Распечатать: Атай МОЛДОБАЕВ: Эксперты и власть должны понять друг друга РаспечататьОставить комментарий: Атай МОЛДОБАЕВ: Эксперты и власть должны понять друг друга Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Атай МОЛДОБАЕВ: Эксперты и власть должны понять друг друга Посмотреть комментарии

26 февраля 2010

ПЕРСОНЫ

Атай МОЛДОБАЕВ: Эксперты и власть должны понять друг друга

В средние века правители, чтобы узнать настроение народа, одевались попроще и ходили на городские рынки. С развитием цивилизации у власти  вроде бы надобность в "ручном управлении" отпала. Имеются специальные аналитические центры, отслеживающие настроения людей, а потом выдающие информацию об этом либо в объемных докладах, либо в печатно-электронных публикациях. Но в Кыргызстане при обилии как исследовательских структур, так и экспертов-одиночек эта система практически не работает. В чем причина? Разобраться в этом нам помогает эксперт Независимого аналитического исследовательского центра "Религия, право и политика" Атай Молдобаев.

    Ничто не слишком

    - Атай, может быть, наша страна развивается медленно потому, что слишком много людей, советующих, как ее развивать?

    - Таких людей никогда не бывает ни слишком много, ни слишком мало. Это мы думаем, что в США не более десятка аналитических центров. Тех же, о которых мы практически не читаем в прессе, там тысячи. Человек так устроен, что всегда хочет знать, что его ждет впереди. Отсюда популярность астрологов, гадалок или экстрасенсов. Политические лидеры, в свою очередь, тоже не прочь заглянуть в будущее. Только они для этого должны иметь под рукой качественные и объективные аналитические исследования, на основе которых потом принимаются решения. Вот таких исследований нам как раз и не хватает. Если бы их хватало, то не потребовалось бы, например, созывать Курултай согласия. Потому что власть и народ прекрасно знали бы настроения друг друга.

    - А что, по-вашему, мешает проводить такие исследования?

    - Если говорить об аналитическом сопровождении принимаемых решений в государственных структурах, то сегодня здесь наблюдается, скажем так, неблагоприятная тенденция. Ведомственные аналитические центры в силу своей малочисленности, ограниченности в интеллектуальном, техническом и материальном плане зачастую бывают не в состоянии удовлетворить спрос государственной системы управления. А проблема аналитической составляющей в процессах разработки и реализации государственной политики во многом обусловливается двумя факторами. Первый - недопонимание лиц, принимающих решения, того, как важно прорабатывать все варианты ликвидации проблем. Второй - не хватает содержательного и теоретического обоснования того или иного действия и прогноза возможных рисков.

    Кроме того, одним из самых главных камней преткновения остается закулисный способ принятия решений, зачастую ситуативного характера. Он, в свою очередь, требует не столько проведения аналитической экспертизы, сколько обоснования того, каким образом и на каких основаниях было принято то или иное решение.

    Цифры против фактов

    - Но ведь в прессе эксперты выступают у нас достаточно активно. Значит, спрос на их комментарии все же есть.

    - Спрос действительно есть, но за редким исключением эксперты излагают у нас не знания, а мнения. Объективного анализа ситуации и внятных рекомендаций, как поступить, в их комментариях очень мало. Более того, рассматривая ситуацию через призму возрастного фактора, становится очевидным, что у "старшего" поколения экспертов сложился определенный тип мышления, за рамки которого они не выходят. А, скажем так, "молодое" поколение, в свою очередь, к сожалению, уже ограничено другими факторами. Здесь и недостаточный уровень образования, и узкий кругозор, и в большинстве случаев отсутствие видения национальных интересов Кыргызстана.

    - Что тому виной? Или кто?

    - Тут несколько причин. В частности, мы до сих пор не можем отказаться от стереотипа, что информация - это факт, который не подлежит сомнению. Но на самом деле информация - это факт, который, как говорят в разведке, зависит от цели слежения. Представьте себе, что в некоем условном месте собрались вместе путешественник, повар и пожарный. Им сообщают: "В лесу горит костер". Путешественник думает: "Можно обогреться холодной ночью". Повар: "Можно приготовить ужин". Пожарный: "Костер может вызвать пожар и сгорит весь лес". То есть получается не один факт, а сразу три, потому что каждый интерпретирует информацию о костре по-своему. Помните старое выражение: "Каждый думает в меру своей испорченности"? Вот в этой фразе и заключено все, что мы наблюдаем в экспертной среде. Еще один минус - во всех СМИ, если они не относятся к правительственным и ведомственным бюллетеням, всегда публикуется вторичная информация, то есть  кем-либо пересказанная. Зачастую она не есть то, что хотели бы знать по данной проблеме вы лично как читатель.

    - Некоторые наблюдатели говорят, что отсутствие объекта анализа - тоже серьезная проблема.

    - Здесь я с вами согласен. Экспертам и журналистам всегда очень трудно работать в нашей стране. Нет реальных данных, которые можно анализировать и делать выводы с рекомендациями. Цифры в официальных отчетах министерств и ведомств, вряд ли можно считать правдивыми. Они не отражают реальную картину того, что творится в стране. Когда я слышу отчет того или иного министра, пестрящий цифрами, я всегда задаю себе один и тот же вопрос: зачем нам нужны министерства, если работа с цифрами - это обязанность Нацстаткома? К тому же эти цифры иногда сильно разнятся, хотя речь вроде бы  идет об одном и том же.

    Движение без опасности

    - А как же тогда быть с социологическими исследованиями, которые время от времени публикуются?

    - По идее, социологические исследования, как и аналитические, служат госструктурам основой для получения точной картины того, что происходит в стране. Но если мы применим этот идеал к Кыргызстану, то получится, что данные соцопросов не сильно отличаются от официальных отчетов министров и губернаторов. Кстати, проблема с социологией и аналитикой в равной степени есть не только у власти, но и у оппозиции. Судя по всему, она тоже пользуется услугами некоторых экспертов и социологов. Которые, видимо, внушают оппозиционерам, что не сегодня-завтра они получат власть в стране. Поэтому они и делают заявления  типа: "Мы соберем на митинг сто тысяч человек".

    - Но есть еще данные международных и некоммерческих организаций. Считается, что они более верные, нежели официальные.

    - Во-первых, какое-либо министерство признает их только в том случае, если они в итоге несут ему какую-то выгоду: грант, например. Во-вторых, НКО тоже заинтересованы в получении тех же грантов, поэтому им выгодны такие данные, по которым все плохо. Если им верить, наша страна должна была развалиться как минимум двадцать раз. Потому что такого количества проблем по версии "международников" и НКО, ни одно государство не выдержит. Среди их экспертов тоже мало тех, кто излагает события по принципу не "чего изволите?", а "как на самом деле?". Под объективные исследования, как показала практика, международные организации денег не дают. Отсюда и несоответствия.

    - А если сравнивать уровни отечественных и зарубежных экспертов, работающих в Кыргызстане, можно ли выделить что-то особенное?

    - У иностранцев больше денег и технических возможностей для проведения исследований. В отличие от нас у них есть так называемый "отрейтингованный набор институтов", к которым принято обращаться на регулярной основе. Но у всех западных экспертов, будь то американцы или - в меньшей степени - европейцы, есть общая болезнь: они привержены определенному инструментальному набору. Он, по их мнению, везде должен работать одинаково. В результате полностью игнорируются местные особенности, традиции, обычаи. Хотя положительный зарубежный опыт нам сбрасывать со счетов нельзя. Именно их "фабрики мысли", как называют на Западе исследовательские центры, помогли США и Европе стать общемировыми лидерами в политике и экономике.

    В поражении - победа

    - Вместе с тем западные "фабрики мысли" проглядели финансовый кризис. И их там было большинство.

    - Однако ведь было и меньшинство, которое предупреждало, что нельзя надувать нефтяные и ипотечные "пузыри" без конца - они и лопнуть могут. Но их никто не слушал, потому что "шальные деньги" победили разум.

    - Но ведь это только одна из версий.

    - Вы правы, есть и другая. Экспертам была дана команда "не заметить" этот кризис, потому что был задуман новый глобальный передел собственности. И задача экспертного сообщества Кыргызстана сейчас - помешать кризису уничтожить нашу страну. Поэтому я прекрасно понимаю всех, кто выступает за более тесное сотрудничество экспертов с госструктурами. Эксперты и власть должны понять друг друга. Только так можно превратить любое поражение в победу.

    - Кстати, об экономике. Недавно первый вице-премьер Акылбек Жапаров говорил на бизнес-форуме, что Кыргызстану нужна экономическая разведка.

    - И хорошо, что он это сказал. Не зря говорят, что признание проблемы - первый шаг к ее решению. Только возникает вопрос: как и кем она будет осуществляться? В Европе и США службы экономической разведки состоят при тамошних торгово-промышленных палатах. И зачастую работа такой разведки сводится не к тому, чтобы самым наглым образом красть экономические секреты, а именно к работе с открытыми источниками информации. Конечно, при финансовых и бизнес-структурах в Кыргызстане есть свои аналитики - высокопрофессиональные специалисты, имеющие авторитет в своих кругах. Но зачастую они решают узкопрофильные задачи. А тут надо мыслить более масштабно - в объемах всего государства: внутренняя и внешняя политика, макроэкономика, микроэкономика, социальный сектор. Все это должно подвергаться системному анализу, и по его итогам из нескольких вариантов решения проблемы принимать единственно верный.

    В этом смысле для меня весьма характерно высказывание директора американского исследовательского "Центра Брукингса" Строуба Тэлботта - бывшего заместителя госсекретаря США Мадлен Олбрайт: "Одна из наших самых трудных и стимулирующих задач состоит в раннем выявлении новых и серьезных нерешенных вопросов, с которыми в будущем придется иметь дело Соединенным Штатам и всему миру". Поменяйте "Соединенные Штаты" на "Кыргызстан" - задачи одинаковы. Масштабы Америки и нашей страны несоизмеримы - это правда. Но проблема, как сохранить свою экономику и политику от краха - общая для всех стран, какого бы размера они ни были.

Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31377/


Распечатать: Атай МОЛДОБАЕВ: Эксперты и власть должны понять друг друга РаспечататьОставить комментарий: Атай МОЛДОБАЕВ: Эксперты и власть должны понять друг друга Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Атай МОЛДОБАЕВ: Эксперты и власть должны понять друг друга Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007