Распечатать: Нам любые дороги дороги… РаспечататьОставить комментарий: Нам любые дороги дороги… Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Нам любые дороги дороги… Посмотреть комментарии

23 февраля 2012

АВТОДРОМ

Нам любые дороги дороги…

    Нет денег — езжай в объезд!

    Пока государственные мужи лишь планируют строительство платных трасс в стране, дачники одного из садоводческих обществ в Ысык-Атинском районе уже выставили сотоварищам плату за приватизированные дорогу и несколько мостов.

    На территории своего общества они отремонтировали за личный счет кусок дороги, несколько мостов через горные саи и… поставили шлагбаум. Цены кусаются — за право проезда по территории общества чужакам при наличии специального пропуска с фотографией с легковушки приходится платить 50 сомов. А грузовики вообще не пропускаются. Впрочем, исключения все же бывают. Но это крайне редкие и специально оговоренные случаи с таксой в 500 сомов.

    Далее эта дорога ведет вниз по ущелью еще в один садоводческий кооператив. Некоторые дачники-пенсионеры живут там круглый год.

    — Да что же это такое?! — возмущаются Алевтина Щапова и Гульнара Молдокеева. — Если нам за день десять раз нужно туда-сюда проехать, что ж — каждый раз кошелек доставать и платить за воздух?

    Владельцы “стратегического объекта” парируют, мол, пешком — бесплатно. А на машине — плати. И не за воздух, а за вполне конкретные и осязаемые вещи — за ежесезонно подвариваемые и бетонируемые мосты на сваях и за регулярно расчищаемую дорогу…

    Но дачники-соседи упорно отказываются платить мзду и жалуются во все инстанции. Аргумент у них простой: их соседи дорогу отремонтировали для своих нужд и по своей инициативе. Мы их об этом не просили. А позицию хозяев мостов называют рэкетом.

    До открытых столкновений между дачниками еще не доходило, потому что у тех, кто вынужден платить, продвинутый председатель. Он прекрасно понимает, что по бумагам все получается законным — и частная собственность в виде Красной книги, и шлагбаум. Мосты и дорога, которые дачники сами строили на своей территории, им и принадлежат на законных основаниях. Поэтому он ежегодно перечисляет своему предприимчивому коллеге определенную сумму из взносов, собираемых со своих дачников, чтобы тот не поставил на самом деле кассовый аппарат у входных ворот.

    Что касается вообще чужих, то им приходится объезжать дачный кооператив, дважды форсируя вброд горную речушку. Выкладывающие за платную дорогу деньги дачники спят и видят, когда местные власти восстановят кратчайшую дорогу из Бишкека в это живописное ущелье. Такая существовала еще во времена СССР. Но потом Страна советов развалилась, горные сели посмывали мосты в ущелье, а сама числящаяся на балансе местного айыл окмоту дорога канула в небытие. Тогда с соседями они поменяются местами, и платить придется уже тем, кто сегодня деньги собирает.

    Нужны ли нам платные автострады?

    Платных автомагистралей в Кыргызстане нет. Зато о том, что их нужно строить, говорили все, кому не лень, на протяжении последних 20 лет.

    Поскольку дальше слов со стороны правительства дело не шло, а в стране отсутствовала полноценная нормативно-правовая база, вокруг Бишкека на пригородных трассах как грибы после дождя стали появляться шлагбаумы. Местные айыл окмоту таким способом начали взимать дань с выезжающих в живописные места полюбоваться природой горожан.

    Последние стали роптать, но масштабных акций протеста власти не допустили, вовремя разобравшись с теми, кто самовольно объявил дорожную госсобственность частной. Однако впоследствии и сами стали приучать народ к мысли, что хорошими дороги могут быть только те, которые построены и эксплуатируются частниками.

    Пик реанимации идеи строительства платных дорог в Кыргызстане пришелся на 2008 год, когда тогдашний премьер Чудинов подписал постановление о проекте закона “О платных автомобильных дорогах”. Акценты в нем уже расставлялись несколько иные — в финансирование дорожной отрасли нужно привлекать частный капитал, но управлять эксплуатацией платных трасс все же должно государство.

    Чуть позже экс-министр транспорта и коммуникаций Нурлан Сулайманов проинформировал граждан, что первой платной дорогой в Кыргызстане будет трасса Чолпон-Ата — Алматы. Протяженность этой дороги должна была составить 120 километров, что в три раза сокращало путь из южной столицы Казахстана до побережья Иссык-Куля.

    Каких-либо осложнений при реализации проекта его авторы не видели. Например, тот факт, что по законодательству Кыргызстана иностранцы не могут владеть землей в нашей стране, легко решался за счет 49-летней ее аренды и т. д. Но грянувшая очередная революция, да и само отсутствие четкой законодательной базы не позволили этим планам осуществиться.

    Впрочем, к лету уже прошлого года Минтранс все же вынес на широкое общественное обсуждение соответствующий законопроект. А потом о платных дорогах все надолго замолчали. Неприглядный подтекст в этом молчании усмотрели общественники. Они заявили, что Минтранс “словил тишину” потому, что скрывает факт о платном проезде по дороге Бишкек — Нарын — Торугарт.

    Скоро начнутся выплаты выданного нам Китаем кредита. Аналогичная ситуация уже наблюдалась в соседнем Таджикистане, когда после строительства новых трасс народ заставили платить за проезд, чтобы вернуть заем.

    Столичные исключения

    Платных трасс в Москве не будет. С таким заявлением не так давно выступило правительство российской столицы. Но прозвучала и оговорка — могут иметь место и некоторые исключения. В качестве последнего уже был назван северный “дублер” Кутузовского проспекта. Если кто-то из частников возьмется реализовывать этот проект, то мэрия Москвы не будет против, что проезд по нему станет платным. Судя по всему, не станет возражать и мэрия Бишкека, если кто-то возьмется за платную альтернативу проспекту Чуй, переходящему в проспект Дэн Сяопина, а затем в и трассу Бишкек — Ош. Речь о проспекте Жибек Жолу, с помощью которого можно разгрузить западные въезд и выезд из столицы Кыргызстана. Напомним, обрывается ныне Жибек Жолу в асфальтированном виде за пересечением с улицей Фучика. Дальше на запад тянется он в грязе-грунтовом виде параллельно БЧК почти до сел Военно-Антоновка и имени Фрунзе — то есть до самой северной столичной объездной. Кстати, идея сделать Жибек Жолу платной восточно-западной стрелой Бишкека принадлежала экс-мэру Бишкека, а затем и экс-премьеру страны Данияру Усенову.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/37050/


Распечатать: Нам любые дороги дороги… РаспечататьОставить комментарий: Нам любые дороги дороги… Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Нам любые дороги дороги… Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.7311

EUR 82.2932

RUB   1.1764

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007