Распечатать: Человеческий фактор РаспечататьОставить комментарий: Человеческий фактор Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Человеческий фактор Посмотреть комментарии

8 мая 2009

ТРАГЕДИЯ

Человеческий фактор

    Причиной крушения самолета Boeing -737, следовавшего по маршруту Бишкек - Тегеран, стала ошибка экипажа. К такому выводу пришла правительственная комиссия по расследованию причин авиакатастрофы.

    Напомним хронологию событий. 24 августа 2008 года в 20.30 лайнер вылетел из аэропорта "Манас" согласно расписанию. На борту находились 83 пассажира и 7 членов экипажа. В 20.35 экипаж запросил разрешения на возвращение из-за сигнала о разгерметизации (происшедшей предположительно из-за закусывания уплотнения левой передней двери). В 20.43 самолет, не долетев до взлетно-посадочной полосы около семи с половиной километров, рухнул на землю и загорелся. В момент удара шасси были выпущены. В результате авиакатастрофы погибли 65 пассажиров, выжили 25 человек, в том числе все члены экипажа. Причины крушения расследовал Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - организация, созданная в декабре 1991 года для сохранения единого авиационного пространства на территории бывшего Союза.

    Согласно заключению комиссии, причиной аварии стало грубое нарушение экипажем самолета требований правил полетов гражданской авиации КР. Окончательный вердикт озвучил председатель комиссии, зампредседателя МАК Леонид Каширский. Приводим заключение без купюр. "Причиной крушения лайнера "Боинг-737" явилось допущенное экипажем снижение самолета ниже минимальной высоты. Данная трагедия - следствие сочетания следующих неблагоприятных факторов. Невыполнение экипажем требований инструкции по взаимодействию и технологиям работы экипажа. Невыполнение экипажем правил визуального захода на посадку в части сохранения постоянного визуального контакта с посадочной полосой или ее ориентирами и действия экипажа при потере визуального контакта. Потеря экипажем контроля за высотой полета во время маневра для повторного захода на посадку, осуществление которой было обусловлено неправильной оценкой командиром положения самолета относительно траектории снижения. Невыполнение экипажем предписанных действий при срабатывании сигнала предупреждения о приближении земли".

    - Предварительный отчет о причинах крушения "Боинга" был готов 14 апреля, - отметил Леонид Каширский. - Однако прежде чем он мог быть озвучен перед комиссией, отчет направили в США - страну-изготовитель самолета.

    Как сообщил начальник управления по рассмотрению особо важных уголовных дел Генпрокуратуры КР Учкун Каримов, все оставшиеся в живых и родственники погибших в авиакатастрофе признаны потерпевшими.

    Белые пятна черных ящиков

    Несмотря на то, что заключение комиссии озвучено, в этом деле остались белые пятна. В ходе расшифровки "черных ящиков" выяснилось, что на звуковом регистраторе, сохраняющем переговоры пилотов, нет записи последних трех минут аварийного полета. Эксперты обнаружили только запись одного из предыдущих рейсов самолета, следовавших по маршруту Москва - Бишкек. Объяснить, почему на бортовом самописце отсутствовала запись последнего полета, эксперты МАК не смогли. В итоге данные об аварийном полете сохранились только на параметрическом самописце, фиксирующем показания приборов.

    Ситуацию обостряет и довольно резкая оценка деятельности МАК, время от времени появляющаяся в СМИ разных стран. Например, в 2006 году после крушения самолета армянской авиакомпании "АрмАвиа", комиссия МАК пришла к выводу, что причиной трагедии стала ошибка пилота. Тогда "Арминфо" сообщило, что главная задача комиссии "смягчить реакцию общественности на очередную катастрофу", и обвинило МАК в лоббировании интересов корпорации "Боинг". В этом же году командир экипажа самолета Ил-76 авиакомпании "Азов-Авиа", который потерпел крушение в аэропорту Баку 4 марта, инициировал судебное разбирательство, намереваясь доказать, что Межгосударственный авиационный комитет сфальсифицировал результаты расследования авиакатастрофы в интересах владельцев авиакомпании. Тогда газета "Новый регион" писала, что "согласно заключениям Межгосударственного авиационного комитета в подавляющем большинстве катастроф, которые были расследованы их экспертами, виноват так называемый "человеческий фактор", то есть командир корабля и члены экипажа. Владельцы воздушных судов по странному стечению обстоятельств почти никогда не виноваты в авиапроисшествиях, даже если на их самолетах установлены двигатели, сданные в металлолом".

    Точка или многоточие

    Последнее слово остается за судом. 28 апреля все материалы дела и заключение комиссии переданы в Генеральную прокуратуру КР. Теперь, согласно процедуре, будет назначена летно-техническая экспертиза специалистами Госавиации РФ. Затем в судебном порядке будет определена вина членов экипажа. Командир корабля Юрий Гончаров находится в СИЗО Государственного комитета нацбезопасности КР. Под стражу он был взят в сентябре прошлого года по обвинению в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Пилоту грозит от семи до пятнадцати лет лишения свободы.

    Между тем

    Утверждена правительственная программа безопасности полетов в гражданской авиации Кыргызской Республики. Основная задача документа проста до гениальности: выстроить систему, с помощью которой можно будет "прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию". Для этого предусмотрены шестьдесят три пункта и масса подпунктов. Кроме того, оговаривается, что "единственной целью расследования авиационного происшествия или инцидента является предотвращение авиационных происшествий и инцидентов в будущем. Целью этой деятельности не является установление доли чьей-либо вины или ответственности".

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27626/


Распечатать: Человеческий фактор РаспечататьОставить комментарий: Человеческий фактор Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Человеческий фактор Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8500

EUR 77.9491

RUB   1.0844

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007