Распечатать: Чингиз Айтматов: Кыргызстану необходимо придерживаться президентско–парламентской формы правления РаспечататьОставить комментарий: Чингиз Айтматов: Кыргызстану необходимо придерживаться президентско–парламентской формы правления Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чингиз Айтматов: Кыргызстану необходимо придерживаться президентско–парламентской формы правления Посмотреть комментарии

24 октября 2006

ПОЛИТИКА

Чингиз Айтматов: Кыргызстану необходимо придерживаться президентско–парламентской формы правления

    Об особенностях кыргызской дипломатии, успехах и упущениях внешней политики Кыргызстана с приходом новой власти, политической ситуации в стране в интервью информагентству “АКИpress” рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге Чингиз Айтматов.
    — Вы много лет работаете послом, в чем, на ваш взгляд, особенность кыргызской дипломатии? Как развивается наша дипломатия?
    — Вы правы, я работал еще послом Советского Союза в Люксембурге, в последние годы являюсь послом КР в странах Бенилюкса и Франции. Наша дипломатия очень молода, ей всего 15 лет, но за это время наша страна стала узнаваема многими внешнеполитическими инициативами, стала играть свою геополитическую роль в сердце Центральной Азии как страна, предоставившая свою территорию в борьбе антитеррористической коалиции стран НАТО с 2001 года. Немаловажную роль играет компонент Организации Договора о коллективной безопасности, также находящийся на территории КР с 2003 года. Я считаю это уникальным явлением, где две базы, находящиеся у нас, выполняют свои поставленные задачи по обеспечению региональной безопасности. И в наших внешнеполитических интересах продолжать тот курс, который будет направлен не на превращение нашей территории в противостояние двух организаций, а на взаимодействие в борьбе с новыми трансграничными вызовами и угрозами, за мирный Кыргызстан и в целом стабильный и безопасный Центральноазиатский регион.
    Несомненно, в новых внутриполитических условиях перед кыргызской дипломатией стоят серьезные цели и задачи, как улучшение имиджа КР, содействие в реализации демократических преобразований, экономической составляющей и поддержание безопасности.
    Пользуясь случаем, хотел бы отметить еще один момент — это открытие Дипломатической академии при МИД КР, которой в этом году исполнилось 5 лет. Это весьма важно для нашей молодой дипломатии, поскольку вуз такого плана практически является кузницей кадров — дипломатических работников Кыргызстана.
    — Что вы можете сказать по поводу проводимой сегодня Кыргызстаном внешней политики?
    — Очевидно, что за более чем полтора года после мартовских событий 2005 года Кыргызстаном предпринимались шаги по проведению внешней политики на углубление и расширение взаимоотношений на региональном, евразийском и глобальном уровнях. Вы помните, что Кыргызстан сразу же заявил о своей приверженности ранее достигнутым договоренностям, международным обязательствам и о продолжении курса на многовекторность и сбалансированность внешней политики. В укрепление этого тезиса достаточно четко было отмечено в Послании президента КР К. Бакиева парламенту и народу Кыргызстана 27 сентября т. г. в части, касающейся внешней политики Кыргызстана и ее приоритетных направлений, сфокусировавшей внимание на прагматизме и в первую очередь национальных интересах страны, учитывая как внутриполитические изменения в стране, так и протекающий процесс изменений на геополитической и геоэкономической карте мира. Весьма заметно ориентирование Кыргызстана на укрепление добрососедских, дружественных и союзнических отношений со странами — соседями Центральной Азии, направленных на развитие процессов интеграционного и регионального сотрудничества. Не могу не отметить активизацию сотрудничества с нашим великим соседом — КНР, стратегическим партнером, оказывающим большую поддержку и помощь Кыргызстану.
    Я полагаю, что КР последовательно следовала этому курсу, о чем свидетельствуют официальные и рабочие визиты президента КР в Казахстан, Узбекистан, Россию, КНР, Турцию и другие страны, участие в саммитах высокого уровня международных организаций, подписание важных договорно-правовых документов по активизации двустороннего и многостороннего сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной областях, в сфере безопасности.
    Уверен, что ожидаемая обновленная Концепция внешней политики КР будет содержать новую, конструктивную внешнюю парадигму, которая будет исходить из интересов народа, для объединения народа и достойной жизни народа и, безусловно, во имя развития благоприятного внешнего окружения.
    — Что изменилось во внешней политике Кыргызстана после мартовской революции, прихода новой власти? Какие успехи и упущения можете отметить?
    — Как я уже отмечал, с первых дней после революции Кыргызская Республика заявила о своей приверженности продолжению курса на многовекторность и сбалансированность, ранее принятым международным обязательствам как в двусторонних, так и многосторонних форматах. Приоритетом стратегического сотрудничества и партнерства являются РФ, КНР, США, ЕС, страны ЦА, СНГ и др. При этом хотел бы отметить некоторое смещение акцентов, как упор на развитие экономической дипломатии, создание благоприятных внешних условий для экономического развития страны и привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику, формирование конкурентоспособной экономики страны, тем самым обеспечение повышения уровня жизни граждан КР. Упущений не припомню.
    — Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Кыргызстане и действия руководства республики?
    — Как вы знаете, после мартовской революции в Кыргызстане произошли кардинальные перемены, и, я считаю, прежде всего в сознании народа. За прошедшее время страна пережила довольно сложный период, но благодаря мудрости и терпению нашего народа временные трудности были преодолены, экономика Кыргызстана удержалась на плаву и постепенно показывает признаки оживления и роста.
    Наиболее важным политическим событием стали президентские выборы 2005 года. Народ выразил поддержку президенту К. Бакиеву и его планам по усовершенствованию открытого демократического общества, борьбе с коррупцией, развитию экономики, решению социальных проблем. Конечно же, можно только приветствовать действия нового руководства страны, сделавшего приоритетом повышение благосостояния народа и решение животрепещущих социальных вопросов, которые в течение длительного времени оставались без должного внимания. Полагаю, многие со мной согласятся в том, что в заслугу новому руководству Кыргызстана нельзя не поставить ряд достижений, некоторые из которых я перечислю: это строительный бум, включая целенаправленные действия по строительству жилья для госслужащих, рост налоговых и таможенных поступлений и, как следствие, повышение заработной платы, обеспечение школьников завтраками. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. На этом пути особенно важными становятся политическая стабильность и согласие, решение всех спорных вопросов на основе демократических принципов. Безусловно, не все получается как задумано, бывают и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Сегодня Кыргызстан все еще переживает процесс обновления, накопившиеся за прошлые годы негативные явления тянут нас мертвым грузом назад, связывают нас по ногам, не давая возможности двигаться. Только единство и сплоченность позволят нам совершить мощный рывок и, освобождаясь от груза прошлых лет, перешагнуть в более справедливое и лучшее будущее.
    — Сейчас высказываются разные мнения относительно стратегических партнеров Кыргызстана. Появились идеи, что надо выбирать новых стратегических партнеров (кроме России, США и КНР). Ваше мнение по этому вопросу?
    — Многовекторность всегда была характерной чертой нашей внешней политики, однако эпоха глобализации и все более популярные прагматические принципы заставляют нас как небольшое государство выбирать внешнеполитические ориентиры и стратегическое партнерство. Кроме традиционного “треугольника” — США, Россия и Китай, в голову сразу же приходит сотрудничество с экономическим гигантом, эталоном интеграционных процессов Европейским союзом и мощным военно-политическим альянсом НАТО. Интересно, что в обоих случаях концепция “партнерства” является основополагающей: наши отношения с ЕС развиваются в рамках Соглашения о сотрудничестве и партнерстве 1995 года, а с НАТО мы взаимодействуем в рамках программы “Партнерство ради мира”. Из названий документов и программ с ЕС и НАТО становится очевидно, что мы строим настоящее партнерство с этими организациями и они представляют для нас стратегическую важность. Партнерство с ЕС в сфере экономики, торговли, привлечения инвестиций, демократизации и прав человека, укрепления границ и борьбы против наркотрафика отвечает нашим сегодняшним стратегическим целям. Взаимодействие с НАТО в борьбе с международным терроризмом, проведении оборонной реформы, реагировании на стихийные бедствия, развитии науки и новых технологий также соответствует актуальным задачам, поставленным перед нашей страной. Все более усиливающийся и расширяющийся Европейский союз превращается в один из основных полюсов влияния в современной международной политике и мировой экономике. Успешные миротворческие операции НАТО в Афганистане, Дарфуре и Косово превратили альянс в наиболее эффективный глобальный инструмент по предотвращению и реагированию на конфликты. Стратегический потенциал партнерства с ЕС и НАТО огромен и неисчерпаем. И Кыргызстану нельзя упускать любой возможности воспользоваться этим потенциалом.
    — Сейчас идет процесс обсуждения конституционной реформы в стране. Основной вопрос связан с выбором государственной формы правления. Как вы считаете, какая форма правления приемлема для Кыргызстана?
    — Я не буду повторяться об очевидной важности выбора приемлемой для Кыргызстана той или иной формы правления, но хотел бы отметить, что необходимо учитывать нашу специфику и реалии сегодняшних требований, в частности приверженность построению реальной демократии, прозрачности и верховенству закона. Пока мы не научимся уважать закон, быть законопослушными, никакая форма правления не сможет предоставить нашему обществу стабильное и безопасное развитие государства. Широкие дискуссии в обществе о конституционной реформе, о форме государственного правления — президентской, смешанной или парламентской, волнуют каждого кыргызстанца, поскольку это будущее нашей страны, и я уверен, что никто не хочет жить в стране, где не будут гарантированы и соблюдены элементарные права человека, где не будет четкого разграничения ветвей власти и, соответственно, ответственности. Несмотря на образованность нашего общества, многие все же не знают Конституции КР и законов нашей страны, это сигнализирует о том, что за все годы независимости мы не смогли создать действенного правового механизма, действенной государственной структуры, политической системы, которая бы обеспечивала нормальную жизнедеятельность общества и государства. В этой связи назрела безусловность проведения конституционной реформы, и я за ту политическую систему, за ту конституционную реформу, которая направлена на развитие общества и государства, на экономическую самодостаточность, на качественный и безопасный уровень жизни всего народа. Лично я придерживаюсь точки зрения, что необходимо на данном этапе нашей жизни придерживаться президентско-парламентской формы правления.
    АКИpress.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16009/


Распечатать: Чингиз Айтматов: Кыргызстану необходимо придерживаться президентско–парламентской формы правления РаспечататьОставить комментарий: Чингиз Айтматов: Кыргызстану необходимо придерживаться президентско–парламентской формы правления Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Чингиз Айтматов: Кыргызстану необходимо придерживаться президентско–парламентской формы правления Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8500

EUR 78.0539

RUB   1.0807

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007