Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
22 апреля 2011 | РЕЛИГИЯ |
Формат фанатизмаДемонстративное сожжение Корана американским пастором было осуждено на Западе влиятельными политическими лидерами, однако это не предотвратило вспышек насилия в некоторых мусульманских странах. В результате погибли десятки невинных людей, многие из которых занимались гуманитарной деятельностью. Напомним, надругательство над священной книгой мусульман осуществили в гараже пастора, запись этого действа попала в Интернет и вызвала небывалую волну возмущения в исламском мире. Не могли не отреагировать на это и в Кыргызстане. Тешебай Чороев, имам мечети в Оше - Это безобразие и очередные происки Запада. Конечно, жаль мирных людей, которые погибли в Афганистане, однако изначально агрессия против ислама и Корана пошла из США, где и был совершен вандализм. Зачем это делать, как власти допустили подобное надругательство над чувствами верующих и глумление над религиозными святынями? В Афганистане идет война, естественно, ответом на оскорбление чувств мусульман стали акты жестокой агрессии. Представьте, что бы произошло, если кто-то публично осмелится сжечь Библию. Уверен, реакция христиан была бы аналогичной. С такими вещами шутить нельзя. Если бы американские власти наказали беспринципного пастора и запретили впредь творить подобные беззакония, можно было бы спасти много человеческих жизней. Но Америка ведет политику двойных стандартов: всегда и во всем поддерживает католиков, чиня препоны мусульманам. Каныбек Осмоналиев, экс-директор Госагентства по делам религий, депутат ЖК - Ислам еще не прошел свой период реформации, как это произошло с христианством. Но для осуществления изменений в этой религии необходимо наличие сильных духовных лидеров. Кыргызстану и региону в этом плане похвастаться некем. Религиозная ситуация в стране выглядит вроде бы стабильной, однако не следует успокаиваться, уверовав, что менталитет кыргызов свободолюбив и склонен к здравому смыслу. Меня особенно тревожит низкий уровень преподавания в медресе и религиозных вузах. В КР действуют 10 высших исламских учебных заведений, 51 медресе, 14 религиозных учебных заведений христианского и протестантского направления. Как правило, там нет условий для качественного обучения, слабая материально-техническая база, недостаточно подготовленные преподаватели. В медресе и духовных школах все обучение сводится лишь к зубрежке Корана и проведению культовых обрядов, процесс учебы затянут, обучающийся выпадает из общества как социально активная личность и может быть легко задействован деструктивными силами. Необходимо создать принципиально новую методику религиозного преподавания, подключить передовые технологии, компьютерное обеспечение, иностранные языки, преодолеть изолированность духовного образования в рамках конфессий, а также отдаленность от мирского общества. Неплохо бы наладить и систему лицензирования для медресе, то есть взять исламское образование под государственный контроль. Еще одним ключевым требованием должна быть возможность наряду с качественным религиозным воспитанием получать общеобразовательный уровень знаний. Студенты медресе и любых церковных приходов обязаны параллельно с изучением основ шариата и православия повышать свой культурный уровень, получать рабочую специальность. Только после создания такой системы можно надеяться на качественные сдвиги в сознании наших духовных лидеров. Анарбек Усупбаев, президент Общественного объединения "Манас Ордо" - Даже для великой России борьба с религиозным фанатизмом является исключительно сложной задачей, что говорить о других странах мира, которые сталкиваются лицом к лицу с проблемой терроризма? Сегодня ряд африканских стран под угрозой исламского фундаментализма. Я был глубоко потрясен, когда увидел, что толпа вандалов угрожает разрушить выдающиеся памятники мировой архитектуры и истории в Египте. Это напоминает ЧП в Афганистане - несколько лет назад пришедшие к власти талибы снесли там древние статуи Будды. Кыргызстан в последние годы, как и другие страны Центральной Азии, испытывает мощное влияние религиозного фанатизма. Многие давно это поняли, но редко кто прямо высказывается по этому поводу. Понятно, что если какая-то незначительная страна вроде Кыргызстана или даже Израиля решится прямо заявить об угрозе терроризма, вряд ли кто-то в мире сочтет нужным прислушаться к их мнению. Однако Россия является великой державой, эта страна сама является исламской - там проживают 20 миллионов мусульман. И главное, РФ пользуется уважением в исламском мире. Потому мы сочли нужным обратиться к президенту и премьер-министру России, чтобы они оказали решающее воздействие на ход мировой истории. Эти люди, по нашему мнению, могут открыто призвать духовных лидеров ислама к ревизии и реформе мусульманской веры, изменению тех ее положений, которые носят провокационный характер. Коран содержит в себе очевидно устаревшие догмы и призывы, нуждающиеся в пересмотре, ибо в нынешнем виде они истолковываются мусульманами как призывы, несовместимые с нормами цивилизованной жизни. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Возьмем 5-й стих из суры "Покаяние" (в переводе Дороховой): "Когда ж запретные четыре месяца пройдут, мы дозволяем вам неверных убивать везде, где б вы их ни нашли: захватывайте (в плен) их, осаждайте (их дома) и ставьте им засады. Но коль раскаются они и обратятся, молитву будут соблюдать и будут милостыню править, тогда откройте им дорогу, - Аллах, поистине, прощающ, милосерд!" Или стих 124 из той же суры, в которой есть типичный для текста Корана призыв: "О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки вам. И пусть они найдут в вас суровость". Столь неоднозначных строк в Коране довольно много. В Библии также немало подобных высказываний. Но современные христианские религии более или менее обуздали деструктивные тенденции и призывы к религиозному фанатизму, хотя когда имеешь дело с верой, нужно быть всегда начеку. Однако исламу еще предстоит пройти через очищение. Именно поэтому в России мы видим силу, которая способна осуществить эту реформацию. Кстати, Екатерина Великая одна из первых начала движение в этом направлении, благодаря ей мусульманская религия в России выглядит весьма привлекательно. Но предстоит довершить начатое во благо всего мира. Канторо Шарипов, ректор коммерческого университета в Джалал-Абаде - Все трагические события наносят серьезный удар по имиджу современного ислама. Терактов вообще быть не должно, а под эгидой веры - тем более. В Кыргызстане тоже время от времени происходят акты агрессии и насилия на религиозной почве, есть у нас и радетели запрещенных религиозных течений. Считаю, что коррупционные скандалы представляют наибольшую опасность для ислама в Кыргызстане. Посмотрите, что творится из года в год во время паломничества в Мекку! Не было случая, чтобы сие святое и богоугодное дело обходилось без скандалов, хищений, мошенничеств. Глядя на это, простые жители нашей страны вспоминают народную пословицу: "Поступай так, как говорит молдо, а не так, как он поступает". Чтобы очистить ислам от безнравственности и фанатизма, необходимо реформировать все наше общество. В конце концов фанатизм, так же как авторитаризм и диктатура, - это проявление агрессии, которая происходит от слабости. Когда общество и каждый член его не желают перемен к лучшему, предпочитая жить по-старому, движение вперед невозможно. Однозначно, мусульманская религия нуждается в реформировании наравне с государственными переменами. Фанатиками не рождаются, ими становятся от безысходности. Когда человек не может проявить собственные способности, реализовать себя в истинном призвании, он начинает мыслить и действовать деструктивно. Если человек не имеет возможности получить образование - окончить нормальную школу или вуз, после чего найти достойную работу, чтобы содержать себя и семью, существует большая вероятность, что он может потерять себя, стать алкоголиком, наркоманом или уйти с головой в религию. Турсунбек Акун, омбудсмен КР - То, что случилось после сожжения Корана в Афганистане, безусловно, большая трагедия. Но хотел бы напомнить, что эта страна уже более тридцати лет живет в обстановке насилия и войны. И случившееся там не имеет никакого отношения к вере. Ислам - религия мира и стабильности. Вот почему мусульманские догмы и демократия прекрасно друг с другом уживаются. На примере Малайзии, Турции, Индонезии мы видим, что лучшим методом борьбы с религиозным фанатизмом является построение правового государства и стабильно работающих институтов демократии. Когда в стране на деле есть свобода слова, митингов и демонстраций, проходят прозрачные и честные выборы в условиях многопартийности, фанатизму места не остается. Так что надо высвобождать энергию человека и народа в целом, а не загонять, не сковывать возможности и потенциал. Все мусульмане должны активно вовлекаться в политический процесс, в том числе и через партии, которые исповедуют ценности ислама. В каком-то смысле это неизбежный процесс. Тот, кто не понимает этого, искусственно раздувает страхи перед исламским фундаментализмом, на самом деле подталкивает к терроризму. Современный ислам, в том числе и в Кыргызстане, чувствует недоверие к себе со стороны политиков и отдельных лидеров. И отвечает тем же самым. Замир ОСОРОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34961/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007