Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
26 сентября 2008 | ДВА АВТОРА |
Патриотизм как условие выживания народаОдин из самых, на мой взгляд, больших недостатков кыргызского народа, да и всех граждан, проживающих в нашей стране, - это подчеркнутое безразличие и равнодушие к государству, его символике и гимну. В этом плане мы являемся досадным и непонятным исключением на фоне большинства стран мира. (Возможно, пока у нас не появился выдающийся спортсмен, который бы обратил на себя внимание всего мира и заставил бы всех нас гордиться своей страной. Но я не совсем уверен в том, что именно это может в корне изменить нас, так как были у нас и золотые, и - как это было совсем недавно в Пекине - серебряный и бронзовый медалисты Олимпиады, равно как и люди, снискавшие мировую известность в литературе, медицине, кино, изобразительном искусстве.) Об этом же свидетельствует и антинародный термин - "кыргызчылык" как синоним косного, отсталого и вредного. Ни один другой народ не стал бы просто так, на пустом месте, изобличать себя, как это умеют делать наши соо- течественники. Так стоит ли удивляться тому, что обновление в стране и улучшение идут так медленно и с такими потугами при самых, казалось бы, благоприятных возможностях? А на что мы вообще рассчитывали, живя в этой стране и в глубине души презирая ее и ее обычаи, традиции, историю, язык? Конечно, каждый кыргызстанец понимает, что живет в уникальной республике, обладающей не только прекрасной природой и огромным туристическим потенциалом, но и занимающей исключительно важное место в мировой истории. Кыргызы - древнейший народ на планете, это становится очевидно каждому, кто погружается по-настоящему в мировую историю Евразии, древние языки, религии. Существует 200 древнейших слов, которые входят в состав таких языков, как шумерский, майя, этрусский, и все они присутствуют в современном кыргызском. Но в таком случае тем более нет прощения нам, если мы, зная о том, что наша страна и народ уникальны, тем не менее продолжаем уничижать самих себя и проявлять отсутствие элементарного само- уважения. Не будучи врачом и психологом, могу предложить конкретные меры, которые будут способствовать улучшению не только морально-психологического климата в стране, но и создадут условия для прорыва к более высокому качеству жизни - духовному и материальному. Это советы и рецепты простые и понятные всем по оздоровлению нашей окружающей среды, нашего коллективного менталитета, самосознания. Давайте введем в привычку хотя бы время от времени начинать новый день с пения гимна Кыргызстана, как это принято во многих странах, и всегда будем подчеркивать свое уважение к национальной символике и атрибутике Кыргызской Республики - идет ли речь о флаге страны, штандарте президента или даже самом институте президентской власти. Я представляю, как многие кыргызстанцы криво улыбнутся в ответ на эти предложения, но ведь так поступают не только в тоталитарных и деспотических странах Востока, но и в просвещенной Европе тоже. Особенно в небольших странах и государствах. Можно многое не разделять и не любить, однако необходимо проявлять уважение, когда речь идет о символах государства, в котором ты живешь. В стране, где существует свобода слова, можно и нужно критиковать в том числе и президента. Но критика или поношение, в том числе и бытовая, национальных символов недопустимы. Следует учиться - последовательно и упорно - уважать и любить ту страну, гражданами которой мы все являемся. И если нас что-то не устраивает, то можно, вместо того чтобы сразу же становиться на позицию отрицания и нигилизма, попытаться внести свой вклад в улучшение страны. При этом, разумеется, пример патриотизма должны показывать прежде всего сами госслужащие Кыргызстана. И здесь тоже существуют плохие традиции, которые существенно тормозят дело. Почему-то наши руководители очень редко, обращаясь к народу, используют такие слова, которые обладают магической силой позитивного воздействия на слушателей. Эпос "Манас" пестрит подобного рода словесными и духовными сокровищами - я имею в виду такие обращения, как айланайын эл-журт (народ мой, сокровище), ак-калпактуу кыргыз элим (народ, носящий на голове ак-калпак), касиеттуу элим (бесценный мой род) и так далее. В устах руководителя страны эти слова приобретают великую силу, и то, что экс-президент страны Аскар Акаев тоже вроде бы призывал на словах жить по заветам Манаса, а на деле делал нечто прямо противоположное, предавая народ, страну и национального героя, конечно же, не может быть поводом для отказа от "Манаса" и его великого содержания и смысла. Даже рядовые граждане на работе и в кругу семьи должны использовать эти вдохновляющие слова и обороты. Общество наше весьма сильно деградировано и развращено коррупцией, равнодушием, трусостью, безразличием, хамством, и, возможно, нас и наших близких может спасти только самый высокий душевный подъем и настрой, который естествен для народного эпоса. Именно язык является главной причиной большинства конфликтов и ссор. Достаточно произнести какое-то слово на местном наречии, например, находясь среди выходцев с севера, использовать какое-то южное слово или даже интонацию, как это может спровоцировать серьезное неприятие и даже разногласия. Хотя вопрос, если разобраться, не стоит выеденного яйца, и сам по себе подобный конфликт опять же является следствием отсутствия самоуважения и патриотизма. Следует также решительно избавляться от слов и выражений, имеющих неконструктивный, разрушительный смысл, от которых веет малодушием и рабским, плебейским "мировоззрением". В кыргызском, как и в русском языке, много оскорбительных выражений, проклятий, матерщины - этого лагерного, гулаговского нашего общего духовного наследия, - причем часто люди используют их по привычке, не задумываясь об их смысле, иногда даже в обращении к близким друзьям и родственникам. При этом забывают, что даже неосознанное использование подобных слов несет в себе сильный заряд отрицательной энергетики и разрушения. Давно уже замечено, что развитые и цивилизованные народы сознательно и последовательно искореняют из своего языка ругательные и оскорбительные выражения. И наоборот, отсталые и деградирующие этносы отличаются языковой пошлостью, несдержанностью и рабской грубостью. Наш народ, по моему глубокому убеждению, обладает большими достоинствами и колоссальным природным и в еще большей степени человеческим потенциалом. Об этом хорошо были осведомлены все умные люди разных эпох, которые имели возможность познакомиться с его традициями и обычаями. Начиная от Гаутамы Будды, Геродота, Тацита, Лу Синя, Рашида ад Дина, Жусупа Баласагына и заканчивая Чоканом Валихановым, Абрамзоном, Аристовым, Бартольдом, Затаевичем, Юдахиным и другими. Всех этих личностей восхищал именно возвышенный образ жизни и мыслей наших предков, его культура и история, и как минимум то же самое по отношению к нашему народу и нашей истории должны испытывать и все мы, если хотим жить в нормальной и процветающей стране. Замир ОСОРОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24663/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007