Распечатать: Старая мельница. Но все само собой уже не перемелется РаспечататьОставить комментарий: Старая мельница. Но все само собой уже не перемелется Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Старая мельница. Но все само собой уже не перемелется Посмотреть комментарии

31 августа 2007

ПЕРЕКРЕСТОК

Старая мельница. Но все само собой уже не перемелется

    Фермеры в Кыргызстане отказываются от выращивания хлопка. Из-за резкого снижения цен на мировом рынке на эту сельскохозяйственную культуру и повышения ее себестоимости они стали переходить на возделывание риса. Та же история и с пшеницей, килограмм которой на базаре сегодня стоит дешевле, чем порция мороженого.

    Зерно в том, что жив я натуральным хозяйством

    - На днях смотрел телесюжет о том, что только в одной Джалал-Абадской области посевные площади хлопчатника в сравнении с прошлым годом сократились почти на треть. А на высвобожденной земле местные дехкане стали выращивать рис и бахчевые. Чиновники комментировали этот факт как личную головную боль, потому что рисовые поля пожирают очень много воды. Из-за этого чуть ли не привычным делом стали и драки на водоразделах. Охранять задвижки в арыках заставляли даже милиционеров, которых обозленные сельчане тоже регулярно колотили.

    Конечно, из-за дорогой солярки, баснословных цен на удобрения и на услуги сельхозтехники южанам невыгодно выращивать хлопок. Как, впрочем, и нам зерно. Кстати, мою пшеницу скосил заезжий набожный комбайнер из Прииссыккулья. Местные дерут здесь со своих три шкуры, а иссыккулец за свою работу взял с нас, как говорится, по-божески.

    Дехкан с юга я прекрасно понимаю - прибыли от хлопка практически нет. Его продолжают выращивать лишь те, кто, как и я, жив натуральным хозяйством. Поскольку это еще и хлопковое масло, жмых для скота и топливо, на котором дехкане пекут лепешки.

    Посудите сами, у меня небольшое стадо коров. Есть также козы, овцы и лошади. Здесь в Чуйской области зерно я выращиваю не на продажу, не для города, а для того, чтобы безбедно прожить зиму и прокормить скот. Продаю только излишки. И кто может заставить меня выращивать пшеницы больше? Кто прикажет мне сеять ее на той земле, где у меня растут подсолнечник и картофель, без которых моя семья так же, как и пенсионеры в крупных городах, начнет протягивать ноги?!

    За большими деньгами сегодня на селе уже никто не бежит - научены горьким опытом. Пример - та же Таласская область, где не так давно в погоне за призрачной прибылью все кинулись выращивать фасоль и... прогорели. А вспомните, как в позапрошлом году на картошке пролетели иссыккульцы, кочкорцы, кеминцы! Поскольку помощи сегодня фермерам ждать неоткуда, мы и не рассчитываем на власть, на город, на банкиров с их грабительскими кредитами, а надеемся только на самих себя...

    Cаматбек АЛЫБАЕВ, фермер из села Уч-Эмчек Ысык-Атинского района.

    А кто поможет нам?

    - Фотографируйте, я никого не боюсь. Ни представителей местных властей, ни налоговиков, ни каких-либо других проверяющих. Приедет президент, и ему скажу, что снизить цены на лепешки, которые мы здесь печем, нельзя. Иначе работа будет в ущерб себе.

    Конечно, мы слышали про правительственную "помощь" - зерно из госрезерва. Но где оно? А между тем мука становится все дороже и дороже с каждым днем. Если еще в понедельник мешок на Аламединском базаре стоил 930 сомов, и мы могли продавать лепешки по 6 сомов, то сегодня нам муку привезли уже по 970.

    Да, место у нас бойкое. И хлеб мы печем, как для себя. Поэтому токочи идут нарасхват и среди местных на ГЭС-1, ГЭС-2, и среди тех, кто едет по трассе в Алматы и назад. Но сегодня приходилось краснеть и опускать глаза, когда наши постоянные покупатели начинали корить: мол, почему подняли цену до семи сомов? Вначале с мужем объясняли им, что в очередной раз подорожала мука, а затем просто плюнули и решили поработать один день в убыток: опять снизили цену лепешки до шести. Но ведь вечно это продолжаться не может.

    Мы тоже смотрим телевизор. Знаем, что чиновники в связи с повышением цен на хлеб обещают всем помощь, кто имеет к его производству отношение. Но почему никто еще не сказал ни одного слова в адрес мелких частников, которые владеют не промышленными пекарнями, а лишь одним тандыром?..

    Зияда САТТАРОВА, предприниматель, хозяйка частного тандыра по выпечке лепешек в пригородном селе Аламудун.

    ЗаХЛЕБнулись мы не сегодня, а двумя-тремя годами раньше

    - Для обеспечения продовольственной безопасности страны нам нужно около полутора миллионов тонн пшеницы. Например, в 2001 году было засеяно 470 тысяч гектаров и получено около 1,3 миллиона тонн зерна. А в нынешнем году под пшеницу вспахали лишь 390 тысяч гектаров, в закрома заложили порядка 800 тысяч тонн.

    Резкая тенденция уменьшения площадей стала наблюдаться после того, как при сохранении стабильной закупочной цены на пшеницу стали дорожать ГСМ, удобрения, запчасти к сельхозтехнике. Но дефицита продовольственного зерна местный рынок не чувствовал, потому что выручали казахстанцы, которые стабильно в течение последних лет поставляли в нашу республику пшеницу твердых сортов по низким ценам.

    В этом году ситуация изменилась. По объективным причинам Казахстан поднял прежнюю цену на зерно вдвое. Соответственно, в рознице стал дороже стоить и хлеб.

    Но нельзя сказать, что государство не видело складывающегося положения дел. Беспокоиться мы начали задолго до повышения цены на хлеб и разработали соответствующую программу. Суть ее сводилась к увеличению урожайности, поскольку другой причиной отказа фермеров от выращивания пшеницы явилось и отсутствие хороших семян, из-за чего урожайность этой культуры упала до 40 процентов.

    Не секрет, что сохранившиеся семеноводческие хозяйства сегодня не имеют необходимой научно-технической базы и даже земли. Последнюю они арендуют в местных айыл окмоту. А главы сельских управ (особенно на юге) дерут за нее с производителей семян три шкуры.

    Предлагаемые нами меры как раз и направлены на их поддержку. Но для этого ежегодно требуется порядка 40 миллионов сомов. После того как в семеноводческих хозяйствах вырастят и репродуцируют суперэлиту и элиту, семена на эти 40 миллионов сомов купит государство, а затем в виде товарного кредита передаст их фермерам. В этом мы и видим выход из создавшейся ситуации. Уже подготовлен соответствующий проект постановления, который нашел поддержку в правительстве.

    Сложившаяся ситуация с продовольственным зерном, я думаю, будет исправлена. Можно держать под пшеницей намного меньше площадей, но урожаи получать куда большие. Но, конечно, должна работать вся система. А ведь случалось и такое: вырастили семена, а их не берут. Грех, но элиту, от которой отказывались фермеры, производители были вынуждены пускать на муку. Я уверен, пшеницей мы можем не только обеспечить себя, но и выгодно ею торговать.

    Что касается производства хлопка-волокна, то сосредоточено оно в основном в Джалал-Абадской и Ошской областях. Например, в 2001 году сбор хлопка там был рекордным, и выращенный сырец быстро разошелся по покупателям. Но в последние годы цены на него стали падать. И стратегическое сырье у производителей начало зависать.

    Чем-либо помочь последним государство не может. Дело в том, что перерабатываем мы у себя в стране лишь десять процентов от выращенного хлопка, а остальное продаем за границу. Конечно, на уровне правительств регулярно проводятся переговоры с крупными потребителями, но заставить их покупать наш хлопок по выгодным для дехкан ценам мы, конечно, не можем.

    Выход здесь только один. Нужно строить собственные не хлопкоочистительные, а хлопкоперерабатывающие предприятия. Или же снижать его себестоимость и повышать урожайность, как, например, это успешно делают китайцы, за счет современных технологий. И в этом дехканам государство также будет помогать.

    Аскарбек САГЫНБАЕВ, заведующий отделом развития растениеводства Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности.

    Припекло. Терпеть уж нет мочи...

    - Беру хлеб в одном и том же месте. Государственного-то сейчас уже ничего нет. А владелец частного магазина, который находится рядом с бывшим кирпичным заводом "Красный строитель", где и живу, цену какую захочет, такую и устанавливает. Хлеб, который еще месяц назад мы покупали за пять сомов, сегодня продают уже по семь.

    Конечно, пенсионеры - народ законопослушный. Но когда-нибудь терпение лопнет и у нас. Пенсия, вы сами знаете, горькие копейки. После того как заплатишь за свет, уголь, газ, раньше аккурат оставалось только на один хлеб. А теперь этих грошей и на него не хватает...

    Разве сейчас война? Разве разруха? Обленился, разбаловался народ, и дисциплины нет никакой. Разве нельзя навести порядок? Разве трудно накинуть узду на спекулянтов? Конечно, мы слышали, что госрезерв по приказу из "Белого дома" разбронировали. Спрашивается, куда это зерно ушло? Выходит, разворовали, если хлеб как был дорогой, так и остался.

    Сельчан-то я понимаю, у меня самого родственники в деревне живут. Кушают они там, может быть, чуть-чуть сытнее, чем старики в городе, но тоже не жируют, как те, которые на иномарках ездят.

    А вообще цены растут как на дрожжах. На все: на овощи, молоко, масло, мясо. Раньше государство не только приказывало директорам совхозов и председателям колхозов, но и контролировало, что, где и сколько сеять. Потом эти хозяйства разворовали, распродали. Вот теперь и пожинаем то, что сами посеяли...

    Василий ЗАЙЦЕВ, пенсионер, 70 лет.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19783/


Распечатать: Старая мельница. Но все само собой уже не перемелется РаспечататьОставить комментарий: Старая мельница. Но все само собой уже не перемелется Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Старая мельница. Но все само собой уже не перемелется Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007