Распечатать: Проклятие Джеруя: пятый инвестор получает пинок РаспечататьОставить комментарий: Проклятие Джеруя: пятый инвестор получает пинок Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Проклятие Джеруя: пятый инвестор получает пинок Посмотреть комментарии

19 ноября 2010

ЭКОНОМИКА

Проклятие Джеруя: пятый инвестор получает пинок

    Ровно пять лет - от мартовской революции до нынешней апрельской - продержался на золотоносном руднике Джеруй иностранный инвестор. Недавно в правительство поступило предложение Министерства природных ресурсов дать согласие на отзыв лицензии у компании-разработчика "Джеруйалтын" за невыполнение условий соглашения.

    Сор из избы

    Разведка донесла руководству казахстанской компании "Визор холдинг", представляющей в совместном с "Кыргызалтыном" проекте интересы зарубежных инвесторов, что в недрах министерства зреет план отобрать разрешение на освоение месторождения и буквально через неделю провести тендер с тем, чтобы передать Джеруй новому разработчику золота. Поэтому, не дожидаясь окончательного вердикта правительства, и, возможно, предчувствуя, каков будет его ответ, из Алматы прибыл сам президент "Визор холдинг" Майкл Сауэр.

    Он безуспешно пытался встретиться с высшим руководством страны, чтобы обсудить возникшую конфликтную ситуацию. Ни президенту Розе Отунбаевой, которую сегодня больше волнует судьба парламента и всей страны, ни ее первому заместителю Амангельды Муралиеву, готовящемуся сдавать дела новому правительству, не было дела до отдельно взятого инвестора.

    И тогда был использован крайний случай - открытое обращение к СМИ и через журналистов - к общественности. Таким образом, пытаясь защитить вложенные в таласский проект 230 миллионов долларов, из которых 56 миллионов прямых инвестиций "Визор холдинг" первой начала атаку на Минприроды, раскрывая тайну их взаимоотношений.

    Майкл Сауэр и его представитель - председатель правления ЗАО "Джеруйалтын" Франц Шлоссер так дипломатично вели разговор с прессой, где откровенно высказывая свое мнение, где красноречиво умалчивая, что заставили журналистов самих домысливать то, чего не посмели рассказать инвесторы или скрыли за искусными недомолвками. И вот уже пошли статьи, разговоры и пересуды о том, что нынешняя власть решила "по новой срубить бабки" с разработчиков Джеруя, либо тайно сговорилась с другой компанией, например, "Полюс золото", которой принадлежат акции прежнего разработчика "Талас Голд. Майниг компани" (ТГМК), а возможно, и с "Центеррой голд.", якобы интересовавшейся вторым по запасам драгоценного металла месторождением.

    И такое поведение правительства общественность вполне допускает, потому что такой метод ведения бизнеса по-кыргызски, как "кидалово", в высших эшелонах власти тоже практикуется довольно широко и часто. Случаи рейдерства, передела собственности, поглощения бизнеса, национализации-экспроприации, сопровождающие смену политических режимов, потом историки спишут на издержки смутного времени.

    Железные аргументы Оселедко

    Когда уже усилиями "Визор холдинг" было создано определенное общественное мнение, на сцену вышли чиновники Министерства природных ресурсов, созревших для того, чтобы говорить с журналистами и поведать им свою позицию в назревающем инвестиционном скандале. По словам заместителя министра Леонида Оселедко, причин для отзыва лицензии у ЗАО "Джеруйалтын" более чем достаточно. А иначе бы эксперты ведомства не стали готовить проект постановления правительства об аннулировании разрешения.

    Далее пошли аргументы: еще год назад, согласно лицензионному соглашению № 3, совместное казахско-кыргызское СП (инвестору принадлежит 60 процентов, "Кыргызалтыну" - 40 процентов доли в компании) должно было завершить проектирование всех объектов и согласовать его с контролирующими органами. Но сумели подготовить только документы под строительство второстепенных (склады), а для золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) и хвостохранилища - не успели или не захотели.

    До 1 ноября текущего года "Джеруйалтын" должен был затратить порядка 200 миллионов долларов капиталовложений и возвести практически все главные производственные цеха и сопутствующие им здания. Однако к сегодняшнему дню компания сумела сдать в эксплуатацию жилой поселок для персонала рудника, административный корпус, столовую и медпункт, зато нет ни ЗИФа, ни хвостохранилища, ни складов для ГСМ и взрывчатки.

    Третья претензия Минприроды - к концу года "Джеруйалтын" должен переработать 35 тысяч тонн руды и произвести 80 килограммов чистого золота. Но поскольку комбината как такового нет, и ежу понятно, что слитков мы не увидим, считают чиновники.

    Последние два года, если послушать Леонида Оселедко, иностранный инвестор без конца обещал сделать то одно, то другое. Создавалась видимость некоего движения, в реальности же работа вокруг месторождения шла ни шатко ни валко.

    - Как мы в такой ситуации должны были поступить? - вопрошал замминистра. - С нашей стороны все условия были выдержаны.

    Договор дороже денег - еще издавна это был непреложный закон купцов, потом банкиров и в наши дни - бизнесменов. Однако в Кыргызстане, прославившимся в мире высоким уровнем коррупции, деньги всегда были на первом месте и ценились выше всякого договора. Этим грешили не только мелкие предприниматели и деловые люди средней руки, но и бизнесмены-политики во власти. Отсутствие преемственности - характерная черта для всех режимов постсоветского Кыргызстана. И еще беспринципность: слово дал - слово взял. Мое, мол, слово, что хочу, то с ним и делаю.

    О чем умалчивает Минприроды

    Вот и вся многолетняя возня с разработкой Джеруя - это нескончаемый коррупционный скандал, во время которого сменились не только пять иностранных инвестора, но и с десяток директоров и министров Госгеологии и природных ресурсов. Вовлеченными в процесс оказались несколько премьер-министров и три президента страны, к которым апеллировали конфликтующие стороны и просили выступить в качестве арбитра.

    Чем выше цена за унцию золота, тем яростнее споры вокруг разработки месторождений драгоценного металла - Кумтора, Джеруя, Талды-Булака. Эта тема доминировала в парламенте и в мае, пять лет назад, когда депутаты тщетно пытались выведать у премьер-министра Феликса Кулова и президента АО "Кыргызалтын" Алмаза Джакыпова, чем они руководствовались, когда без тендера, путем прямых переговоров передали джеруйский рудник совершенно неизвестной на рынке горной добычи компании "Глобал голд.".

    Народные избранники напирали на правительство, обвиняли чиновников в коррупции, намекали на некие пока только им известные тайные схемы по передаче природных богатств Кыргызстана в руки иностранных олигархов. А команда, вернее, дуэт Кулов - Джакыпов, как могли отбивались от нападок оппонентов, уходя порой в глухую оборону. Свита премьер-министра не проронила ни слова. Все это почти четырехчасовое действо велось на повышенных тонах, подхлестываемых тремя сотнями рабочих "Талас Голд. Майнинг", расположившихся перед ступеньками Жогорку Кенеша. Они почти месяц, как кузбасские шахтеры в Москве в лихих девяностых, митинговали у стен Дома правительства и парламента, стуча касками по тротуару и требуя оставить в покое инвестора - компанию "Оксус", достраивавшую золотоизвлекательную фабрику и хвостохранилище.

    И тогда, несмотря на протесты людей, боровшихся за свои рабочие места, правительство отобрало лицензию у ТГМК под предлогом того, что инвесторы не выполнили своих обязательств. При этом, ссылаясь на пустую казну, необходимость притока инвестиций, тогдашнее руководство страны передало рудник, зарегистрированной в оффшорах неизвестной компании "Глобал голд.", чей уставный капитал составлял всего  18 тысяч евро, из которых половина суммы была не оплачена. Позже, после огласки, фирма была перерегистрирована в Австрии.

    Парламентарии упрекали тогда премьер-министра и главу "Кыргызалтына"  за отказ от проведения открытого, прозрачного тендера по реализации золотых проектов Джеруя и Талды-Булака. Поиск и выбор компаний был, по их мнению, произведен келейно, в угоду не национальным, а чьим-то личным интересам. По утверждению депутата от Таласской области Болота Шерниязова, "Глобал голд." была создана специально под джеруйский проект. Эта компания никогда не занималась горной добычей драгоценных металлов.

    Еще сильнее возмутило парламентариев то, что в генеральном соглашении, подписанном буквально за день до обсуждения этого вопроса в Жогорку Кенеше, черным по белому было написано: инвестор имеет право для получения кредитов заложить в коммерческих банках лицензию на разработку Джеруя! Сам собой возник вопрос: есть ли у тех, кто стоит за австрийской компанией собственные средства, кроме 9 тысяч евро?

    Правительство Кулова не было готово к обнародованию многих деталей генерального соглашения, а посему и ответы его на обвинения в коррупции были неубедительными. Поэтому среди тех, кто стоял за спинами менеджеров "Глобал голд.", народные избранники называли и Бориса Березовского, и казахского олигарха Александра Машкевича. Но провидцами оказались те, кто уже тогда увидел тень Максима Бакиева, которая впоследствии нависнет над каждым мало-мальски рентабельным бизнесом.

    Но тогда в охваченной революционным порывом стране об этом не могли знать. Правительству удалось продавить свое решение и заменить английского инвестора на австрийского. Феликс Кулов объяснял поиск и заключение соглашения правительства с "Глобал голд." путем прямых переговоров лимитом времени. Для выставления джеруйского месторождения на тендер прежде необходимо было бы провести его юридическую очистку. А это означало, что хозяева обязаны выставить на конкурс объект, не обремененный судебными исками и претензиями, и на доказательства ушло бы год-полтора.

    Премьер-министр обещал сохранить 500 рабочих ТГМК и обеспечить их заработной платой. Но, как показали последующие события, ни президент Курманбек Бакиев, неоднократно заверявший таласцев, что никто не посмеет трогать и мешать "Оксусу", ни Феликс Кулов не сдержали слова. Зато они выполнили свое обещание "Глобал голд.", передав ей Джеруй, несмотря на сопротивление и критику общественности.

    Копателям кыргызского золота грабли нужнее лопат

    Через два года австрийский инвестор, который за это время ничего не успел сделать на месторождении, продал право разрабатывать его казахстанской компании "Визор холдинг". Кстати, автор этой статьи  еще пять лет назад предсказывал, что "Глобал голд." Джеруй нужен для перепродажи. Все так и вышло. Как только подвернулся покупатель, который к тому же согласился взять на себя все судебные издержки в международном арбитраже, продавец в лице представителей "Глобал голд." умыл руки и предоставил рулить "Джеруйалтыном" казахам.

    А тем пришлось нелегко. Мало того что чиновники в ведомствах, выдающих разрешения и лицензии, лучше всего понимают язык хрустящих банкнот, так еще и местное население, не раз одураченное властями и инвесторами, разделилось на тех, кто за разработку рудника, и кто против. На их умасливание инвестор потратил несколько миллионов долларов, но все равно далеко не продвинулся в строительстве.

    А год назад Фонд развития объявил, что "Джеруйалтын" добровольно передает свои акции в управление ему как более умелому и креативному менеджеру. На днях Майкл Сауэр признался, как все тогда происходило:

    - Если к вам подойдет грабитель с пистолетом, вы что будете делать? Неужели сопротивляться? - довольно запальчиво отреагировал он на мой вопрос, почему "Визор холдинг" не подал в суд. - Нет. Вот и мы решили выждать время.

    Акции вернулись к прежним владельцам "Джеруйалтына" только через четыре месяца после апрельских событий. Времени упущено много, однако Министерство природных ресурсов, прежнее руководство которого тоже внесло свою лепту в "добровольный" отъем акций и передачу их Фонду развития, не считает это обстоятельство форс-мажором и оправданием несоблюдения условий соглашения.

    Ошибка казахстанского инвестора в том, что он подзабыл о печальной участи своего предшественника, не заложил в соглашение возможные политические риски, которые могут существенно повлиять на бизнес. Его промах в том, что не понял, что Кыргызстан - это нищий, сидящий на золотом сундуке. Драгоценного металла много, по крайней мере, не одному бы поколению хватило на безбедную жизнь. Но больше десятилетия из-за внутренних распрей и жадности не можем запустить джеруйский рудник. Земля Манаса Великодушного будто испытывает тех, кто хотел бы раскрыть ее кладовые. Но, видимо, нет пока достойных.

    Коррупция разъела, как коррозия разъедает металл, все общество - сверху донизу. Поэтому на месторождении Джеруй кроме замороженных производственных объектов, пустых корпусов общежития и стоящей на приколе горной техники ничего нет. Работа замерла до тех пор, пока очередного инвестора не заманят сюда наши корыстолюбивые чиновники, предварительно слупив с него не один миллион за лицензию.

    В настоящее время цена за тройскую унцию достигла беспрецедентного уровня - свыше 1,4 тысячи долларов.

Наша справка

    Месторождение Джеруй расположено в Таласской области, приблизительно в 160 километрах к юго-востоку от Бишкека. Строительство золоторудного комбината было начато еще в конце 80-х годов прошлого века. Примерные запасы - 74,6 тонны (2,4 млн унций). Содержание золота в тонне руды - от 6 до 8 граммов, то есть это месторождение геологи относят к разряду перспективных.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33882/


Распечатать: Проклятие Джеруя: пятый инвестор получает пинок РаспечататьОставить комментарий: Проклятие Джеруя: пятый инвестор получает пинок Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Проклятие Джеруя: пятый инвестор получает пинок Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007