Распечатать: Лео Бокерия:  Ахунбаев был моим учителем РаспечататьОставить комментарий: Лео Бокерия:  Ахунбаев был моим учителем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лео Бокерия:  Ахунбаев был моим учителем Посмотреть комментарии

26 сентября 2008

ПЕРСОНЫ

Лео Бокерия: Ахунбаев был моим учителем

    Президент Курманбек Бакиев в минувший вторник принял генерального директора Научного центра сердечно-сосудистой хирургии (НЦССХ) имени А. Н. Бакулева Российской Академии медицинских наук академика Лео Бокерию, вручив ему медаль "Даўк"  за заслуги в развитии кыргызско-российского сотрудничества в области медицины и за вклад в становление и развитие сердечно-сосудистой хирургии Кыргызстана. Выдающийся кардиохирург современности нашел время, чтобы дать эксклюзивное интервью нашей газете перед отлетом

    в Москву.

    - Лео Антонович, расскажите немного о Центре, который вы возглавляете, и о том, что происходит в кардиохирургии России?

    - Наша клиника - крупнейшая в мире как по числу совершаемых операций, так и по технической оснащенности и кадровому потенциалу. В год в ней проводится семь тысяч операций на сердце. Вообще в кардиохирургии России произошли за последние три года большие изменения. Появилось множество современных медицинских центров, существенно улучшилось материальное обеспечение. Если раньше на одну операцию государство выделяло 80 тысяч рублей, то теперь выделяется 203 тысячи, то есть 8 тысяч долларов США. И рассматривается вопрос, чтобы сделать эту ставку минимальной.

    - Можно немного подробнее об этом?

    - Оплата будет определяться в соответствии с несколькими категориями больных. Например, пересадка сердца будет стоить полтора миллиона рублей, использование имплантируемого дефибриллятора с системой ресинхронизации - 800 тысяч, поскольку сам аппарат тянет на 600-650 тысяч. Повторные операции будут оцениваться дороже, чем просто операции. Сейчас ведь много частных маленьких клиник, которые сделают что-нибудь с больным, а потом у человека наступает ухудшение, и он поступает к нам. Ясно, что работать с таким пациентом гораздо труднее: операция проходит сложнее и реанимационный период длится дольше.

    - Таким образом, Лео Антонович, из ваших слов следует, что операции на сердце будут и впредь оставаться одними из самых дорогих? И всякая попытка удешевить их чревата негативными последствиями?

    - Есть хорошо известная мне детская кардиохирургическая клиника в Бостоне, в США. Там операция на сердце ребенка до года стоит 123 тысячи долларов. В России на ту же самую операцию выделяется 8 тысяч долларов. Как видите, в Америке эти расходы порядком выше. Отчего это происходит? Что, американцы такие головотяпы и не умеют считать деньги? Ничего подобного! Считают до последней копеечки. Просто операция на сердце ребенка требует гораздо больше расходов. Нужна масса всяких фильтров, предусматривается альбумин, все, что вводится ребенку, но более концентрированное. А повышенная концентрация лекарств, в свою очередь, предусматривает более качественную проверку, чтобы избежать осложнений.

    Только на одноразовые принадлежности, необходимые на одну операцию, расходуется более 3 тысяч долларов. Так что делать подобные операции за одну тысячу долларов - это просто нереально.

    - Так уж повелось в Кыргызстане, что после смерти Исы Ахунбаева кардиологи как бы выдвинулись на первый план, оттеснив кардиохирургию.

    В значительной степени это связано с авторитетом нашего кардиолога Мирсаида Миррахимова, который подчинил кардиохирургию кардиологии. В свое время академик Бураковский, как об этом было сказано на конференции в НАН КР, посвященной столетию Исы Ахунбаева, подверг критике подобное объединение кардиологии и кардиохирургии, назвав его ошибочным. Сегодня, спустя 30 лет, положение меняется, кардиохирурги, как и во времена Ахунбаева, обретают все больший авторитет и самостоятельность. И тем не менее в Кыргызстане до сих пор сохраняются противники подобной самостоятельности, которые говорят и пишут открыто, что кардиохирургия должна находиться в подчинении у кардиологии. Что вы думаете по этому поводу?

    - Тот, кто утверждает такое, должен пойти заново учиться в медицинский институт. Ни о каком подчинении не может быть и речи. Одни задачи у кардиологов и совершенно другие - у кардиохирургов. Причем грань здесь прослеживается совершенно четко. Кардиохирурги имеют дело с теми больными, которые нуждаются в оперативном вмешательстве, которых невозможно вылечить никакими лекарствами. Возьмите врожденный порок сердца у детей. Эту болезнь никак не вылечишь без скальпеля. Или жизнеугрожающую аритмию сердца. Разве эту болезнь можно устранить медикаментами? Больной просто умрет, если его вовремя не прооперировать.

    Так что, как свидетельствует мировая практика, везде существуют независимые кардиологические институты и кардиохирургические центры. В России, например, 77 кардиохирургических институтов, и все они полностью самостоятельные, нет никакой зависимости от кардиологов.

    - А сколько в России институтов кардиологии?

    - Я не знаю точно этой цифры, но гораздо больше, чем институтов кардиохирургии. И это совершенно нормально. Потому что большинство болезней сердца, в особенности на начальной стадии, можно вылечить медикаментозными средствами. Кстати, у меня в институте девять кардиологических отделений, и это тоже вполне нормально. Более того, кардиолог, который работает с кардиохирургом, видит реальные результаты излечения. Больной, скажем, поступил с астенозом, допустим, двух коронарных артерий, ему поставили два стента, и он уже через день выписался практически здоровым.

    - Вы уже отметили высокую подготовку кыргызских кардиохирургов, работающих под руководством вашего ученика, директора НИИХСиТО профессора Калдарбека Абдраманова. Однако сам Абдраманов, выступая в прессе, говорит о необходимости строительства современного кардиохирургического центра в Кыргызстане.

    - Не только Кыргызстан, но и Россия нуждается в дополнительном внимании к этой отрасли медицины. Применительно к Кыргызстану, если брать в расчет его пятимиллионное население, то, согласно требованиям ВОЗ, в год необходимо проводить 5 тысяч операций на сердце с применением искусственного кровообращения и порядка 10-12 тысяч эндоваскулярных вмешательств посредством введения через вену катетера, с помощью которого расширяется коронарный либо другой сосуд. Иногда таким путем удается закрыть дефекты желудочков сердца. Ни Россия, ни Кыргызстан не отвечают пока этим требованиям, но в России число операций на сердце растет из года в год в геометрической прогрессии. Так что строить современную клинику в Кыргызстане необходимо, и президент Курманбек Бакиев во время беседы со мной с пониманием отнесся к данной проблеме и сказал, что окажет содействие в ее разрешении.

    - Как вы проводите свободное от работы время?

    - У меня его практически нет. Разве что относительно свободными можно назвать подобные поездки, как этот мой визит в Кыргызстан. Но и здесь график моего пребывания был предельно насыщенным. Я делал операции, участвовал в конференциях, встречался с разными людьми и специалистами.

    - Любите ли вы художественную литературу?

    - О, я большой почитатель литературы. Но читаю в основном классику. Также я хорошо знаю английский, и читаю серьезные книги на этом языке. В отличие от моей жены, которая любит детективы, как английские, так и современные русские.

    - Какой писатель вам ближе всего?

    - Очень люблю Горького. Рассказ Горького "Рождение человека". Ничего подобного нет в мировой литературе. Если вы не читали эту вещь, обязательно найдите и прочтите. Или возьмем "Жизнь Клима Самгина". Невозможно найти более тонкой, подробной истории русской интеллигенции периода, предшествующего первой русской революции, второй революции и первых лет после революции. Это потом стали говорить о "Докторе Живаго" как о произведении, которое отражает тот же период времени. Но это произведение не идет ни в какое сравнение с "Жизнью Клима Самгина". Или взять его знаменитое стихотворение "Песнь о Буревестнике". Ведь это шедевр мировой поэзии, который точно отражает и передает дух предреволюционных лет. И разве Горький виноват в том, что последующие послереволюционные события не оправдали этих высоких надежд?

    Вообще в нашей жизни происходит много удивительных вещей.

    Возьмем памятник Дзержинскому в Москве. Ведь это был архитектурный шедевр, в котором были заложены такие идеи, которых не было до этого. Но вот, представьте себе, это кому-то не понравилось, и его снесли. Так же, как ликвидировали памятник-шедевр, посвященный рабочему и колхознице.

    - А кто из современных писателей вам нравится?

    - Моим любимым современным писателем является Александр Петрович Потемкин, который написал много хороших вещей. Но, откровенно говоря, я люблю в первую очередь классику, я воспитан на русской и грузинской классике.

    - Расскажите немного о своей семье.

    - Мы с моей женой учились в одной группе. Окончили первый Московский медицинский институт. Сегодня она известный врач-терапевт, заведующая отделением. У нас две дочери, которые пошли по нашим стопам. Старшая - кардиолог-неонатолог, кандидат медицинских наук, в настоящее время завершает докторскую диссертацию, а младшая - врач-кардиолог, работает у нас в центре, защитила докторскую диссертацию. У каждой по двое детей - мальчик и девочка. Так что у меня четыре внука, но скоро ожидается пополнение.

    - Вы чувствуете себя счастливым человеком?

    - Похоже, я очень занятой человек, чтобы чувствовать это. Я делаю каждый день операции на сердце, и каждый случай требует особого подхода. Бывает, случаются такие сложные ситуации, когда от хирурга требуется неординарное решение, и я чувствую себя счастливым, когда нахожу оптимальный выход. О некоторых я помню долгие годы.

    Что касается награды кыргызского правительства, то это тоже для меня сюрприз. Я впервые приехал в Кыргызстан, но чувствую себя здесь как дома. Потому что здесь много моих учеников, единомышленников и соратников, здесь родился и вырос Иса Коноевич Ахунбаев, которого я знал по работе в Москве и считаю своим учителем. Вот почему кому, как не мне, чувствовать то, что переживает в эти дни кыргызский народ, как бы заново открывая для себя своего великого сына.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24650/


Распечатать: Лео Бокерия:  Ахунбаев был моим учителем РаспечататьОставить комментарий: Лео Бокерия:  Ахунбаев был моим учителем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лео Бокерия:  Ахунбаев был моим учителем Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007