Распечатать: "Кыргызкино" упразднили, не помиловали РаспечататьОставить комментарий: "Кыргызкино" упразднили, не помиловали Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: "Кыргызкино" упразднили, не помиловали Посмотреть комментарии

6 июня 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

"Кыргызкино" упразднили, не помиловали

    Свершилось. Национальный концерн "Кыргызкино" вошел в состав Минкультуры и информации. Избежать этого не удалось, несмотря на все чаяния группы кинематографистов во главе с Замиром Эралиевым. Спор киношников о лучшей доле отечественного кинематографа длится не первый год. Одни предлагают делать упор на развитие авторского кино, другие желают снимать фильмы, сулящие самоокупаемость и привлечение инвестиций. Есть и третьи - предпочитающие держать нейтралитет в сложившейся ситуации. Режиссеры выясняют отношения, обвиняя друг друга в бездействии, а тем временем близится намеченный на август II Иссык-Кульский кинофестиваль стран - участниц ШОС, в ожидании работы томятся съемочные группы режиссеров Бакыта Карагулова и Эрнеста Абдыжапарова. Этим летом "Кыргызфильм" планирует запустить два проекта - "Араб" по сценарию Юруслана Тойчубекова и "Влюбленный вор" Эрнеста Абдыжапарова. Как отразится упразднение "Кыргызкино" на деятельности наших кинематографистов?

    Замир ЭРАЛИЕВ, экс-президент НК "Кыргызкино"

    Отбросят на десяток лет

    - Когда я пришел в Госкино, его бюджет составлял четыре миллиона сомов. Сейчас он достиг сорока двух миллионов сомов. Такой рост доказывает, что мы становимся самодостаточной структурой. За это время сделано немало: два года назад мы провели первый Международный курултай-конференцию кинематографистов СНГ и Турции. В прошлом году состоялся Иссык-Кульский кинофестиваль стран - участниц ШОС, участниками которого стали свыше дюжины государств. Кроме того, наш кинофорум посетили голливудские звезды - Кэрри Хироюки Тагава и Арманд Ассанте. На фестиваль ушло приблизительно двенадцать миллионов сомов: три миллиона бюджетных, остальные - спонсорские. Многие коллеги придерживаются мнения, что лучше бы эти деньги потратили на создание новых картин. Но киноновинки еще появятся, правда, это будут фильмы, прокатная судьба которых станет успешной. Они окупят себя. Например, в этом году Кэрри Хироюки Тагава снимется в фильме казахстанских кинематографистов о баткенских событиях. Кино, снятое кыргызстанскими режиссерами самостоятельно, на сегодняшний день не имеет мирового проката. Его у нас в столичных кинотеатрах показывают два-три дня. Им нужно брать пример с режиссера Нурбека Эгена. Его фильм "Сундук предков" с бюджетом в миллион евро себя оправдал. Сейчас кинематографист трудится над созданием сериалов. Скоро на российском телевидении начнется премьера его многосерийной ленты "Сеть". У нас же все по старинке. Снятая "Кыргызфильмом" кинолента "Облако" обошлась госказне в пять миллионов сомов. Однако ее прокат не принес и пятисот сомов. Зачем снимать такое кино? На днях состоится премьера фильма "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова. Дай Бог, чтобы он окупил себя хотя бы на двадцать процентов. Мы должны создавать проекты, бюджет которых был бы не менее одного миллиона долларов, тогда дело сдвинется с мертвой точки.

    Являясь главой госконцерна, я имел возможность прийти на прием к президенту, к торага или премьер- министру с просьбой или инициативой. Результаты этих встреч не заставляли себя ждать. Впервые за годы независимости из бюджета страны были выделены средства на отечественную мультипликацию и дубляж фильмов мирового кинематографа на кыргызский язык. Молодые режиссеры вновь могут обучаться во ВГИК. Мы постепенно стали обновлять техническую базу "Кыргызфильма". Наше кино становилось на ноги. Отдать кинематограф в ведение Минкультуры - это значит уготовить ему роль рядового департамента, что отбросит киноиндустрию на десять лет назад.

    Акжол БЕКБОЛОТОВ, режиссер

    Не хочется вникать в скандалы

    - Такие перемены к лучшему. Многие из кыргызстанских кинематографистов ждали этого события более десятка лет. На деньги, которые уходили на содержание "Кыргызкино", можно было снимать по два фильма в год. Надеюсь, у "Кыргызфильма" теперь появится возможность поддержать начинания молодых режиссеров. Например, я свои первые шаги в кино сделал благодаря стараниям инициативной группы "10+", в состав которой входят кинематографисты, душой болеющие за сохранение и развитие отечественного кино. Они ищут иностранных спонсоров, чтобы дать нам возможность проявить себя. Местные частные киностудии также не остаются в стороне - желающие могут стажироваться у них. На "Кыргызфильме" тоже можно практиковаться, правда, там устаревшая техническая база. Вообще не хочется вникать во все эти финансовые скандалы. Деньги тратились не по назначению. Крайних не найдешь. В убытке остался кинематограф, который и так переживает не лучшие времена. У молодых киношников нет возможности развернуться. Полученных дома знаний не хватает. Приходится искать в Интернете бесплатные режиссерские курсы. Слышал, что на Иссык-Кульском кинофестивале Замир Эралиев договорился с руководством "Мосфильма" о бесплатной стажировке наших режиссеров на российской киностудии. Насколько мне известно, никто еще там не был.

    Бакыт КАРАГУЛОВ, директор национальной киностудии "Кыргызфильм" имени Т. Океева

    Лед тронулся

    - Войти в состав Министерства культуры мы должны были гораздо раньше. Киноструктуры всех постсоветских республик давным-давно подчиняются одному ведомству, что положительно сказывается на результатах их деятельности. У нас только сейчас появилась возможность возродить отечественный кинематограф. Мы не должны воспринимать эту реформу с болью. Нужно отдавать себе отчет, что не стоит зацикливаться на интересах одного человека. И тогда лед тронется.

    На содержание штаба "Кыргызкино" уходит немало денег. Было бы лучше, если бы на эти средства молодые режиссеры снимали фильмы. До недавнего времени "Кыргызфильму" приходилось выбивать финансы для создания новых картин. Вместо, скажем, нужных пяти миллионов сомов нам давали три. Где оседали остальные, до сих пор неизвестно. В кинематографе не было прозрачности. Несмотря на то, что концерн возглавлял Замир Эралиев - киношник со стажем, проблем не уменьшилось.

    Что касается нового руководства, то курированием киноструктуры теперь займется статс-секретарь Минкультуры и информации Мукталы Бектеналиев, который в свое время не один год трудился на посту председателя Госкино. Он не понаслышке знает кинематографическую "кухню". Кроме того, деньги на развитие отечественного кино будут напрямую поступать из Минфина.

    Самое главное - мы получили свободу и возможность трудиться коллегиально. Диктаторство ушло на второй план.

    Татьяна, художник

    Наедине с проблемами

    - Среди творческих людей всегда происходят трения и стычки - в искусстве не бывает одинаковых мнений. Только зачем выносить сор из избы? Решать проблемы нужно путем дискуссии, а не с помощью покровителей во властных структурах. Сняли Эралиева, пришел Бектеналиев - на мой взгляд, такая смена мало кого заинтересует. Страна привыкла к ротации кадров в руководящих кругах. Людей волнуют конкретные действия, направленные на возрождение отечественной культуры. Однако складывается впечатление, что чиновникам больше заняться нечем, кроме как опробовать новые кресла. В итоге режиссеры, художники, музыканты по-прежнему остаются наедине со своими проблемами. Кино снимают малобюджетное. Живописцы переквалифицировались в прикладников и работают на европейского потребителя. Музыканты с академическим образованием развлекают публику столичных кафе.

    Нужно менять отношение к культуре. Если говорить о кинематографе, то режиссерам стоит печься о художественной стороне фильмов, а не об их самоокупаемости. На мой взгляд, переходить к капитализму в нашем искусстве рано. Мы должны создавать глубокие произведения, которые помогут в воспитании подрастающего поколения.

    Надежда ПОПОВА, корреспондент "МСН"

    Не бросаться в крайности

    Нам обещали освободить Бюбюсару Бейшеналиеву из заточения во дворе (!) иностранного отеля. В фойе Русского театра драмы со статусом национального проходят кошачьи выставки. Внешняя отделка оперного крошится на глазах: лепнина и скульптуры на его фронтоне того и гляди посыплются на зевак. Залы Музея ИЗО реставрируют казахстанские банкиры. Станет ли кинематограф исключением из таких "правил"...

    - "Кыргызфильм" славился на весь Советский Союз своими кадрами и качеством выпускаемых фильмов, - поделился воспоминаниями классик кыргызского кино Альгимантас Видугирис. - По рекомендациям "Мосфильма" и "Ленфильма" к нам приезжали проявлять отснятые кинопленки режиссеры соседних республик. Сейчас после многолетнего застоя кыргызский кинематограф наконец-то начинает возрождаться, и тут в дело вступают люди, ничего не понимающие в кинопроизводстве. Даже я, если бы мне предложили руководить "Кыргызкино", отправился бы в Москву повышать квалификацию.

    - При "Кыргызкино" есть коллегия, занимающаяся курированием не только производства, но и контролем киносети, - сообщил председатель Союза кинематографистов КР Таалайбек Бапанов. - Вот здесь как раз и нужны реформы. Государственные субсидии на ремонт кинотеатров и клубов позволят заняться прокатом фильмов наших режиссеров.

    - В прошлом году нам удалось провести на должном уровне свой кинофестиваль, - заметил Альгимантас Видугирис. - Опыта в организации таких кинофорумов не было. Но мы справились. В результате отечественные кинематографисты получили немало интересных предложений от зарубежных коллег. Иностранцы готовы вкладывать деньги в совместные проекты, которые будут иметь успех как у нас в стране, так и за рубежом.

    - Возможно, Замира Эралиева нам Бог послал, - говорит киновед Гульбара Толомушова. - Не знаю к чему все эти распри. Вместо того чтобы выяснять отношения, лучше бы занялись реализацией начатых проектов.

    "Портфели они все горазды носить, уважаемая Гульбара, а дело как стояло, так и стоит", - хочется сказать главной киноманке страны.

    "Боже мой, о чем вы пишете, - среагировал на заметку "Парз для миллионов" читатель-зритель. - Какой фильм, какие награды? Вы сами смотрели эти фильмы? Это в лучшем случае курсовые работы студента-первокурсника. Тому, под чьим руководством молодежь постигает азы, самому еще многому нужно научиться, хотя бы тем же азам кино".

    Я смотрела "Парз...". Впечатления не ахти. Сюжеты многих картин, созданных за последние годы, примитивны и совсем не цепляют. Если говорить о художественном и операторском мастерстве, то здесь полный откат. Кинематографистов давно лишили возможности практиковаться. Сейчас, чтобы снять короткометражку, нужно самому искать деньги. И тут в дело вступают продюсеры, диктуя свои условия. Философскую задумку режиссера выворачивают наизнанку, беспокоясь об интересе массовой аудитории к будущему фильму. Или наоборот, кинематографист погружается в авторское кино, рискуя быть не понятым зрителем. Стоит ли в одиночку бросаться в крайности, если есть золотая середина - совместная работа на благо страны.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23242/


Распечатать: "Кыргызкино" упразднили, не помиловали РаспечататьОставить комментарий: "Кыргызкино" упразднили, не помиловали Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: "Кыргызкино" упразднили, не помиловали Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.3733

EUR 80.8583

RUB   1.0983

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007