Распечатать: Культура — фундамент единства РаспечататьОставить комментарий: Культура — фундамент единства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Культура — фундамент единства Посмотреть комментарии

6 февраля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Культура — фундамент единства

    Какой должна быть культурная политика государства? Кто формирует ее систему ценностей - общество или государство, как было при советской власти? Должно ли государство заниматься ее развитием или это забота исключительно художников? Слово специалистам. Во время работы расширенного заседания коллегии Министерства культуры и информации КР глава этого ведомства Султан Раев пообещал в 2009 году провести реформы в сфере культуры.

    Юристанбек ШЫГАЕВ, директор Музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева

    Реклама - двигатель искусства

    - Идентификация страны идет через ее культуру. Благодаря Айтматову мир узнал, что существует кыргызский народ. Народу и государству нужна культура. К сожалению, сегодня наша страна скудно субсидирует искусство. Надо бы из госбюджета выделять больше средств на поддержку театров, музеев.

    Люди идут в музей, если их привлекает реклама. Например, когда мы в конце прошлого года вместе с "Азия УниверсалБанком" организовывали выставку "Русский авангард", я сомневался, что народ придет к нам. Все-таки для понимания авангарда зритель должен быть подготовленным. Поэтому мы назначили самую низкую плату за вход. Но благодаря рекламе и грамотному пиару люди валом валили на эту экспозицию. Музей, который в год зарабатывает не более 700 тысяч сомов, за месяц собрал 200 тысяч. Был свидетелем, как зритель, глядя на картину Малевича, возмущался: вместо произведения искусства ему предлагают дорожные знаки. Я подошел к нему и объяснил, что кыргызстанцы получили уникальную возможность увидеть подлинники картин Малевича, Кандинского и других представителей русского авангарда начала прошлого века. Здесь нельзя судить на уровне "нравится - не нравится", эти картины стали историей и частью художественного наследия, намного опередили свое время. Тот посетитель извинился и признал, что был не прав. Его в музей привела не тяга к искусству, а реклама, но он все же пришел и сам все увидел. Есть надежда, что в сердце и в памяти что-то осталось.

    Борис ВОРОБЬЕВ, директор Русского национального театра драмы имени Ч. Айтматова

    В театр пришел менеджмент

    - Без государственной поддержки театру не выжить. Но необходимы совместные усилия творческих людей и государства. Только на бюджетные деньги рассчитывать не приходится, пришло время зарабатывать больше самим. Мы - театр государственный. Нам сказали, что в этом сезоне постановочные расходы сокращаются. В спектакли вкладываю личные средства - на костюмы и постановку. Сегодняшний театр немыслим без менеджмента. Ему все сложнее конкурировать с телевидением или кино. Зрители к нам идут, если на сцене хороший спектакль, а в теплом зале удобные кресла. Появились у нас дополнительные услуги, например, доставка билетов по городу. Театры учатся зарабатывать.

    Безусловно, динамика посещений театров есть. Это вопрос свободного времени населения. Например, у нас идет перенасыщение ресторанами. Люди начинают понимать: сколько можно есть, надо выходить в люди, в театры.

    Если сказать, что политики в области культуры не существует, то это было бы тоже несправедливо, потому что все-таки системная работа ведется. Нельзя утверждать, что Министерство культуры совсем ничего не делает. Да, оно регулярно рассматривает те или иные вопросы культуры, но хотелось бы, чтобы появилось больше конкретных идей и предложений.

    Шаарбек АМАНКУЛ, директор выставочного зала Bishkek Art Center

    Дорогу меценатам

    - В области культуры никакой политики со стороны государства нет. Возможно, то, что планирует Министерство культуры, оно выполняет. Поэтому помощь получают те, кого решают поддержать в министерстве. А я каждый день сталкиваюсь с множеством творческих людей, которых государство в упор не видит. Искусство многогранно, а у нас не хотят поддержать новые имена или направления. У меня есть друзья среди режиссеров, которые в свои 50 лет считаются молодыми и ожидают в длинной очереди субсидии от государства. Полную финансовую поддержку на производство фильмов получают в основном аксакалы, заслуженные и народные.

    Сегодня заниматься благотворительностью невыгодно финансово, меценат не получает никаких налоговых послаблений. При таком подходе быть меценатом могут себе позволить лишь альтруисты. Нужен реально действующий закон о меценатстве. Предприниматели станут отчислять средства в помощь творческим объединениям, а за это получат налоговые льготы. Нам не надо изобретать велосипед, такое давно практикуется в европейских странах. Ведь в мире за благотворительностью скрываются не только доброта и человеколюбие, но и вполне меркантильные интересы.

    В советское время художники зависели от государства, которое покупало их картины для своих музеев. Сегодня наши художники выживают за счет выставок в Казахстане или России, здесь картины мало продаются. У нас нет такого понятия, как вложение денег в предметы искусства. Люди, имеющие деньги, часто не могут похвастать развитым чувством вкуса, поэтому им сложно понять разницу между истинно художественным произведением и просто красивой картинкой, которую можно купить на базаре за копейки.

    Эрнест АБДЫЖАПАРОВ, режиссер

    Нужна общая идея

    - Государство обязано заботиться о духовности своего народа. Режиссеры, воспитанные в советское время, предпочитают работать по госзаказам. Молодое поколение кинематографистов ищет средства на стороне. Все-таки у нас осталось много зрителей, которые любят и смотрят качественное кино. Большинство населения грамотные люди, готовые приспосабливаться к новым условиям. Но нам не хватает объединяющей идеи. Я не говорю о какой-то идеологической пропаганде через культуру. Речь идет о формировании вкуса, мировоззрения, ценностей духа. Ведь культура должна не только развлекать, но и выполнять интеллектуальную и воспитательную функции.

    Многие могут не согласиться со мной, но я считаю, что Кыргызстан - это кинематографическая страна. Например, у нас есть великий эпос "Манас", а это уникальное достояние, манасчи "видят кино" перед своими глазами и описывают увиденное стихами. Это высшая степень импровизации. Визуальное мышление заложено у нас в крови, что и объясняет наше кыргызское чудо, успехи каждой нашей картины.

    Если говорить о будущем нашего кино, Кыргызстан имеет все возможности стать одним из центров в мировой киноиндустрии. Поэтому сегодня необходимо вкладывать в это искусство большие усилия, воспитывать молодое поколение и сделать его такой сферой, как футбол для бразильцев.

    Владимир МИХАЙЛОВ, кинокритик

    Зрителя надо воспитывать

    - Есть проблема зрителя. Основная аудитория кинотеатров - любители блокбастеров, воспитанные на западных образцах. Зрительская аудитория качественного кино исчезает. Народ идет на "самый лучший фильм", где юмор просто ниже пояса. Укоренилась массовая культура, где ценится грубость и циничность, все замкнулось на деньгах. Легче сделать то, что наверняка купят.

    Нельзя идти на поводу у малограмотного зрителя, надо, как бы пафосно это ни звучало, поднимать общий культурный уровень. Воспитывать культуру в людях следует с малых лет.

    Уверен, кыргызстанцы поддержат любой отечественный фильм, если прокатчики решат его включить в репертуар. Ведь отечественное кино сегодня на подъеме, появляются новые фильмы, среди них есть довольно интересные.

    Нурлан МАМАКЕЕВ, продюсер

    Попса не виновата

    - Наш продюсерский центр самостоятельно зарабатывает деньги, Министерство культуры морально поддерживает наши проекты. Я не согласен с теми, кто обвиняет нашу эстраду в снижении культурного уровня народа. Мы обречены на самовыживание и, конечно, должны думать о коммерческом успехе своих проектов. Но качественный уровень нашей эстрады значительно вырос за последние пять лет. Обидно, что на концертах отечественных музыкантов полупустые залы, зато молодежь валом валит на концерты приезжих знаменитостей.

Наталья ФИЛОНОВА, корреспондент "МСН"

    На помощь надейся, а сам не плошай

    Тему для "Перекрестка" мне подсказал поступок президента Франции Николя Саркози, который заявил, что в условиях экономического кризиса укрепление национальной идентичности французов требует поддержки государства. И решил увеличить бюджет на культуру. Теперь по всей Франции бесплатные входы в музеи для посетителей моложе 25 лет. Саркози предложил создать совет по художественному творчеству и лично его возглавить.

    В далекой от нас Франции давно поняли, что именно культура в значительной степени формирует, сохраняет и укрепляет единство страны. Поэтому ее нельзя отдавать на откуп частному сектору, в котором, без сомнения, есть талантливые тонкие люди, но, так или иначе, их главная задача - заработать, получить прибыль, окупить тот или иной проект.

    Похоже, в последнее время место культуры определилось в жизни нашего общества. По крайней мере, об этом говорилось на коллегии Министерства культуры и информации по результатам 2008 года. Подведены итоги, определены победители и лауреаты международных и республиканских фестивалей.

    В 2008 году в сфере культуры мы достигли уровня финансирования в 500 миллионов сомов. В парламенте принят в первом чтении новый закон о культуре. Если президент его одобрит, то на культуру будет выделяться 3 процента от государственного бюджета. В этом году Минкультуры решило заняться улучшением материально-технической базы в своей сфере. Задача непростая, ведь в настоящее время в системе ведомства функционируют 20 профессиональных театров, 3 филармонии, 686 клубов, 1041 библиотека, 46 музеев, 2 высших и 8 средних специальных учебных заведений, 88 детских музыкальных, художественных школ, 5 парков культуры и отдыха, 46 кинотеатров, 6 областных телерадиокомпаний.

    В прошлом году прошло большое количество международных фестивалей и конкурсов, на многих из которых кыргызстанцы стали победителями или лауреатами.

    Нынешние экономические условия приучили людей и различные организации не особо полагаться на государственную поддержку. Идет активный поиск меценатов, грантов и спонсоров. Позиция творческих людей такова: благотворительность должна стать нормой. А со стороны государства тут требуется информационная поддержка. Чтобы о движении меценатства люди знали и слышали чаще. Для того чтобы общественная поддержка культуры прижилась, нужны традиция и мотивации. Словом, меценатам заниматься поддержкой культуры должно быть престижно.

    А пока судьба новых постановок, музейных выставок под вопросом. Многие культурные организации переходят от модели государственного обеспечения к самостоятельности. Ясно, что общественная поддержка искусства должна сочетаться с государственной.

    Мои родители ностальгируют по старым временам: переписывали от руки стихотворения, выстаивали очереди за книгами или билетами в театр. Теперь культурный слой явно истончился. Думается, при идеологически мощно выстроенной государственной программе ситуация изменится к лучшему.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26468/


Распечатать: Культура — фундамент единства РаспечататьОставить комментарий: Культура — фундамент единства Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Культура — фундамент единства Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007