Распечатать: Гадания по Луне, или Просчет в большой политике РаспечататьОставить комментарий: Гадания по Луне, или Просчет в большой политике Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Гадания по Луне, или Просчет в большой политике Посмотреть комментарии

1 сентября 2011

РЕЛИГИЯ

Гадания по Луне, или Просчет в большой политике

    Почему так не везет муфтиям Кыргызстана? Их судьбы почти столь же трагичны, как и у экс-президентов.

    Вспомним, как трудно приходилось на этом посту первому Верховному муфтию Кимсанбаю ажы Абдрахманову, которого многие считали одним из самых образованных в духовной сфере страны. Он был смещен с должности в ходе политических интриг еще во времена Аскара Акаева. Пришедший ему на смену Мураталы ажы Жуманов стал фигурой компромиссной, но также проявил себя незаурядной личностью. Его правление было долгим, но неспокойным: все десять лет гремели скандалы, связанные с коррупцией во время паломничества в Мекку. Кончил свою карьеру Жуманов трагически — после апрельских событий прошлого года его сняли с поста, чуть позже похитили неизвестные, но, впрочем, быстро отпустили. Однако муфтий заболел и скончался в довольно молодом возрасте.

    Казалось бы, новый глава мусульман Кыргызстана, занимающий этот пост уже больше года, Чубак ажы Жалилов представляет собой идеальную фигуру. Он выглядит одновременно и интеллектуалом, и интеллигентом в исламском мире. Однако и ему, несмотря на заверения, что скандалов не будет, не удается их избежать.

    Неприятность случилась там, где никто ее не ждал. Склонный все делать по букве мусульманского закона, Чубак ажы Жалилов объявил 30 августа днем празднования Орозо айта слишком поздно — в 11 часов вечера 29 августа. Его поздравление застало врасплох большинство мусульман. Многие верующие не успели явиться на праздничный айт-намаз, который начался на Старой площади Бишкека в 7 утра. Та же ситуация наблюдалась и в мечетях, которые недосчитались поутру многих прихожан.

    А поскольку согласно Трудовому кодексу Орозо айт считается праздничным днем, из-за слишком позднего объявления его выходным многие кыргызстанцы вышли на работу, где узнали, что наступивший день в календаре красный. Например, работники Минсельхоза явились на службу в девять утра в полном составе, а после обеда уже разошлись по домам. А родителям, оставившим в то утро детей в детсадах, пришлось ломать все планы из-за звонков из детских учреждений: мол, заберите чадо, мы, оказывается, отдыхаем.

    В связи с этим Эдиль Байсалов заявил, что муфтий уподобляется ваххабитам на Ближнем Востоке, которые отрицают науку и уводят людей в Средневековье. Мол, любому просвещенному человеку понятно, что для определения даты Орозо айта не обязательно смотреть на луну. Всем известно, что лунный месяц в августе содержит не 30, а 29 дней. А дату можно было сообщить заранее, не устраивая из этого шоу.

    Омбудсмен Кыргызстана Турсунбек Акун, сам являющийся ревностным мусульманином, счел действия Чубака ажи Жалилова неуместными. И собрался даже провести всестороннее расследование инцидента, дабы выяснить, насколько правомерными были действия муфтията.

    Пресс-служба муфтия в лице руководителя Максата Мамбеталиева отбивалась доводами, что именно наблюдения за луной позволяют с большой точностью установить день празднования Орозо айта: “Мы тоже могли заранее объявить этот день, как сделали мусульмане России и Казахстана, однако мы пошли строго по заветам Корана и хадисам. И такой шаг можно считать революционным”.

    Президент фонда “Манас Ордо” Анарбек Усупбаев в происшедшем увидел проявление усиливающегося религиозного фанатизма: “Если население и впредь будет придерживаться всего, что написано в Коране и хадисах, то вскоре не только день Орозо айта, но и каждый рядовой день и даже час будут строго регламентироваться нормами, разработанными для верующих в странах, расположенных на Севере Африки”.

    — Согласно хадисам, — говорит Усупбаев, — во время Орозо верующий должен голодать с восхода до заката. Понятно, что такая норма удобна прежде всего жителям жарких африканских стран, где и без того предпочитают работать и питаться ночью, а днем отдыхать в тени, прячась от палящего солнца. В странах, расположенных в северных широтах, как, например, центральноазиатские, ночной период суток, если ориентироваться по восходу и заходу солнца, сокращается до пяти и даже четырех часов. Говоря проще, держать пост у нас намного тяжелее, чем в Саудовской Аравии, где продолжительность ночи и дня всегда равны друг другу. А каково мусульманам приполярных стран, где ночь не наступает в течение недель, а то и месяцев?

    Но более всего возмущались граждане, которые не являются ярыми мусульманами или вообще не привержены исламской религии. Они заявляли, что живут в государстве, которое считается светским. Так почему некий религиозный деятель определяет в стране выходные, да еще со столь комичным опозданием, а официальное руководство страны, которое обязано быть вне любых религий, позволяет это, лишая граждан законного отдыха, гарантированного Конституцией?

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35895/


Распечатать: Гадания по Луне, или Просчет в большой политике РаспечататьОставить комментарий: Гадания по Луне, или Просчет в большой политике Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Гадания по Луне, или Просчет в большой политике Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007