или горняка. Мы с детства знали, какое значение имеет горнодобывающая отрасль для республики. В тех селах, где люди выступают против разработки недр, большинство живут небогато. Достаток не в каждом доме, зато высокий уровень безработицы. А если бы началась производственная добыча полезных ископаемых, население зажило по-другому.

    В Чили тоже в свое время только иностранные инвесторы занимались разработкой недр. Зато сегодня там накоплен огромный потенциал, а местные специалисты востребованы во всех точках мира. Я думаю, мы тоже способны пройти этот путь, воспитать своих специалистов, геологов, которые смогут работать везде, где развивается эта отрасль. Почему нет?

    Когда достигается определенная цель, наступает некое опустошение или успокоение. Наша задача — не растерять достигнутых успехов. Мы много думали относительно дальнейших перспектив. Советовались с азербайджанскими коллегами, которые первыми прошли валидацию. Для Азербайджана установлен пятилетний период, когда нужно будет закрепить все завоевания. То же самое предстоит пройти и нам.

    В кыргызской экономике много отраслей, но горнодобывающая — первая, которая благодаря ИПДО раскрыла свои доходы. Мы мониторим 25 компаний, где трудятся около 10 тысяч человек, которые дают 10 процентов бюджета страны. А что делают и дают другие отрасли? Сколько реально зарабатывает энергетика или строительная индустрия? Какие налоги они отчисляют в казну? Здесь, согласитесь, картина не столь прозрачная, как хотелось бы видеть. Или возьмем туризм. Рапортуют, что приехали в страну два миллиона туристов, а что в итоге получила страна? Мы ведь четкой информации относительно доходов этой сферы услуг не знаем. А все потому, что эти секторы не такие открытые, как горнодобывающий.

    — В стране нестабильная политическая обстановка, которая пугает инвесторов своей неопределенностью. И в то же время отрасль чрезвычайно привлекательна для вложения капиталов. Что в итоге сильнее: страх или хорошие перспективы?

    — Энергетика и горнодобываящая отрасль — как два крыла, которые могут поднять благосостояние страны, если только ими нормально управлять. Инвесторы идут туда, хотя риск, конечно, есть.

    — Как можно использовать на все сто прохождение валидации?

    — Для международного сообщества это сигнал. Инвесторы видят, что мы публикуем отчеты, показываем доходы компаний. Им тоже важна прозрачность, которая является своего рода защитой от рисков. Зная, что Кыргызстан — приверженец ИПДО, не надо к нам ехать, чтобы изучать ситуацию.

    — Если бы вы были богатым иностранцем с дипломом геолога, решились бы сегодня вложить свои средства в нашу страну?

    — Да. У нас много небольших и перспективных месторождений, хорошо изученная геологическая база, довольно привлекательный по сравнению с другими странами налоговый режим.

    — А коррупция? Ее ведь тоже много.

    — Это зло есть не только в Кыргызстане. Однако оно не останавливает инвесторов. И потом случается, что они сами провоцируют чиновников. Как студенты, которые не выучили предмет, а любым способом хотят сдать сессию и получать стипендию. Замечу, ИПДО — это оружие против коррупции: чем прозрачнее отрасль, тем меньше злоупотреблений.

    — Мне кажется, Инициатива объединила часто оппонирующие друг другу стороны — госсектор, частный бизнес, гражданское общество, регионы. Такое не часто случается.

    — К согласию мы идем непростым путем. Благодаря ИПДО создана площадка для обсуждения спорных вопросов и моментов, совместного поиска решения проблем. И это, согласитесь, сулит большие надежды. Кыргызстану необходимы мир и согласие.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35494/


Распечатать: Карыбек ИБРАЕВ: Чем прозрачнее отрасль, тем она привлекательнее РаспечататьОставить комментарий: Карыбек ИБРАЕВ: Чем прозрачнее отрасль, тем она привлекательнее Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Карыбек ИБРАЕВ: Чем прозрачнее отрасль, тем она привлекательнее Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007