Распечатать: Туризм в эпоху экономического спада РаспечататьОставить комментарий: Туризм в эпоху экономического спада Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Туризм в эпоху экономического спада Посмотреть комментарии

24 апреля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Туризм в эпоху экономического спада

    По оценкам экспертов, туристический бизнес во многих странах в этом году снизит свои показатели на 40 процентов. Связано это с мировым финансовым кризисом, сокращением производства, ростом безработицы. Как следствие, люди повсюду стали больше экономить, в том числе на отдыхе и зарубежных поездках. Тем не менее во многих странах потери могут оказаться минимальными или даже, наоборот, способствовать обновлению этой индустрии. Кыргызстан тоже ищет свои пути выхода из данного непростого положения и при верно выбранной стратегии может извлечь немалые выгоды для себя даже в сложной экономической ситуации.

Клаус ГРЕВЛИХ, экс-посол Германии в Кыргызстане

    Элитные гости лучше толпы

    - Я настроен критично по отношению к всемерной поддержке массового туризма и погоне за количественными показателями. Такой подход может оказаться пагубным для экологии Кыргызстана.

    В мире много богатых людей, которые с радостью заплатят большие деньги за отдых в горах в окружении первозданной природы. Такие места, как Сары-Челек, Кара-Шоро, Сонкуль, Каралма, Абшир, да практически весь Кыргызстан, идеально подходят для высокодоходного туризма, рассчитанного на средних и богатых европейцев. Вам не следует зацикливаться на Иссык-Куле и стремиться к тому, чтобы миллионы туристов приезжали на отдых каждый год, даже если существующая инфраструктура не подготовлена должным образом для приема большого количества гостей.

    Цены за обслуживание должны возрастать, и соответственно следует повышать качество оказываемых услуг и сервиса.

    Конечно, полностью исключить массовый туризм невозможно, особенно когда туристическая отрасль переживает стадию становления, но важно приоритетное внимание уделять именно элитному туризму, чтобы по возможности избежать или свести до минимума ущерб природе и окружающей среде, сохраняя доходы на высоком уровне. С другой стороны, массовый туризм под влиянием элитного и на его примере будет подтягиваться до его уровня. Тяга к красоте, высокому классу обслуживания и комфорта свойственна всем людям, и рано или поздно весь туризм станет элитным, а так называемый массовый и дикий сойдет на нет.

    Вот почему для Кыргызстана и тех, кто заинтересован в будущем вашего туризма, важно как можно теснее сотрудничать с самыми передовыми туристическими компаниями в мире. Если страна имеет огромный потенциал и может стать туристической державой, то она должна вести себя соответствующим образом - строить отели, гостиницы и пансионаты с расчетом на будущее, чтобы изначально соответствовать высоким стандартам. Привлечение кредитов и новых технологий также не будет проблемой - опытные менеджеры и главы международных компаний с одного взгляда на природу того или иного района Кыргызстана определяют их перспективность. Главное, чтобы кыргызстанцы и власти были заинтересованы в превращении республики в современный высокотехнологичный туристический оазис в центре Евразии.

    Существует много путей и способов для привлечения инвестиций, вам остается только работать над построением своего прекрасного будущего.

Анарбек УСУПБАЕВ, предприниматель

    Опасный враг - бюрократия

    - Мои опасения связаны с чиновниками и их действиями. Чтобы они ни делали и ни предпринимали из наилучших соображений, результаты могут быть прямо противоположными. Вот и в проекте нового закона "О туризме" власти пытаются ввести такие прежде неизвестные нам понятия и процедуры, обязательные для приезжающих туристов, как приобретение ваучеров, прохождение паспортизации и страхования. Все это еще более усложнит положение туристов, сделает их пребывание у нас менее комфортным. Понятно, что специалисты Госагентства по туризму хотят навести порядок, учет и статистику в своей сфере, но у меня есть сомнения на этот счет. Возьмем, к примеру, обязательное страхование приезжающих к нам туристов. Что это будет значить на деле? Каждый человек будет вынужден платить определенную сумму в качестве страховых сборов за пребывание в республике. Но это излишняя процедура, которая будет вести лишь к обогащению чиновников и никакого страхования гостей не обеспечит. Потому что туристы, приезжающие в Кыргызстан, уже страхуются в компаниях, которые их отправляют, - они-то и будут платить в случае каких-то сбоев. Зачем же Кыргызстану во второй раз их страховать? То же самое касается паспортизации и ваучеризации. Все это будет способствовать лишь удорожанию турпродукта и не отвечает требованиям времени.

    Мы все хотим, чтобы в Кыргызстан приезжали туристы, желательно, чтобы это были граждане цивилизованных стран. Так почему бы не отменить визовый режим въезда в нашу страну для туристов из еврозоны и Северной Америки, как это сделал Кыргызстан для Японии и готовится в настоящее время сделать то же самое для Южной Кореи? Понятно, что противятся этому чиновники, которые не могут жить без консульских сборов и зачастую сопутствующих им коррупции и бюрократии. Вот и выходит, что из-за крохоборства страна теряет в десятки и сотни раз больше, чем получает за визы.

Турусбек МАМАШОВ, директор Госагентства по туризму при правительстве КР

    Главное - это внимание и забота

    - Надо решительно снижать цены на услуги туроператоров, чтобы способствовать в максимальной степени привлечению туристов из России и Казахстана на рынок нашей республики. И к этой задаче должны быть привлечены все остальные министерства, органы власти и общество в целом. Нам надо обеспечить такой высокий уровень обслуживания при имеющихся у нас ограниченных возможностях, чтобы удержать у себя российского туриста, чтобы не говорили о неразвитости инфраструктуры, вследствие чего приезжающие к нам гости чувствуют себя некомфортно. Да, никто с этим не спорит, наши отели уступают по качеству казахстанским, существует много проблем с освещением, отоплением, качеством дорог.

    Тем не менее самое главное в сервисе - человеческое отношение. В конце концов, если мы искренне рады нашим гостям, то они чувствуют это и ответят нам взаимностью.

    Если мы этого не сделаем сегодня, то потеряем постоянных клиентов - тех же россиян и казахстанцев: они уйдут от нас куда-нибудь в Турцию, страны Ближнего Востока, где в связи с мировым финансовым кризисом цены на оказание туруслуг резко снизились.

    Единственный выход в такой ситуации - полностью пересмотреть свое отношение к туризму в сторону максимально человеческого, уважительного и бережного отношения к гостям. Прошло время, когда туристы сами ехали сюда, теперь нам следует идти им навстречу, предупреждать их желания и планы. То есть выезжать в Россию, Сибирь и Казахстан - приглашать на Иссык-Куль клиентов, проводить эффективные рекламные кампании.

Владимир ПЕТРОВ, член Ассоциации туроператоров Кыргызстана

    Монополия - гарант неконкурентоспособности

    - Государственные чиновники призывают туроператоров к снижению стоимости туристических услуг. Очень хорошо. Мы, представители данного бизнеса, отлично понимаем, что именно удешевление стоимости турпродукта способствует наплыву клиентов. Но давайте рассуждать и анализировать логично. Стоимость туруслуг складывается из следующих не зависимых от нашей работы компонентов. Это установленные цены на гостиницы, отели и пансионаты, транспортные расходы и существующая система налогообложения. Без снижения цен на эти три компонента не может быть и речи о снижении стоимости туруслуг.

    Кыргызстан действительно выглядит неконкурентоспособным на фоне наших соседей - Казахстана и Узбекистана. В среднем для туриста пребывание в день у нас обходится в 120 евро, тогда как у наших соседей наполовину дешевле.

    Но как снизить цены за проезд? Возьмем авиарейсы. В Кыргызстан из Европы проложены только два маршрута - из Турции и Германии, осуществляют полеты зарубежные компании. Наши авиакомпании выключены из этого процесса из-за устарелости самолетов и несоответствия европейским нормам и стандартам. В настоящее время, правда, некоторые кыргызские авиакомпании ведут переговоры, закупая новые воздушные суда, модернизируя имеющиеся, чтобы получить доступ на европейский рынок. Но пока что турецкие и немецкие компании являются монополистами, и, естественно, стоимость их услуг является высокой. В такой ситуации аэропорт "Манас" мог бы заметно улучшить положение, заключая с самыми разными зарубежными компаниями и странами договоры на осуществление чартерных рейсов. Это был бы очень важный шаг не только на пути снижения транспортных расходов, но и для развития международной торговли.

    Почему "Манас" не идет охотно на такие акции? Ответ очевиден - он является монополистом-аэропортом на севере Кыргызстана и в отсутствии полной конкуренции не очень заинтересован в расширении сферы бизнеса.

    Положение может измениться радикальным образом, если существующий в Тамчи местный аэропорт приобретет статус международного и начнет принимать у себя "Боинги" и "тушки" прямо из-за границы, минуя аэропорт "Манас". А для реконструкции аэропорта в Тамчи, главным образом, для удлинения взлетно-посадочной полосы, чтобы она могла принимать международные лайнеры, по расчетам специалистов, требуется всего лишь 500 тысяч долларов США.

    Транспортное обслуживание туристов с Китаем - через перевал Торугарт и Иркештам - у нас осуществляют автобусы и бусики, и здесь также высокие цены за проезд есть прямой результат монопольных прав нескольких транспортных компаний.

    А теперь поговорим о стоимости цен на гостиницы, отели и пансионаты на берегу Иссык-Куля, поскольку туда направляются 90 процентов всех туристов, приезжающих в республику. Здесь монополия отсутствует, и это благотворно сказывается на ценах. Однако чтобы снизить их с учетом кризиса и нехватки денег у туристов, следует принять некоторые законодательные шаги в сфере налогообложения.

    Прежде всего снизить арендную плату за используемую землю пансионатов и отелей. Туристический сезон у нас короткий, длится всего три-четыре месяца, все остальное время инфраструктура простаивает. Так вот, было бы правильным взимать арендные платежи только в рабочие месяцы, а в остальные - освободить. Тогда бы и цены на пансионаты и гостиницы снизились.

Замир ОСОРОВ, корреспондент МСН

    Деньги, спущенные в канализацию

    Оптимальное количество гостей для страны развитого туризма - когда число жителей примерно соответствует количеству приезжающих в год. В Кыргызстане больше 5 миллионов человек, и, естественно, когда мы станем туристической державой, к нам будет приезжать в пять раз больше гостей, чем сегодня.

    Таким образом, предстоит построить в пять раз больше отелей, домов отдыха и туристических баз, и, что гораздо  важнее, строить более качественно, чем прежде.

    На мой взгляд, Иссык-Куль уже достиг или очень близок к тому, чтобы достичь своего максимума. В идеале он сможет принимать миллион, как это наблюдается в настоящем, или, в лучшем случае, два миллиона туристов в год. Но для приема такого количества туристов нужно построить соответствующую инфраструктуру, прежде всего канализационную систему, освоить передовые технологии полностью безвредной утилизации мусора, пищевых отходов и так далее. Тем более что акватория Иссык-Куля - это замкнутая экосистема наподобие гигантского аквариума, откуда ничего не уходит.

    Кризис может оказать нам очень плохую услугу, если в погоне за длинным рублем мы бросимся зарабатывать быстрые деньги, оставляя на потом решение таких важных проблем, как строительство современных туалетов, очистных сооружений, переработка отходов, экологическое образование населения. Всем хочется с наступлением летнего сезона как можно быстрее окунуться в чистую воду Иссык-Куля, позабыв о проблемах, но стремительно деградирующая экология озера и мусорные свалки на побережье свидетельствуют о том, что так не может продолжаться бесконечно.

    Причем деньги имеются, их можно привлечь как из внешних, так и внутренних источников. Ага Хан, помнится, предлагал построить полностью за свой счет сеть пятизвездочных отелей на берегу Иссык-Куля, но наши чиновники не согласились. А что касается источников внутренних, то если в экономике Кыргызстана в целом теневой оборот равен бюджету страны, то в туризме эти показатели выглядят еще круче. То есть большая часть денег, которые зарабатываются на отечественном туризме, идет мимо казны, и за прошлый год туризм принес не рекордные 500 миллионов долларов США, а больше миллиарда. Но эти деньги уплыли в частные карманы. Наличие подобных теневых сверхдоходов и есть главная угроза экологии Иссык-Куля.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27476/


Распечатать: Туризм в эпоху экономического спада РаспечататьОставить комментарий: Туризм в эпоху экономического спада Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Туризм в эпоху экономического спада Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007