Распечатать: Без тени фанатизма РаспечататьОставить комментарий: Без тени фанатизма Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Без тени фанатизма Посмотреть комментарии

4 марта 2011

РЕЛИГИЯ

Без тени фанатизма

    В Кыргызстане идет быстрое распространение ислама, и это во многом объективный процесс. Впрочем, другие религии так же быстро развиваются: в стране представлено около 30 конфессий, около 370 религиозных объектов, относящихся к различным течениям христианства, среди которых преобладает православная церковь.

    — Если учитывать, что более 80 процентов кыргызского населения считают себя мусульманами, то, конечно, интерес больше именно к исламу, — говорит главный специалист Госкомиссии по делам религий Юсупжан Кадыражиев.

    Если в середине 90-х годов в Кыргызстане действовало около тысячи мечетей, то сегодня эта цифра удвоилась. В Госкомиссии официально зарегистрировано более 1700 мечетей, 9 исламских вузов, 60 медресе и примерно столько же различных исламских центров, общественных фондов и объединений. Еще примерно около тысячи мечетей действует без регистрации. При этом количество религиозных объектов постоянно растет. К примеру, только за 2010 год прошли регистрацию около 100 новых мечетей. Их строительство зачастую финансируется из-за рубежа мусульманскими странами.

    Есть религиозные фонды, которые у нас зарегистрированы и занимаются строительством мечетей, при этом финансируются они в основном за счет арабских стран, хотя есть спонсоры из других государств, а также внутренние инвесторы.

    В Бишкеке полным ходом идет строительство новой центральной мечети, которая должна стать самой большой в республике, высота ее минаретов, согласно проекту, составит 60 метров. Львиную долю расходов взяла на себя Турция. Таким образом, зарубежный мусульманский мир посредством существенных финансовых вливаний активно способствует распространению исламских убеждений в Кыргызстане.

    По оценкам экспертов, в республике насчитывается свыше 250 тысяч постоянных прихожан мечетей, то есть тех, кто посещают их регулярно, приходят на пятничный намаз и следуют другим правилам, прописанным в Коране. Во время главных религиозных праздников, таких как Курман айт или Орозо айт, мечети посещают до миллиона наших граждан.

    Священнослужителей готовят в многочисленных медресе и других религиозных образовательных заведениях. Так, в Исламском университете Кыргызстана обучаются около 350 студентов, некоторые его выпускники затем продолжают учебу в арабских странах, после чего возвращаются на родину.

    — У нас число интересующихся исламом растет. Считаю, что он начинает играть важную роль в развитии страны, причем не только в духовном плане, но и в экономическом, — говорит преподаватель Исламского университета Мавлян Холбеков.

    В плане влияния ислама на экономику можно отметить внедрение так называемых исламских принципов финансирования в банковский сектор Кыргызстана, которым активно занимается “ЭКОбанк”. Исламские принципы предусматривают кредитование бизнеса, который не противоречит законам шариата (например, игорная деятельность или производство алкогольной продукции попадают под запрет). При этом заемщик не выплачивает проценты как таковые, а делится получаемой прибылью.

    Религия накладывает отпечаток и на культуру питания. Помимо специализированных кафе и магазинчиков, уже и на прилавках многих кыргызских супермаркетов можно встретить продукты с логотипом “Халал” — то есть пища, разрешенная Аллахом, приготовленная по правилам шариата.

    На улицах кыргызстанских городов все чаще можно увидеть женщин в традиционной мусульманской одежде, особенно это касается отдаленных регионов. Бишкек в этом плане все-таки пока остается больше светским городом.

    По мнению руководителя аналитического центра “Религия, право и политика” Кадыра Маликова, роль ислама в Кыргызстане со временем будет только возрастать. Сегодня самое главное — направить усилия не на борьбу с исламскими ценностями, а именно на просвещение, чтобы у нас ислам вышел на новый интеллектуальный уровень. Нельзя подходить к борьбе с терроризмом через призму ислама либо смотреть на ислам через призму борьбы с терроризмом.

    Исламские лозунги периодически звучат из уст кыргызских политиков. Многие депутаты открыто говорят о своей религиозности. Хотя, отмечает Кадыр Маликов, здесь наблюдаются и элементы популизма, на то они и политики.

    По мнению Кадыра Маликова, ислам должен быть представлен в политике, вписаться цивилизованным образом в этот процесс по примеру некоторых западных стран, где партии, исповедующие христианские ценности и даже носящие соответствующие названия, не только активно участвуют в политике, но и порой являются ведущей политической силой.

    Что-то вроде этого наблюдается и в мусульманских странах, где произошло становление демократии. В Турции, например, уже восемь лет в руководстве находится партия, исповедующая принципы ислама. Однако страна только выиграла от этого, а все опасения, что Турция отойдет от демократии и стратегического курса на сближение с Европой, оказались необоснованными.

    Но проблема в том, что Кыргызстан еще не стал страной демократии, а только-только пытается сделать это, поэтому существует много поводов для беспокойства.

    В частности, некоторые инициативы кыргызских политиков представители гражданского сектора расценивают как покушение на светские основы государственного строя (например, решение депутатов ЖК КР открыть молельную комнату прямо в здании парламента, а также предложения объявлять во всех госучреждениях дополнительный перерыв для чтения пятничного намаза). Данные инициативы на практике пока не реализованы, но и публичного отказа от них тоже не прозвучало. Представители НПО опасаются постепенной исламизации власти, тем более что сами чиновники поднимают эти вопросы.

    По мнению общественного деятеля Шарипа Озгена, одного из основателей радиостанции “Азаттык”, всегда существует опасность религиозного фундаментализма, когда страна может оказаться во власти религиозных лидеров, как это, например, в свое время произошло в Иране. Однако авторитарная власть ничем не лучше, и все события последних дней в арабском мире свидетельствуют об этом. Что религиозный фундаментализм, что авторитаризм или даже диктатура — это по сути одного поля ягоды. Дабы не попасть в эти ловушки, надо развивать законность и демократию, укреплять гражданское общество, свободу слова, проводить честные выборы. То есть сам по себе ислам, как и любая другая религия в мире, не представляет опасности. Проблемы начинаются, когда несменяемые и нечистоплотные политики и руководители начинают играть на религиозных чувствах, чтобы удержаться во власти, и готовы ради этого пойти на все.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34682/


Распечатать: Без тени фанатизма РаспечататьОставить комментарий: Без тени фанатизма Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Без тени фанатизма Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007