Распечатать: Учиться, учиться и еще раз учиться РаспечататьОставить комментарий: Учиться, учиться и еще раз учиться Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учиться, учиться и еще раз учиться Посмотреть комментарии

12 декабря 2008

ДВА АВТОРА

Учиться, учиться и еще раз учиться

Тривиальная истина, не требующая доказательств. И какой бы тяжелой ни была жизнь сегодня, если не учить детей, завтра будет еще хуже. Именно образование необходимый элемент развития общества. Это хорошо понимали большевики, и спустя девяносто лет лозунг не потерял своей актуальности. Именно советская власть принесла образование в наш регион, и именно после ее падения в этой сфере произошел регресс. Выросшее число университетов в расчет не берем. Говорить необходимо об образовании населения в целом.

    "В Кыргызстане необходимо повышать доступ детей к образованию", - заявила на днях координатор Альянса женских законодательных инициатив Мира Карыбаева на конференции по мониторингу и оценке международных и национальных обязательств по достижению гендерного равенства. Именно с гендерной позиции энпэошники обосновывают необходимость образования, мотивируя свой подход тем, что мальчикам приходится раньше вставать из-за парт в поисках хлеба насущного для своих семей. Это приводит к образовательному дисбалансу. В среднем ежегодно образованных девушек становится на один процент больше. Гендерные специалисты бьют тревогу: девушки отказываются идти под венец с менее образованными женихами. Уже сегодня это ощущается, а завтра проблема станет в разряд государственных.

    18 ноября в г. Токтогуле генеральный директор "Нарынгидроэнергостроя" Альберт Авазбеков во время рабочего совещания о ходе работ на Камбаратинской ГЭС-2 доложил о нарастающей проблеме нехватки квалифицированных кадров: "На работах по укладке бетона это не сильно сказывается. Но скоро начнутся специализированные работы - установка агрегата, монтаж металлоконструкций, затворов, и тогда нужны будут квалифицированные специалисты". Казалось бы, разные полюсы общественной жизни - первичная ячейка общества и главная стройка страны, а проблема-то одна и та же.

    Учение заканчивается тогда, когда человек сам себе может сказать, что он уже все знает. Этот момент не зависит ни от возраста, ни от объема знаний. К сожалению, планка принятия такого решения снизилась до критического предела. В образованных ходят те, кто умеет считать без калькулятора. Случилось это по многим причинам, в том числе и объективным. Но не обошлось и без сопутствующих обстоятельств. Общество в короткий срок поменяло приоритеты. Тугой кошелек стал главным принципом определения социальной значимости. Нет ничего страшного в том, что финансовая состоятельность определяет общественное положение. Хуже другое: все остальные человеческие ценности как-то отошли на второй план. А образование или квалификация практически не способствуют финансовому благополучию. Скорее наоборот. Отчего стимул к учению пропадает. В ХХI веке Кыргызстан почувствовал дефицит квалифицированных кадров. Нет, наши университеты продолжают массово выпускать переводчиков, юристов, маркетологов, журналистов-международников, которым работы по специальности в государстве нет и не предвидится. А вот квалифицированный токарь или технолог становятся редкостью. И если раньше в рабочие идти не хотели по причине непрестижности, то теперь идти учиться просто некуда. Советское профтехобразование разрушено до фундамента. А фундаментом всегда была школа. И чтобы стать квалифицированным рабочим, необходимо среднее образование. Умением считать без калькулятора здесь уже не обойдешься. А ведь мы говорим только о низшем звене квалифицированных кадров. Есть еще техники, инженеры, наконец, преподаватели, которые и должны обучать эти кадры. Образованность населения - процесс инерционный. Сегодня мы пожинаем плоды еще советского образования. Но его влияние с каждым годом будет уменьшаться. Грядет образованность стандарта девяностых. Вернее, необразованность, что страшнее мирового кризиса и веерных отключений. Проблемы образования начинаются в школе.

    Во все времена образованными считались люди с энциклопедическими знаниями. Такие знания можно было накопить только годами упорного труда. Популярное изречение о том, что высшее образование - это три диплома: твой, твоего отца и твоего деда, стало простым пояснением к принципам построения образованного общества. Действительно, мировоззрение человека формирует среда, а семья и школа являются ее главными инструментами. В информационном мире приоритеты смещаются. Энциклопедические знания заменяются умением быстро ориентироваться в конкретном вопросе. Поясню на примере. Грамотный инженер работает в строительстве и в своей деятельности опирается на институтские знания и опыт работы. Уже вчера такой подход считался вчерашним днем. Большинство имели на рабочем месте справочники, ГОСТы, СНиПы и другую нормативную документацию. Иногда приходилось бегать в библиотеку за редким изданием для поиска ответов на особо сложные вопросы. Теперь все иначе. Все это есть в компьютере, который заменил проектировщику архаичный кульман и все справочники. В выигрыше не тот, кто больше знает, а кто лучше может ориентироваться в потоке доступной информации. А чтобы ориентироваться, нужны базовые знания. Именно те, за которые в ответе школа. Конечно, и там есть перекосы. Например, в математике. Бесспорно, арифметика, алгебра, геометрия необходимы всем. Но дифференциальное и интегральное исчисление - это перебор. Им будет пользоваться во взрослой жизни одна сотая процента выпускников, а сколько времени использовано неэффективно. Но не о школьных программах речь, это дело специалистов. Важно другое: для нормальной жизни нужна нормальная основа. И эту базу дает именно школа. Пока человечество не изобрело других эффективных инструментов.

    Школу должен окончить каждый гражданин. А уже потом становиться сантехником,  бизнесменом или кем-то еще. Чем лучше образование, тем больше возможностей. Нельзя допустить даже мысль, что без среднего образования можно жить припеваючи. Не получится. Чтобы хорошо работать, надо много знать и уметь. На дворе XXI век, и, кажется, мы дошли до общественного понимания значимости школы. По крайней мере, я на это надеюсь.

    Петр ЧЕРНЯК.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/25744/


Распечатать: Учиться, учиться и еще раз учиться РаспечататьОставить комментарий: Учиться, учиться и еще раз учиться Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учиться, учиться и еще раз учиться Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007