Распечатать: ИНТЕРЕСное положение РаспечататьОставить комментарий: ИНТЕРЕСное положение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ИНТЕРЕСное положение Посмотреть комментарии

3 октября 2008

ДВА АВТОРА

ИНТЕРЕСное положение

    В  сентябре 2003 года страны Шанхайской организации сотрудничества утвердили Программу многостороннего торгово-экономического взаимодействия государств - членов ШОС. В ней страны "шестерки" определили приоритеты на средне- и долгосрочную перспективу.

    Прошло пять лет. Что имеем сегодня? План мероприятий в этой сфере подготовлен. В частности, создан Деловой совет ШОС и заключено множество соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. В итоге, если в 2003 году общий товарооборот между странами - членами Шанхайского альянса составлял 19,7 миллиарда долларов, то в прошлом он превысил 50 миллиардов. Накануне Душанбинского саммита "шестерки" президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил: в ближайшие годы товарооборот стран ШОС может достичь $70 миллиардов. По последним экспертным оценкам, к 2020 году страны ШОС будут обеспечивать 30% регионального ВВП.

    На первый взгляд, все благополучно. Российские инвестиции представлены в Кыргызстане и Таджикистане. Увеличивается и объем казахстанских инвестиций. Один из крупнейших банков Казахстана заявил, что будет ежегодно инвестировать в экономику Кыргызстана до 100 миллионов долларов. В общем, будущее видится блестящим. А вот как быть с не всегда хорошим настоящим? Ведь даже при поверхностном рассмотрении можно выделить множество недостатков, часть из которых признают и главы государств.

    По мнению политологов, экономическому сотрудничеству стран ШОС мешают выйти на оптимальный уровень некоторые особенности их внешних политик. В частности, дают о себе знать старые проблемы внутри самих стран ШОС: нерешенность вопросов по делимитации и демаркации госграниц, а также водноэнергетическим ресурсам. Здесь страны ШОС - особенно центральноазиатские - выступают больше как соперники, нежели союзники. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и низкую платежеспособность рынков Кыргызстана и Таджикистана. Для Китая, являющегося четвертой экономикой мира после США, Японии и Германии, доходов от торговли с Кыргызстаном хватит разве что на семечки.

    Немаловажную роль играет и техническая сторона торгово-экономического вопроса. Состояние транспортной инфраструктуры некоторых стран ШОС все еще оставляет желать лучшего. Многие автомобильные магистрали, в том числе входящие в международные транспортные коридоры, не соответствуют международным стандартам. По словам специалистов-транспортников, дороги в регионе построены с расчетом устаревших требований нагрузки до шести тонн на ось. А значит, дорожное покрытие нуждается в усилении. Для увеличения же пропускной способности необходимо расширить проезжую часть.

    Не менее больная тема - железные дороги. Их тоже надо приводить в соответствие с международными стандартами. Естественно, на все это нужны деньги. А формирование транспортных коммуникаций на горных территориях Кыргызстана и Таджикистана вообще требует особых затрат...

    Хватает проблем и в таможенной политике, а также пограничном контроле. Эксперты считают, что на пограничные и таможенные процедуры уходит около 20% полезного времени работы вагона и локомотива. В конечном счете это приводит к снижению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок. А автомобильные грузоперевозки? В беседах с кыргызскими дальнобойщиками  удалось узнать, что для перехода границы между Казахстаном и Россией они тратят от двух до четырех дней. Причем не только они, но и казахстанские водители тоже. Для сравнения, в странах, относящихся к Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), для этого требуется несколько часов. По официальным данным, для перевозки грузов в Россию и Казахстан нашим транспортникам требуется 30% общего времени доставки, а на прохождение таможенных формальностей - 70. Ну а по поводу коррупции на таможне у нас только ленивый не говорит.

    Кстати, незаконное взимание с перевозчиков товаров различных сборов противоречит Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Международных дорожных перевозок) от 14 ноября 1975 года. Пункт 1 статьи 46 этого документа гласит: "Выполнение сотрудниками таможен формальностей, упомянутых в настоящей Конвенции, не дает права требовать оплаты сборов, за исключением тех случаев, когда эти формальности производятся не в дни и часы и не в местах, обычно предусматриваемых для их производства". Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах главы правительств государств - членов ШОС подписали в ноябре прошлого года. Однако видимых результатов улучшения таможенной среды пока не видно.

    Но даже если единое таможенное пространство будет создано, как о том было заявлено, без проблем не обойдется и тут. Один из шагов - выравнивание таможенных пошлин. Но Кыргызстан и Китай как члены Всемирной торговой организации не имеют права поднять эти пошлины выше тех, что определены в рамках ВТО. Они могут их только снизить. Нынешний тарифный режим России и Казахстана выше, чем у Кыргызстана и Китая. Таким образом, обязательства КР и КНР перед ШОС могут пойти вразрез с их обязательствами перед ВТО. Так что решение таможенной проблемы возможно в двух случаях: либо остальные государства, входящие в ШОС, станут членами ВТО, либо Россия и Казахстан снизят таможенные тарифы в ущерб собственным интересам...

    Эти проблемы - не единственные в ШОС. Однако их можно преодолеть. Если на то будет политическая воля и заинтересованность государств - участников альянса. Тем более условий и причин для этого предостаточно. В эпоху глобализации, "нового экономического порядка" и трансформации международных отношений это более чем актуально.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24730/


Распечатать: ИНТЕРЕСное положение РаспечататьОставить комментарий: ИНТЕРЕСное положение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ИНТЕРЕСное положение Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007