Распечатать: Потребитель — звучит гордо? РаспечататьОставить комментарий: Потребитель — звучит гордо? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Потребитель — звучит гордо? Посмотреть комментарии

1 апреля 2011

ПОТРЕБСОВЕТ

Потребитель — звучит гордо?

    С проблемой защиты прав потребителей сталкивался каждый. Наверняка вас хоть раз в жизни обвесили, обругали в магазине, продали просроченный товар. Куда обращаться в таких случаях, знают немногие. Юристы уверяют, что защита прав потребителей в Кыргызстане начинает приобретать более цивилизованные формы - все чаще покупатели отстаивают свои права в залах суда, а не путем словесных перепалок с продавцами.

    Кому это надо

    Сегодня в республике защитой прав потребителей занимаются пять госструктур, в числе которых Министерство здравоохранения и его подразделения, а также антимонопольный комитет. Госорганы в пределах своей компетенции обязаны рассматривать обращения физических или юридических лиц, в том числе и в сфере защиты прав потребителей, принимать соответствующие меры. Например, если вам оказали некачественные услуги в медучреждении, обращаться нужно в Минздрав. Подсунули несвежий товар на городском рынке? Если дело касается овощей, фруктов, мяса - в департамент ветеринарии, по другим случаям - в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Но вот беда - нет уверенности, что там захотят принять меры и станут защищать не нас, потребителей, а "своих" и "честь мундира". Кыргызстан нуждается в создании единого государственного органа по защите прав потребителей.

    Мы связались с некоторыми общественными объединениями и поняли: сильно на них уповать тоже не стоит. Как выяснилось, негосударственных организаций по защите прав потребителей в Бишкеке насчитывается не более пяти. И те жалуются, что не имеют полномочий на проверки объектов предпринимательства. Даже управление торговли, услуг и защиты прав потребителей при мэрии, куда чаще всего обращаются за правдой бишкекчане, не имеет возможности приходить с проверками в магазин или на предприятие при наличии заявления от потребителя.

    - В последнее время участились жалобы на полуфабрикаты и сотовые телефоны, - говорит главный специалист отдела защиты прав потребителей управления Гулькаир Жолдошева. - Удивительно, но больше всего нареканий вызывают товары не с рынка, а из солидных на первый взгляд супермаркетов. Люди думают, что там жесткий контроль качества и не смотрят даже на срок годности продукта. Меж тем представители магазинов признают: из-за большого ассортимента за всем товаром не уследишь. Мы рекомендуем покупателям отправлять продукт на экспертизу - только тогда появляется возможность предъявить продавцу претензии.

    Так, например, бишкекчанка обнаружила в порции лагмана в пластиковом контейнере ноготь. Так как ОсОО, выпускающее эту продукцию, находится за пределами столицы, сотрудники управления не смогли предъявить претензию производителю, но супермаркет свою вину признал и вернул деньги за некачественную еду.

    Еще один случай. Покупательница приобрела упаковку сыра в одном из гипермаркетов столицы, предварительно не проверив срок годности. Когда дома развернула продукт, заметила отнюдь не благородную плесень. Женщина поспешила обратно в магазин, прихватив чек, но дальше словесной перепалки с сотрудниками охраны дело не пошло, продавцы отказались позвать руководство или менеджера. Только после вмешательства сотрудников управления по защите прав потребителей пострадавшей вернули деньги.

    Увидимся в суде

    Большинство кыргызстанцев не знают своих прав и не готовы отстаивать собственные интересы. А зря, ведь получить компенсацию - деньги или качественный товар, не доходя до суда, удается в большинстве случаев.

    - По нашей практике 90 процентов исков выигрывают потребители, - заявил юрист Владимир Плужник. - Однако по закону предъявить претензии можно только в рамках гарантийного обслуживания - это, как правило, полгода, а в случае с продуктами питания - в рамках срока годности товаров. Например, если вы купили прокисший кефир 25-го, а срок его годности истекает 26-го, юридически вы бессильны.

    К сожалению, фраза "я на вас в суд подам" пока в нашей стране способна лишь рассмешить тех, кому она адресована. Такие иски не представляют угрозы бизнесу. Как правило, после месяцев мытарств истцу удается лишь получить сумму по чеку. В законе не прописаны "тарифы", согласно которым рассчитываются суммы возмещения морального ущерба.

    - Эти суммы определяет суд по своему усмотрению, он может взыскать и один сом, и сто тысяч, - считает Владимир Плужник. - Как правило, судьи боятся определять моральную компенсацию в большом размере. Если 7 лет назад, когда мы только начинали работать по потребительским искам, моральный ущерб составлял 500 сомов, то сейчас суммы достигают 10 тысяч. Крупные компании нанимают специальных сотрудников, которые решают проблемы с потребителями. У нас был случай, когда за просроченное детское питание процесс дошел до возбуждения уголовного дела. Это на первый взгляд кажется, что судиться из-за бракованного мобильного телефона или просроченной пачки творога невыгодно. Но в первую очередь вы получаете моральное удовлетворение от наказания бракоделов. Услуги юристов в Бишкеке могут обойтись от 3 до 5 тысяч сомов. Но сегодня сложилась хорошая юридическая практика по потребительским искам, человек может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Форма искового заявления стандартная, ее можно взять в центре "Вигенс" или любом районном суде.

    Юрист отмечает, что у нас становится распространенным явление, которое продавцы и юристы окрестили как "потребительский экстремизм". Человек покупает, к примеру, костюм, надевает его на день рождения, а после возвращает в магазин. Некоторые умельцы могут до окончания гарантийного срока нарочно повредить оборудование или аппарат, чтобы получить деньги или обменять на новые.

    Виртуальный беспредел

    В погоне за экономией времени и денег мы покупаем товары через Интернет. Но при этом рискуем нарваться на продавца, который может в любой момент исчезнуть. Дело в том, что в ныне действующем Законе "О защите прав потребителей" образца 1997 года ничего не говорится о новых видах покупки: приобретение товаров через Всемирную паутину, посредством кредитной карты, TV-магазинов.

    Попытки обновить закон предпринимались. В 2009 году депутаты и общественные деятели разрабатывали новую редакцию проекта закона "О защите прав потребителей". В нем была усилена роль самих граждан и судов. Среди прочих нововведений в статьях была предусмотрена обязательная маркировка товаров и неустойка за некачественный продукт. Закон прошел одобрение парламента, но бывший президент Бакиев усмотрел в нем какие-то недоработки.

    Справка "Вигенс"

    Для того чтобы обратиться в суд, необходимо:

    • исковое заявление стандартной формы;

    • гарантийный талон на товар;

    • чек или другой документ, подтверждающий факт покупки;

    • копию вашего паспорта с фактом прописки;

    • досудебная претензия (доказательство того, что вы пытались решить вопрос, не доводя до суда. Претензия излагается в форме письма. Его можно отправить заказным на адрес магазина, где был приобретен бракованный товар. Например, в торговый центр с указанием номера бутика. А если претензии к торговцам с "Дордоя", то по адресу: улица Кожевенная, 7. Дожидаться ответа не обязательно).

    Перечень товаров, не подлежащих обмену:

    • изделия из натурального меха;

    • сложнотехнические товары, имеющие гарантийный срок;

    • чулочно-носочные изделия, перчатки;

    • постельное белье, белье для новорожденных;

    • мерный товар: ткани, тюль, ковровые изделия и т. д.;

    • парфюмерно-косметические товары;

    • синтетические моющие средства (жидкие);

    • товары бытовой химии в стеклянной, пластмассовой и аэрозольной упаковке;

    • канцелярские товары: тушь, чернила, краски, лаки, масла, разбавители для художественной живописи;

    • фотопленка, фотобумага, фотореактивы;

    • предметы личной гигиены;

    • изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней подлежат возврату только в том случае, если имеют производственный дефект.

    По Закону "О защите прав потребителей"

    Статья 17. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки;
  • замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, возвратив продавцу товар ненадлежащего качества.

В отношении технически сложных товаров требования потребителя подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.

  • Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
  • При споре о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу за свой счет.
  • Если в результате экспертизы установлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

    Авторитетно

    Консультирует Гулькаир Жолдошева, главный специалист отдела защиты прав потребителей управления торговли, услуг и защиты прав потребителей при мэрии

    Важные детали

    - При покупке внимательно изучите гарантийный талон, который вам предлагают подписать. Очень часто эти документы составлены в одностороннем порядке, то есть в первую очередь учитывают интересы предпринимателей. По Закону "О защите прав потребителей" товар можно вернуть или обменять в течение 14 дней без всякой доплаты. Очень часто продавцы незаконно устанавливают некие 20 процентов стоимости.

    Перед покупкой всегда требуйте сертификат соответствия. Например, в документах на сотовый телефон в левом верхнем углу всегда указывается страна-производитель. Если таких бумаг нет, значит, аппарат завезен в страну нелегально, следовательно, о его качестве даже не может идти речи.

    То же самое касается продуктов питания. При покупке каждый продавец обязан предъявить клиенту гигиенический сертификат. Нужно тщательно изучить этикетку. Бывают случаи, когда на продукции не указаны ни дата изготовления, ни вес, ни состав. Тогда никто вам не даст гарантии, что купленная пачка пельменей не провалялась где-нибудь на складе много месяцев.

    Законодательство предусматривает возможность замены некачественного товара на аналогичный, если он не принадлежит к категории высокотехнологичных - в противном случае товар подлежит ремонту за счет продавца. Если новая техника ломается первый раз, владелец имеет право на бесплатный ремонт. В случае "рецидива" может смело требовать вернуть деньги.

    Кстати, в законе ясно прописано: вещь весом более пяти килограммов доставляется до места выполнения гарантийного ремонта и обратно за счет продавца. Существует даже перечень товаров, которые должны вернуться после ремонта к хозяину в течение 10 дней. Однако эти правила предприниматели зачастую игнорируют. Зато в суде такие факты оборачиваются против них.

    Знаменито

Заслуженная артистка КР Айчурек Иманалиева

    Машинка досталась с боем

    - Свою первую стиральную машину мы с мужем купили в ЦУМе около десяти лет назад. Нам дали гарантию на год, однако агрегат начал барахлить уже через пару месяцев. Пришлось отвезти в сервисный центр. Через неделю, когда нам вернули стиралку, мы ее не узнали. Вместо новенькой красавицы привезли обшарпанную "старушку". На все наши претензии сотрудники сервисного пункта и торговой точки ответили, что ничем помочь не могут. Пришлось разбираться в суде, ведь правда была на нашей стороне. В итоге нам возместили моральный ущерб и купили новую машинку.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34850/


Распечатать: Потребитель — звучит гордо? РаспечататьОставить комментарий: Потребитель — звучит гордо? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Потребитель — звучит гордо? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.6426

EUR 78.3236

RUB   1.0888

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007