Распечатать: Кто ответит за разграбление? РаспечататьОставить комментарий: Кто ответит за разграбление? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кто ответит за разграбление? Посмотреть комментарии

21 августа 2007

ЭКОНОМИКА

Кто ответит за разграбление?

    Наша страна упустила шанс запустить к середине 90-х годов по крайней мере 50 предприятий и начать добычу золота на 3-4-х месторождениях. Если бы это случилось, экономический потенциал, социально-политический облик Кыргызстана сегодня были бы иными, а международный престиж и инвестиционная привлекательность выше. Разрушив плановую экономику, мы не смогли создать новую. Руководители страны не поняли исключительную важность этого отрезка времени, не были наделены способностью созидать в новых условиях суверенного существования.

    У нас около 10 разведанных месторождений золота промышленной разработки. Самые значимые - Макмальское, Кумторское, Джеруйское, Талдыбулакское Левобережное, Солтонсарыское, Терексайское, Куранжайлооское, Андашское. После 1986 года, когда был введен Макмальский золоторудный комбинат, задействовать другие крупные месторождения с максимальной пользой для страны нашим лидерам не хватило элементарной порядочности. В 1994 году они подписали изначально преступное соглашение на разработку Кумтора с канадской компанией "Камеко", которая через некоторое время без труда и вложений полностью захватила одно из крупнейших месторождений в мире. Затем ей приподнесли еще прилегающую к Кумтору территорию, где канадцы разведали дополнительные запасы золота. Используя нашу бездарность, "Камеко" крепко надула нас и по сей день грабит страну, за бесценок вывозя каждый год в среднем 15-16 тонн золота. Всего за 10 лет канадцы вывезли его около 190 тонн. Преступление кыргызских властей против своего народа налицо.

    Ни Кыргызалтын, ни Минфин, ни налоговые службы республики не могут сегодня опубликовать, что мы на деле имеем от Кумтора. Эти данные, видимо, опасны для огласки, лучше их спрятать подальше. Спрашивается, зачем скрывать их от своего народа, придется же когда-то сказать всю правду! Даже Жогорку Кенеш, в течение 15 лет постоянно возвращаясь к Кумтору, не может докопаться до истины. Сейчас здесь сложилась непростая ситуация: одни здравствующие чиновники, понимая содеянное ими по Кумтору, боятся за свои преступления, другие, вроде бы непричастные, просто не хотят громкого скандала. И все хотели бы, чтобы история Кумтора была забыта и стерта из памяти народа.

    Считаю необходимым обратить внимание только на основные преступления, совершенные читновниками против государства и народа. Бывшие руководители страны и их спо-

    движники по золотому делу должны ответить перед народом за:

    - подписание правительством грабительского генерального соглашения с "Камеко Корпорейшн" от 30 мая 1994 года;

    - согласие на удорожание сметной стоимости строительства Кумторского золоторудного комбината на 176 млн. долларов против 276 млн., утвержденных в ТЭО и в генеральном соглашении при отсутствии обосновывающих документов;

    - согласие на упразднение в 1994 году Совета директоров по разработке Кумторского месторождения, где кыргызскую сторону представляли 6 человек из 9;

    - аферу с реструктуризацией проекта "Кумторское золото" в 2003 году вопреки решению Жогорку Кенеша не делать этого;

    - решение о передаче Кумторского месторождения в собственность вновь созданной компании "Центерра голд инк", дочернему предприятию "Камеко Корпорейшн";

    - криминальную продажу 18 % активов нашего государства в проекте кумторского золота за 84 млн. долларов США в г. Торонто (Канада) с выплатой этой стоимости в течение 10 лет. Через месяц эти активы там же оценивались в 200 млн. долларов;

    - дачу разрешения канадской компании на дополнительную разведку прилегающих территорий Кумтора в целях пополнения карьерных запасов золота при отказе "Камеко" от подземной разработки, предусмотренной в генеральном соглашении, а также выдачу лицензии на разработку разведанных запасов в 200 тонн;

    - размещение хвостохранилища с цианидами в русле реки Арабельсуу, являющейся истоком реки Нарын;

    - подписание договора и продажа всего добываемого кумторского золота иностранной компании по цене от 340 до 460 долларов за тройскую унцию, тогда как много лет назад мировая цена превысила 600 долларов, а 19 июня текущего года фиксинг на Лондонской золотой бирже был установлен в 649,99 доллара;

    - создание неразберихи с выплатой концессионного платежа 4 доллара США за каждую тройскую унцию добытого золота, предусмотренного в генеральном соглашении правительства с "Камеко";

    - неприменение экспортной пошлины на вывоз из страны золотого сплава и аффинажного золота, предусмотренного в Налоговом кодексе Кыргызской Республики. В результате только этого за 10 лет в казну страны не поступило около 1 млрд. долларов США.

    - незаконное предоставление дочерним предприятиям "Камеко" в Кыргызстане многих налоговых льгот, в том числе по НДС, налогу на прибыль, земельному налогу, и освобождение от других обязательных платежей в течение первых 5 лет эксплуатации месторождения.

    А. Акаев несет основную долю ответственности, так как он лично давал указание на разработку Кумтора с канадской компанией "Камеко". Недавно он признался, что она была рекомендована ему Б. Бирштейном. Со временем он должен сказать все, что случилось со страной за годы его правления - срок прошел достаточный, чтобы осознать и пережить все. В то же время все валить на него было бы несправедливо. Наиболее тяжелые преступления совершили его приближенные, наделенные властью и полномочиями. Текст генерального соглашения составлялся канадцами, никто толком в него не вникал, проведение независимой международной экспертизы исключалось, руководители кыргызских государственных регулирующих и контролирующих органов подписывали документы в основном без замечаний. За каждым случаем невероятных злоупотреблений и преступлений стоят конкретные чиновники с именами и фамилиями, их подписи - на всех документах. Цена всего этого - 2 млрд. долларов, не поступившие в казну. Расследование преступлений по кумторскому золоту обязательно должно состояться, без этого нельзя, иначе мы никогда не станем нормальным государством. Какие бы заслуги они ни имели, мы должны отдать их в руки правосудия, пусть это будет первым громким делом в Кыргызстане против чиновников в высших эшелонах власти и уроком на будущее. Коррупция практически уничтожила всю экономику страны и нарушила сносную жизнь граждан. Пока президент республики не решится на расследование этих преступлений, народ будет смотреть на власть с подозрением, общество не обретет спокойствие, мы не станем жить лучше. Надо понимать, что мы не обойдемся без создания специального бюро по расследованию коррупции, законодательно наделенного исключительными полномочиями. Следователи этого органа должны без оглядки расследовать деяния любого служащего и министра, повлекшие тяжкие последствия. По их требованию должны представляться любые банковские счета и банковские документы подозреваемых, их жен, детей и подставных лиц, а государственные органы обязаны выдавать им любую информацию, касающуюся подследственного. Не от хорошей жизни президент России создал следственный комитет, призванный заниматься расследованием наиболее крупных преступлений должностных лиц. Создание президентом страны Национального совета, а также Агентства по предупреждению коррупции - это имитация борьбы с коррупцией, двухлетняя их деятельность ровным счетом ничего полезного стране не принесла.

    Компания "Камеко" в мае с. г. заявила об увеличении расходов на добычу золота до 212 долларов за унцию и о трехкратном увеличении капитальных затрат в целом по проекту. Искусственное увеличение расходов путем завышения закупочных цен материалов, которое наши органы не могут проверить, - это известный ход транснациональных компаний. Схема скрытого перевода прибылей из беднейших стран на зарубежные счета действует безотказно. Если производственные затраты все время растут, значит, прощай распределяемая прибыль. Бедный Кыргызстан и раньше-то ничего из прибыли совместного предприятия не получал, а сейчас тем более, когда наша доля в разрабатываемом месторождении золота осталась 16 %.

    Давайте сделаем грубый подсчет наших расходов и выгод от Кумтора. Все-таки он находится в нашей республике, и мы имеем какие-то права на него. С 1994 года до момента получения первого золота в 1997 году мы вместе с канадцами потратили якобы 452 млн. долларов. В течение последующих 7 лет вся выручка от продажи золота ушла на погашение банковского кредита. Эту работу выполняла компания-оператор "Кумтор оперейтинг компани" (КОК). Она в течение 5 лет также была освобождена от многих налогов. Значит, в эти годы и по линии основных обязательных налогов, и по линии распределяемого дохода от продажи золота в бюджет страны попадали крохи. К этому времени канадцы успели параллельно создать еще две дочерние компании - "Кумтор голд компани" и "Кумтор майнинг компани", которые манипулировали всеми доходами и деньги переводили на зарубежные счета. Когда наступил 2003 год и нужно было ожидать получения Кыргызстаном дохода от своей доли в Кумторе, канадцы предложили реструктуризацию проекта. Она состоялась вопреки решению Жогорку Кенеша. На 16-процентную долю Кыргызстана сейчас практически мало что выпадает из распределяемого дохода. Подозревают, что все канадские специалисты, получающие в месяц от 10 до 15 тыс. долларов, никогда не платили подоходный налог, а наши кыргызские рабочие получают зарплату в размере 15-20 тыс. сомов в месяц. Когда в республиканской прессе появилась информация о том, что компания КОК в прошлом году в бюджет страны заплатила всего 85 млн. сомов всего совокупного налога, руководство налоговой инспекции страны дало опровержение, сообщив, что она заплатила 97 млн. сомов. Но ведь речь шла в целом не об этом, а о системном, крупномасштабном грабеже страны, в котором не последнию роль сыграли налоговики.

    Если мы хотим, чтобы впредь что-то поступало в казну от горнодобывающих предприятий, то должны срочно ввести закон о взимании рентной платы с каждого месторождения полезных ископаемых. Она не должна быть связана с результатами производственной деятельности и ежегодно выплачиваться в форме твердой ренты с передаваемого на разработку месторождения. Рента не зависит от получаемого дохода, который иностранные компании, как правило, не показывают. Мы долго позволяли разбазаривать наше золото и теперь должны вернуть украденное народу Кыргызстана.

    Драматична судьба Джеруя. Одно из самых богатых месторождений в Центральной Азии тоже оказалось в центре кыргызской коррупции. В 1991 году его отдали Госконцерну "Кыргызалтын", в 1993 - американской фирме "Морисон Кнудсен", а в 1997 право на разработку получила легендарная "Камеко" и через девять месяцев отказалась. Затем появилась компания "Оксус", создавшая вместе с "Кыргызалтыном" ЗАО "Талас голд майнинг компани", которое за шесть лет дважды лишалось лицензии и не торопилось вкладывать средства. Теперь уже нынешняя власть вытащила некую австралийскую компанию "Глобал голд". Что она из себя представляет, никто не знает. Информация, поступающая из доступных нам СМИ, говорит, что за душой этой компании ничего нет, она создана накануне получения лицензии. Скандалы и неповиновение таласцев властям, наверное, связаны с этим. В завершение этой эпопеи в настоящее время все вышеуказанные компании, побывавшие на Джеруе, судятся с Кыргызалтыном по поводу возврата вложенных денег и упущенной выгоды. Только "Оксус" претендует на 300 млн. долларов.

    Скандальную историю имеет и месторождение Талдыбулак Левобережный. Его сперва засватали малайзийцам, затем австралийской компании. После их развода тут же появилась неизвестная казахстанская компания, которая за 2 года после получения лицензии не торопится вкладывать средства в разработку месторождения, зато постоянно успокаивает нас, печатая в наших газетах свои байки-сказки.

    Когда же мы научимся профессионально, по-государственному распоряжаться золоторудными месторождениями? Правильно делают наши соседи. Правительство Узбекистана совместно с иностранной компанией "Ньюмонт" создает СП "Заравшан" и в 1994 году начинает добычу золота на месторождении Мурунтау с содержанием 1,5 грамма золота в тонне руды. Такая руда считается самой бедной, выгода заключается в извлечении золота из готовых отвалов горной переработки. Каждую тонну отвала СП покупает у государства, и это приносит ежегодно 13-15 млн. долларов. Данный проект обошелся в 225 млн. долларов, окупился за 2 года, ежегодно выдает до 15 тонн золота высшей пробы, и, самое главное, Узбекистан получает здесь почти 75 процентов прибыли. Джеруйская руда содержит 4,6 грамма золота в тонне, и ни одна компания не собирается покупать у нас эту богатую руду, но заполучить задарма чистые слитки золота хотят все. Узбеки пригласили нужные компании также на месторождения Амантайтау, Зармитан и другие. Сегодня Узбекистан ежегодно добывает более 100 тонн золота в год. В бытность CCCР он добывал немногим более 40 тонн.

    Какие же уроки мы должны извлечь из бездарной разработки месторождений золота и кумторского в частности?

    Первое - это то, что АО "Кыргызалтын", выступая от имени правительства по разработке золоторудных месторождений, полностью дискредитировало себя и подлежит реорганизации. Бывшие руководители этой организации, обладая правительственными полномочиями, совершили особо крупные преступления. Следует создать управляющий государственный орган, способный обеспечить новые подходы к делу и эффективное управление золотыми месторождениями.

    Второе - принять государственную стратегию по разработке полезных ископаемых, которая имела бы силу закона. Недопустимы любые отклонения от стратегии и установленного порядка в этом деле.

    Третье - к разработке месторождений приглашать только известные профильные иностранные компании, имеющие большой опыт и потенциал для развития.

    Четвертое - только одна компания-оператор может быть допущена к управлению проектом, не допускается создание дочерних и афелированных компаний.

    Пятое - управляющая компания или совместное предприятие два раза в год декларирует итоги финансовой деятельности, особенно в части платежей в бюджет страны.

    Шестое - тщательно подбирать кадры, которые будут заниматься разработкой месторождений. Это должны быть менеджеры нового поколения с безупречной репутацией и свежим взглядом на вещи.

    Базарбай МАМБЕТОВ, заслуженный строитель Кыргызской Республики.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19663/


Распечатать: Кто ответит за разграбление? РаспечататьОставить комментарий: Кто ответит за разграбление? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кто ответит за разграбление? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.1798

EUR 80.0687

RUB   1.0522

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007