Распечатать: Доколе быть бедными родственниками? РаспечататьОставить комментарий: Доколе быть бедными родственниками? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Доколе быть бедными родственниками? Посмотреть комментарии

18 марта 2008

ЭКОНОМИКА

Доколе быть бедными родственниками?

    Бог не обидел нас водными ресурсами. В Кыргызстане формируется 50 кубических километров поверхностных или речных вод, еще 13,7 куб. км протекает под землей. Если учесть, что из этих ресурсов более 85 процентов поставляется в сопредельные государства, то управление водно-энергетическими ресурсами приобретает для нас важное стратегическое значение.

    Мир изменился. Любая страна борется за свои ресурсы. Кыргызстан никогда не нарушал принципы добрососедства и взаимопонимания с соседями. Мы считаем, что зарождающиеся у нас реки, неся свои воды в соседние страны, должны вызывать у соседей понимание того, что государства Центральной Азии взаимосвязаны и обречены жить вместе.

    Кыргызстан никогда не забывал и то, что страны нижнего течения имеют исторически сложившиеся права по каждой реке получать устойчивую выгоду от сельскохозяйственного и промышленного производства и удовлетворять социально-коммунальные потребности населения.

    В то же время за последние годы наши соседи без консультации с нами стали в одностороннем порядке применять рычаги экономического давления, используя свои природные ресурсы. В частности, природный газ и нефтепродукты, которыми Кыргызстан не располагает, завышенные железнодорожные тарифы, препятствия в реализации электроэнергии, связанной с пропуском воды из Токтогульского водохранилища для них, обеспечение транзита и равных прав трудовых мигрантов и др. Чем больше Кыргызстан шел на уступки по водно-энергетическим вопросам, тем больше у них возникало претензий. В этих условиях мы вынуждены обращаться к мировому опыту использования межгосударственных водотоков, используя свои права как страна, на территории которой они формируются. Перед нами встал вопрос о необходимости изменения порядка управления водными ресурсами, доставшимися нам от союзного государства.

    Причина тому - отсутствие единой водно-энергетической политики в отношениях с соседними странами. Водными ресурсами реки Нарын распоряжались энергетики, за остальные реки, а их около 30, несущие свои воды в соседние страны, отвечал государственный орган водного хозяйства. Мы должны интересы энергетиков, водников, гидрологов и других объединить в государственную стратегию. В мире ни одна страна так не относится к своим водным и энергетическим ресурсам, как мы. Например, при суммарном годовом стоке воды по рекам Чуй, Талас, Аспара, Куркуреу и Каркыра 7 млрд кубов нас обязали пропускать братскому Казахстану 3,8 млрд кубов. Но фактически уходит в среднем 4,8 млрд кубов воды. При этом у нас самих в летний период значительные пахотные площади Чуйской и Таласской долин остаются без живительной влаги.

    На юге все водные ресурсы объединены понятием Нарын-Сырдарьинский бассейн. Говоря об этом бассейне, узбеки и казахи учитывают пропуски воды только по руслу реки Нарын, то есть по створу Токтогульского водохранилища, годовые стоки которых составляют в среднем 12,5 млрд кубов, в том числе 6,5-7 млрд летом. О 20 больших реках, 5 крупнейших водохранилищах и 8 каналах, не входящих в бассейн реки Нарын, которые подают еще 19 млрд кубов воды братскому Узбекистану, мы никогда не говорили.

    Кажется, мы просто забыли о том, что на нашей территории имеются Андижанское, Папанское, Керкидонское, Касан-Сайское, Тортгульское, Орто-Токойское и Кировское водохранилища. Из них мы берем для себя только 7 процентов воды. Вся вода идет соседям бесплатно, а мы несем большие расходы по эксплуатации и техническому содержанию.

    Сегодня мы никакими обязательствами по подаче воды и электроэнергии с соседями не связаны. Соглашение от 1992 года между пятью государствами по совместному управлению водными ресурсами нами не ратифицировано и не имеет международного правового статуса. Из соглашения от 1998 года по использованию водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьи Узбекистан и Казахстан давно вышли, не выполняя его основных условий. Что касается нашего участия в межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии пяти государств, то оно просто солидарное, ее решения носят рекомендательный характер, хотя наши партнеры установили лимиты забора воды из наших рек для всех государств, в том числе и для нас. Нет эффективного механизма для разрешения споров относительно использования международных водотоков. В этих условиях могут быть только новые цивилизованные водно-энергетические отношения между государствами. Мы должны разработать и ввести в действие основные принципы управления водно-энергетическими ресурсами, установить полный контроль над водными ресурсами, идущими в соседние страны.

    Нужна единая государственная водно-энергетическая политика, возведенная в ранг национальной стратегии. Важно не законодательное закрепление новой водно-энергетической доктрины, а единая государственная дисциплина в этом деле. У нас до сих пор нет общественного согласия, и мы имеем разгул политических амбиций в вопросах использования водно-энергетических ресурсов. И в этой ситуации лидеры нашего государства должны взять ответственность на себя и сказать: "Теперь мы будем строить свои водно-энергетические отношения по-новому, исходя из мирового опыта, с учетом всех исторических и других обстоятельств". В конце концов вода - это наш природный ресурс, а электроэнергия - это продукция, которую мы производим.

    Особое место здесь занимает река Нарын. Ее бассейн периодически испытывает маловодные, многоводные или нормальные по водности годы. В зависимости от этого объемы Токтогульского водохранилища меняются. Поэтому пропуски воды зависят от гидрологических условий года. Стоки Нарына накапливаются и хранятся в многолетнем режиме в каскаде водохранилищ только для того, чтобы подать воду странам нижнего течения в нужное время и в необходимом количестве. И эта услуга Кыргызстана согласно мировому порядку должна быть оплачена. Мировое сообщество располагает богатым опытом и более 40 межгосударственными соглашениями на этот счет. Даже США платят Канаде за регулирование стоков реки Колумбия посредством каскада водохранилищ. Мы должны разработать научно обоснованные расчеты по определению стоимости услуг по подаче воды, исходя из наших издержек. Они должны учитывать и ту выгоду, которую получают страны нижнего течения.

    Вторая составляющая наших принципов - это ежегодная и обязательная покупка у нас вырабатываемой электроэнергии во время летних пропусков воды из Токтогульского водохранилища. Речь идет о гарантированном приеме Узбекистаном и Казахстаном до 2 млрд кВт.ч с ежемесячной оплатой в валюте. В случае соблюдения этих условий мы гарантированно обеспечиваем поставку летом ирригационной воды: 6 млрд кубов в нормальный год, 7 млрд - в маловодный и 4 млрд - в многоводный.

    Режим пропуска воды в течение года по Нарыну определяется только правительством страны. Здесь мы не нуждаемся в советах международных экспертов и региональных организаций. Нам все время навязывают неприемлемый режим зимних пропусков воды по каскаду Токтогульских водохранилищ. Свой независимый режим нам нужен для того, чтобы зимний дефицит электроэнергии покрыть мощностями каскада Токтогульских ГЭС, а со временем вовсе прекратить выработку электроэнергии на Бишкекской ТЭЦ. Электроэнергия ТЭЦ нам обходится примерно в 50 раз дороже, чем энергия Токтогульских ГЭС. Также не должна идти речь о компенсации поставляемой электроэнергии углем, газом или мазутом. Уголь для Бишкекской ТЭЦ мы поставим из Таш-Комура, Кызыл-Кии и Сулюкты. У нас нет дефицита электроэнергии, есть коррупция и безответственность, а также некомпетентность людей.

    Все 30 речных водотоков, не относящихся к бассейну реки Нарын, 8 крупнейших водохранилищ в русле этих рек и 12 капитальных бетонных каналов подают воду землям соседей. А мы несем большие расходы по их содержанию. Упущенная выгода от затопления более 48 тыс. га пашни до сих пор нам не оплачена. Сегодня каждый такой водохозяйственный объект должен иметь межгосударственный статус, закрепленный в межправительственных документах. Следует разобраться с приграничными гидропостами на реках, чтобы отслеживать стоки, регулярно информировать о них соседей.

    Возможности нашей электроэнергетики известны всем. Без каскада Нарынских ГЭС не может функционировать Центрально-Азиатская объединенная энергетическая система, призванная обеспечивать устойчивость энергопотребления стран Центральной Азии. Мы, поставляя дешевую электроэнергию, годами ждем, когда они заплатят нам за нее. Сейчас уже нельзя допускать такого. За поставленную электроэнергию они должны платить ежемесячно и валютой. Компенсация поставками других ресурсов недопустима, ибо сразу появляется коррупция, сомнительные сделки.

    Вызывает определенные сомнения достоверность учета перетока электроэнергии из наших ГЭС в объединенную энергосистему Центральной Азии. При несовершенных приборах учета электроэнергии в высоковольтных сетях, идущей сперва в Узбекистан, а затем в Казахстан, - все возможно. Тем более диспетчерский центр объединенной системы находится в Ташкенте. Хотя он является оператором по перетокам энергии между государствами Центральной Азии, равноправного представительства всех государств там нет. Представители Кыргызстана в этом центре не работают, и всеми делами ведают специалисты из Узбекистана.

    Значение нашего каскада ГЭС по регулированию частоты в электроэнергетических сетях Узбекистана и Казахстана тоже должно быть достойно оценено. При постоянном обвале частоты в их сетях мы начинаем выдавать мощности наших станций для ее регулирования. Сейчас мы просто обязаны четко отрегулировать наши электроэнергетические отношения с указанными государствами, исходя из значимости потенциала, которым мы владеем.

    Базарбай МАМБЕТОВ, международный эксперт по энергетике.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22232/


Распечатать: Доколе быть бедными родственниками? РаспечататьОставить комментарий: Доколе быть бедными родственниками? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Доколе быть бедными родственниками? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.3208

EUR 78.9344

RUB   1.0664

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007