Распечатать: Помощь пришла РаспечататьОставить комментарий: Помощь пришла Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Помощь пришла Посмотреть комментарии

16 января 2007

ТРАГЕДИЯ

Помощь пришла

    Автокараван столичной мэрии во главе с вице–мэром Ильей Клименко доставил в Кочкорский район гуманитарный груз на 3 миллиона 183 тысячи сомов.
    Колонна из 26 фур, нагруженных одеялами, одеждой, продовольственными продуктами и стройматериалами, прибыла в район во второй половине минувшей пятницы. Сюда же пришел “бусик” с медиками — врачи пробудут в районе неделю. Мы с фотокорреспондентом несколькими часами раньше въехали в Кочкорский район и увидели целехонькие постройки. И где же развалины? Или уже все заново возвели? Обманчиво первое впечатление. Только вышли из машины, люди повели показывать свои уже нежилые мазанки. Внутри разруха, трещины в стенах, на потолках. В некоторых домах стены вообще обвалились. Жить здесь невозможно.
    — Ютимся не в доме, а во времянке, — сетует Кенжебек Бакеев из села Жаны–Жол. — Каждый день добавляются трещины. Как будем жить дальше, не знаем. Скоро потеплеет, и все рухнет. Что делать?
    Во времянке в одной комнатушке возле печки ютятся старушка, жена и ребенок. Пока только радуются сахару, маслу и муке (первую гуманитарку в виде продуктов питания доставило Общество Красного Полумесяца). У Кенжебека, сварщика по специальности, два месяца нет работы…
    — Чем живем? Скот разводим, землю пашем. Безработных очень много, молодые уехали в Россию, Казахстан на заработки. Ощущаем нехватку рабочей силы, — замечает один из представителей молодежи, сопровождавший нас в пути.
    — Бывает, нас трясет, но чтобы так сильно, с разрушениями — первый раз. Ночью на улицу голыми практически выбежали. Здесь не живем — стена отходит. Семьдесят процентов — это негодные дома, — говорит депутат районного совета Жанышбек Сейитбеков.
    В день нашего приезда все ждали 15 января. К этому времени эмчээсники пообещали до конца исследовать дома и определить степень тяжести разрушения. Исходя из этого, распределяется самое ценное из гуманитарки — стройматериалы. Дом Алмаза Эшеналиева комиссия обследовала и пообещала ссуду.
    — Мы с семьей в вагончике живем, — говорит Алмаз. — Специалисты МЧС сказали, что каждые тридцать лет надо строить дома заново, но где деньги взять?
    90 процентов всех домов района выстроены из самана.
    — Из–за чего тряхнуло? Как думаете?
    — Стабильность должна быть в республике, чтобы люди все работали. Земля реагирует на неспокойную обстановку, — считает кочкорский народ. — Молимся Богу.
    — Нам бы сюда психологов, — просит Кенжебек Бакеев. — У меня до сих пор шок не прошел.
    — На Новый год даже шампанского не выпили, только сок. Хоть бы такое больше не повторилось. Аллаха благодарим, что живы остались. Сейчас земля мороженная, держит дома, а в марте?
    — Мой сын, инвалид второй группы, купил в прошлом году за сто шестьдесят тысяч сомов этот дом, — показывает Шария Алтыбаева. — Теперь он негоден.
    Одинокая Таалайбюбю Кобогонова единственная, кто пострадала физически. У нее сотрясение мозга и ушибы на теле. В злополучную ночь она спала возле печки, которая и обрушилась. Один из саманных кирпичей угодил прямо в голову. Из завала ее вытащили люди. На днях Таалайбюбю выписали из больницы. Теперь кочует по родственникам. Депутат в нашем присутствии пообещал лично оказать помощь пострадавшей. Надеемся, так и случится.
    — Работаю охранником. Зарплата пятьсот сомов, и сын безработный, — добавила, в свою очередь, Таалайбюбю.
    У двух бабулек — Салкын Карыповой и Соонунбюбю Султановой — по восемь детей и пенсия мизерная. Чтобы заработать дополнительно, они стоят на обочине дороги и продают машинное масло. Их дома более или менее сохранились, поэтому дети и внуки живут у старушек.
    — Землетрясение нарушило все наши планы, — сказали нам в сельской управе села Жаны–Жол. — В связи с указом и.о. премьер–министра Феликса Кулова мы должны были со второго по пятнадцатое января этого года провести перепись скота. Едва успеваем. Заодно надо провести перепись проживающих в нашем районе — уточнить количество. Скоро нужно готовиться и к посеву. Теперь не до этого.
    Сейчас все кочкорцы озабочены одной проблемой — где взять стройматериалы? Как выяснилось в разговоре с жителями, продукты питания, одежда в этой ситуации — не главное. Жили ведь раньше, и было что поесть и надеть, как, впрочем, и сейчас, а вот с материалами для строительства всегда возникали проблемы. Цемент, шифер и так далее вообще самый больной вопрос. Купить в районе невозможно, а если и есть возможность, то за очень большие деньги, которых в этой глуши нет. “Нас интересуют строительные материалы. Пять килограммов сахара — это не спасение”, — говорит одна из жителей Зейнат. К ее мнению присоединились еще с десяток сельчан, окруживших нас. Кстати, продукты питания, которые получили в руки кочкорцы, тоже, по словам пострадавших, делят нечестно.
    — Кто громче и чаще кричит, тот и получает, — замечает Зейнат. С ней соглашаются остальные и при этом еще раз подчеркивают, что лучше бы выделили цемент, шифер, лесоматериалы.
    Кто же следит за доставкой гуманитарки и получают ли помощь все жители? На этот вопрос ответил зам. губернатора, руководитель аппарата областной госадминистрации, начальник (на данный момент) областного штаба по чрезвычайным ситуациям Асхат Апсамотов:
    — Первый гуманитарный груз — продукты питания по линии международных организаций — завезло Общество Красного Полумесяца. На четыреста семей положено по пятьдесят килограммов муки, по двадцать пять килограммов риса и сахара, десять литров растительного масла. Всего продуктов на миллион двести сорок тысяч сомов. Распределить гуманитарку со всех регионов республики райгосадминистрация распорядилась сельским управам, так как они в курсе всех местных событий, больше знают, кто и как живет, кому что нужно и в каких количествах, знают, кому в первую очередь дать гумпомощь, например самым обездоленным, инвалидам.
    Распределением занимается специальная комиссия из глав сельских управ, депутатов районного кенеша, НПО, социальных работников, молодежного и женского комитетов, представителей суда аксакалов.
    Однако, как подчеркнули жители, питание в первую очередь достается родственникам и так далее. Давление оказывается и на службу МЧС, которая устанавливает категорию разрушения домов (разрушения классифицируются по пяти степеням).
    — Но на уговоры жителей повысить категорию мы не поддаемся, — утверждает старший оперативной группы Алмабек Айдакеев.
    Если категория высокая, соответственно и материалов дадут больше или ссуду выделят.
    — Всего помощь оказана на одиннадцать миллионов сомов, — сказал Айдакеев. — Острая необходимость в стройматериалах. Большинство домов построено без проекта, с нарушением строительных норм. Используют саман, местные стройматериалы. Кирпич, дерево не применяют. Ситуация осложняется.
    — Получение ссуды — это очень длительный процесс, который решает Департамент жилищного строительства. На очереди по республике стоят семь тысяч жителей.
    В Кочкорском районе 31 село. 26 декабря в 14 часов МЧС начало обследовать дома, которых всего 13268. Из них пострадало 6880. С 3 января приступили к детализации состояния каждого дома.
    Недовольств со стороны жителей поселка Кочкор по поводу работы МЧС тоже достаточно. Вот сын пожилой женщины пришел и ругался, почему дом его матери комиссия обошла стороной, а она долго ждала и выглядывала в окошко. В результате у нее случился инфаркт. В штаб пришла еще одна жительница и тоже упрашивала, чтобы исследовали здания на одной улице.
    — Полностью осмотрели все села района, за исключением Кочкора и дальних кошар, — отметил Айдакеев.
    В минувшую субботу спасатели планировали закончить работу и распределить гуманитарку (стройматериалы).
    По словам специалиста, в последствиях землетрясения есть одна особенность — пострадали стеновые конструкции.
    — Классический вариант, — рассказывает Айдакеев, — когда боковая стена отходит на двадцать сантиметров.
    Кстати, до полного восстановления в районе закрыли три школы. В штабе оперативной группы МЧС затрудняются сказать, когда здания заново выстроят. Понятно, что процесс длительный. Хотя жители надеются, что с первого февраля дети пойдут в школу… Асхат Апсамотов тоже переживает:
    — Еще одна беда — куда будем возить ребят на учебу? Не хватает утепленных домов, палаток, сборных щитовых домов. Мы своими силами также пытаемся помогать, не надеясь на правительство, другие районы. По распоряжению губернатора области всем главам областных организаций и учреждений дано распоряжение обойти и осмотреть дома. Налоговая инспекция, предприятие линейного управления автомобильных дорог и другие помогли.
    Между прочим, по словам старожилов, в 18—20 километрах от поселка Кочкор находится озеро. Если бы трещина земной коры пошла дальше, то Балыкчы, Кочкорский район были бы затоплены. “Слава Богу, трещина не дошла до озера”, — говорят жители.
    На сегодняшний день население Кочкорского района нуждается в магазине строительных материалов, который бы открыли по линии МЧС и продажа велась по цене изготовителя; в помощи Гослесагентства республики по лесоматериалам; в угле, поскольку из–за отсутствия твердого топлива идет двойной расход электроэнергии, трансформаторные подстанции не выдерживают нагрузки и выходят из строя.
    Юлия СУШКОВА.
    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16898/


Распечатать: Помощь пришла РаспечататьОставить комментарий: Помощь пришла Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Помощь пришла Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007