Распечатать: Миссия наблюдателей СНГ — зеркало российской политики? РаспечататьОставить комментарий: Миссия наблюдателей СНГ — зеркало российской политики? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Миссия наблюдателей СНГ — зеркало российской политики? Посмотреть комментарии

1 февраля 2005

"ДЕМОКРАТИЯ"

Миссия наблюдателей СНГ — зеркало российской политики?

    На прошлой неделе председатель Исполкома СНГ Владимир Рушайло привез в Бишкек долгосрочных международных наблюдателей от СНГ. Краткосрочные приедут за три дня до выборов. Но штаб миссии уже создан и начинает функционировать.
    В минувшую пятницу ЦИК организовала пресс–конференцию, на которой выступили высокий московский гость и наш глава Центризбиркома. Владимир Рушайло был благородно сдержан (по крайней мере, до тех пор, пока журналисты не “достали” его своими вопросами). Сулайман Иманбаев сиял от счастья в связи с присутствием в Кыргызстане наблюдателей от СНГ.
    Вот вкратце, что сказал Предисполкома СНГ Владимир Рушайло.
    — Сегодня мы открыли миссию международных наблюдателей от СНГ на выборах в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики… На первом этапе долгосрочного наблюдения за выборами в КР с сегодняшнего дня на постоянной основе приступило 3 наблюдателя СНГ, впоследствии их количество увеличится. Наблюдатели СНГ прибывают для исполнения своих функций, как правило, за несколько дней до начала голосования. Мы предполагаем, что краткосрочных наблюдателей будет более ста человек. Они получают в штабе миссии необходимые справочные и информационные материалы и аккредитационные удостоверения. Знакомятся с работой избирательных комиссий и посещают избирательные участки. В день голосования в штаб миссии наблюдателей будет стекаться вся информация о посещении ими избирательных участков, в том числе из Центризбиркома, будет готовиться проект текста итогового заявления.
    В избирательном законодательстве КР заложены нормы, обеспечивающие открытость, гласность и демократичность избирательного процесса. Так, политические партии активно участвуют в формировании избирательных комиссий. Кандидатуры, представленные партиями, утверждаются без процедуры избрания. Широкие полномочия в наблюдении за избирательным процессом предоставлены кандидатам, представителям политических партий, общественных объединений и СМИ. Четко определен порядок подготовки списков избирателей, предоставления возможности проголосовать досрочно, а также полномочия участковых комиссий на внесение изменений в списки избирателей в день голосования. Все это позволяет надеяться на то, что избиратели, желающие принять участие в выборах, смогут реализовать свои права. В качестве позитива можно также отметить внесение в Кодекс о выборах таких изменений, как предоставление внутренним наблюдателям возможности мониторинга, использование чернил во избежание многократного голосования, возможность организации второго тура в округах, где ни один из кандидатов не набрал 50 процентов голосов.
    Политический спектр страны накануне выборов достаточно широк. Среди кандидатов в депутаты представители 12 политических партий, представляющих все слои общества. На наш взгляд, учитывая национальные традиции, социальную структуру Кыргызстана, можно было бы учесть опыт выборов, к примеру, в Узбекистане, где для удобства многодетных избирателей были организованы специальные комнаты матери и ребенка, пункты питания и здравпункты. Эти нововведения, которые, на наш взгляд, проявляют заботу об избирателях, мы обсуждали и с руководством республики, и с руководством и членами избирательной комиссии.
    Со 2 февраля, после окончания регистрации кандидатов в депутаты, начнется этап предвыборной агитации. Мы надеемся, что он пройдет в соответствии с подписанными на III Республиканской конференции “Институты гражданского общества и выборы” документами. Имеются в виду принятый Меморандум СМИ и журналистов КР, участвующих в освещении выборной кампании 2004–2005 годов “За честные выборы”, и Соглашения между политическими партиями и избирательными блоками о правилах ведения агитации в ходе выборов 2004–2005 годов. Мы приветствуем эти процессы и считаем, что они являются важным элементом обеспечения честных, законных и справедливых выборов.
    К вопросу о международном наблюдении в странах Содружества. Начиная с 2001 года Исполкомом СНГ было организовано наблюдение за проведением 18 выборов и референдумов в 8 странах Содружества. Только во второй половине прошлого года мы осуществляли наблюдение за досрочными выборами президента Чеченской Республики в России (29 августа 2004 года), выборами в мажилис парламента Республики Казахстан (19 сентября), выборами палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и проведением республиканского референдума (17 сентября), выборами в законодательную палату Алии Мажилиса Республики Узбекистан (26 декабря). Ну и выборы президента Украины, которые проходили с 31 октября по 26 декабря прошлого года.
    Касаясь нашего взаимодействия с другими наблюдателями. Мы при осуществлении наблюдения взаимодействуем как с внутренними национальными наблюдателями, так и с международными наблюдателями. Прежде всего это миссии БДИПЧ/ОБСЕ, ПАСЕ и что касается наших коллег и партнеров из ОБСЕ, то в практику уже введено проведение регулярных встреч в день выборов в той или иной стране Содружества. Таких выборов с руководителями миссии в прошлом году мы провели 6. Но здесь /в Кыргызстане/ будет на постоянной основе работать основное количество наблюдателей буквально во всех регионах, округах, которые постараются посетить максимальное количество избирательных комиссий на местах.
    Председатель ЦИК Сулайман Иманбаев подчеркнул исключительно важное практическое и политическое значение работы на выборах наблюдателей именно из стран Содружества.
    — Причина простая: мы вышли из одной исторической общности, имеем общий менталитет, общую культуру. И наблюдатели, которые приезжают без переводчиков, будут чувствовать и оценивать более объективно, более реально. К сожалению, когда наблюдатели через переводчиков наблюдают, многие вещи не так понимают. Мы всего 14 лет живем в новых демократических условиях, всего вторые–третьи выборы проводим в этих условиях. Хотя мы в Советском Союзе тоже говорили, что мы проводим демократические выборы. Там много было очень интересного и хорошего. Вместе с тем там выборов как таковых не было — безальтернативные, и так далее.
    Вот эту нашу правовую культуру, наши законы, конечно, лучше всех понимают наши друзья из государств Содружества, и это, я считаю, будет более объективное, более правильное наблюдение. И мы рады будем приветствовать, максимально будем обеспечивать все необходимые условия, которые требуются от ЦИК, избирательных окружных и участковых комиссий. Отношение к миссии Исполкома СНГ будет самое приветливое, доброжелательное, мы будем рады и будем надеяться, что наши выборы будут проводиться действительно справедливо, честно, в соответствии с демократическими нормами, без внешнего давления, без давления улицы, без митингового давления.
    Я прессу и всю общественность всегда прошу: давайте будем проводить выборы действительно демократично, чтобы каждый гражданин мог свободно голосовать. Я обращаюсь к органам власти, к правоохранительным органам, политическим силам. У нас должна быть одна задача: проводить выборы честно, справедливо, но свободно, без внешнего давления на избирателей, на избирательные комиссии. Большое спасибо, я надеюсь, Владимир Борисович, что мы после 27 февраля, а второй тур будет происходить, разумеется, 13 марта, мы встретимся с прессой и перед всей нашей страной сможем сказать, что мы выборы провели достойно, действительно по демократическим стандартам.
    Затем Владимир Рушайло ответил на вопросы журналистов.
    Газета “Замана”: — Что вас беспокоит в Кыргызстане перед выборами?
    — Официальные заявления мы делаем по итогам выборов. Единственное, что меня может беспокоить, — это то, о чем сказал Сулайман Иманбаевич.
    “Вечерний Бишкек”: — У нас введена в практику маркировка пальцев. Где еще проводится на территории СНГ такая процедура и насколько она соответствует правам человека?
    С. Иманбаев: — Я думаю, что я скажу…
    — Вопрос был адресован г–ну Рушайло.
    В. Рушайло: — В обязанности нашей миссии входит целый ряд функций. Прежде всего это оценка избирательного процесса и правовая экспертиза избирательного законодательства. Если законодателем принят такой порядок, то он должен выполняться, поскольку это норма права.
    При наблюдении на территории СНГ пока такой порядок мы встречали в Грузии. В других странах — нечто подобное мы наблюдали в Афганистане, но по другим причинам.
    Кор. “МСН”: — Я была международным наблюдателем в Украине во время второго тура выборов и на переголосовании. Читая ваши отчеты после выборов, я была очень удивлена тем, что во втором туре вы не наблюдали каких–либо серьезных нарушений, влияющих на результаты голосования. Тогда как делегация от Кыргызстана (70 человек) убедилась в том, что нарушения были массовые. А итоги переголосования вы объявили “неправильными” и привели в пример выборы в Узбекистане — так же, как и нам сегодня. Миссия наблюдателей от СНГ — это зеркало политики России. Сулайман Иманбаевич так рад сегодня, очевидно, ожидается, что вы будете работать в полном согласии с нашей ЦИК, нашим “Белым домом” и поддерживать Аскара Акаева и его близких родственников?
    — Мы работаем в структурах СНГ и не скрываем, это наша официальная работа. Когда вы задаете вопрос, чьи интересы мы отражаем, такая постановка вопроса у меня вызывает недоумение. Естественно, мы отражаем интересы Содружества независимых государств, а никак не каких–то других западноевропейских организаций. Я бы не отождествлял политику и миссию наблюдателей от СНГ только с политической линией России. Вы сказали, что видели массу нарушений во втором туре. Мы встречались со штабами одного и другого кандидатов. У нас есть целая подборка нарушений, если интересно, мы их покажем. Причем мы это открыто показывали всем. На наш взгляд, действительно были нарушения во втором туре. Но, на наш взгляд, в итоге на результаты второго тура не повлияли.
    Мне, в принципе, ваша позиция ясна. Можно задать вам встречный вопрос? Насколько я понимаю, итоги третьего тура — переголосования — вы одобряете? Скажите пожалуйста, если по ходу избирательного процесса Рада принимает дополнения в избирательное право, согласно которым количество открепительных талонов в процентном соотношении на каждом избирательном участке изменяется с 5 процентов до 0,8 процента — это нормально, законно? Целый ряд избирателей, которые выполняют функции, связанные со спецификой их деятельности (работники транспорта, все работники, которые были задействованы по охране общественного порядка), по законодательству Украины в этот момент реально проголосовать не смогли. Это более миллиона человек. Еще один момент. Не разрешили голосование на дому, за исключением узкого круга лиц, которые должны были предоставить еще соответствующие медицинские документы о том, что они не инвалиды первой группы. Мы сделали запрос в соответствующее министерство Украины, сколько же таких людей. По экспертным оценкам, их число колебалось от двух до четырех миллионов человек. И получили ответ: их более двух миллионов.
    Скажите, миллион и плюс два миллиона — это существенная цифра для Украины? Мы считаем, что да. В результате в своем заявлении мы так и написали. Позиция наша аргументированная. И она не на эмоциях основывается, не на сплетнях, вы извините, кто чей родственник, а на том, что мы видели и наблюдали.
    Агентство “Ассошиэйтед пресс”: — Почему достаточно часто ваши оценки выборов отличаются от мнения миссии БДИПЧ/ОБСЕ? Например, выборы в Узбекистане вы оценили положительно, а БДИПЧ/ОБСЕ считает, что они не соответствововали международным стандартам?
    — Я приведу пример. Мы встречались с руководителями миссии в Узбекистане, на местах входили в контакт с международными наблюдателями. В некоторых местах мы нашли очень позитивные отклики наблюдателей ОБСЕ по тому, что они видели на стадии подготовки и проведения выборов в Узбекистане. Мы даже сняли ксерокопии и отдали руководителю миссии оценки их исполнителей. Когда мы ему задали вопрос, какие недостатки он видит, он отметил только два факта: что ему показалось, что программы всех пяти партий похожи как две капли воды одна на другую. Но, простите, это из области идеологии и не относится непосредственно к процедуре подготовки и проведения выборов. И, на наш взгляд, не является предметом оценки наблюдателей.
    И второй факт: он сказал, что на участках не нашли серьезных нарушений. Но есть факт жалоб и заявлений, что отдельные физические лица не были зарегистрированы. Но это компетенция Центризбиркома, судебных органов. Когда мы этот вопрос подняли в этих инстанциях, нам объяснили, что в законодательстве есть ряд препятствующих факторов: ряд людей имели судимости, ну и другие, так сказать, формальные признаки, по которым им было отказано в регистрации. Следующий момент, на который обратили внимание наши коллеги из ОБСЕ. Они сделали запрос в Центризбирком, попросили представить протоколы заседания избирательной комиссии. Им в этом на первом этапе отказали. Они посчитали это серьезным нарушением. Все. Этим круг замечаний был ограничен.
    Что касается фактов. Мы с ними наблюдаем одни и те же факты. Они делают предварительные заявления, которые озвучивают на следующий день после выборов, затем они ведут свою работу в течение месяца–полутора, иногда двух по составлению окончательного документа. Здесь мы можем только предполагать, что в этот момент влияет на окончательную оценку.
    Радио “Азаттык”: — Как нам известно, во время президентских выборов в Украине после второго тура, когда было объявлено, что победил Виктор Янукович, наблюдатели под вашим руководством из стран СНГ сказали, что было все нормально, не было почти никаких существенных правонарушений. Но Верховный суд Украины все отменил, признал, что было очень много правонарушений. А после переголосования, когда победил представитель оппозиции Ющенко, наблюдатели из стран СНГ сказали, что было очень много правонарушений. Ряд международных организаций и экспертов говорят, что именно наблюдатели из СНГ просто поддержали бывшую власть Украины в лице Януковича. Не повторится ли такая картина в Кыргызстане? Есть опасения, что будет такая картина.
    — Понятно. Я постараюсь развеять ваши опасения. Вы немножечко передернули целый ряд фактов. Это чистое манипулирование. Второй тур, если память мне не изменяет… Вы, наверное, обратили внимание, что в течение нескольких дней не объявлялись результаты голосования. Были предварительные итоги по процентам. А все это было сделано председателем Центризбиркома гораздо позже. Мы на следующий день после второго тура, даже не имея предварительных данных по итогам голосования, сделали свое заявление. В его основу ложатся не итоги выборов, не результаты того, кто победил, а только то, что мы наблюдаем на стадии подготовки и в день проведения голосования.
    Что касается переголосования, то бишь события 26 декабря. Мы когда узнали, что Ющенко победил? Это было уже в январе месяце — де–юре. А заявление уже было на следующий день после выборов. Причем мы написали то, что мы видели. Я вам привел примеры, что более трех миллионов украинских избирателей были выведены из избирательного процесса. Причем выведены намеренно, определенными действиями. Я не собираюсь оценивать в целом действия украинских властных структур. А то решение, которое принял Верховный суд, отменив результаты второго тура голосования, — по–моему, об этом высказались уже все, в том числе и экс–президент Украины Леонид Данилович Кучма — что это не правовое решение, а политическое. Но лучше сказать, чем бывший президент Украины, я вряд ли смогу.
    Агентство “Интерфакс”: — Вопрос к вам, наверное, больше как к исполнительному секретарю СНГ. Выборы в прошлом году — использовались ли политтехнологии, которые были направлены на раскол СНГ?
    — Попробуем поразмышлять вместе. Первый симптом мы с вами увидели — Грузию. Мы все прекрасно все видели, оценивали, все понимаем. События на Украине тоже все видели и понимаем. Не надо даже что–то аргументировать, пояснять. А до этого мы видели все, что происходило в Югославии. Я только хочу обратить внимание на некоторые атрибуты: цвет, маечки в некоторых случаях одни и те же. Вот в Югославии и в Грузии они были одинаковые, только их перекрасили в другой цвет. И мы видим как наблюдатели и представители международных организаций, что, безусловно, у определенных международных организаций есть большая заинтересованность в смене властных элит Содружества. Эта работа проводится, это мы видим.
    Рина Приживойт.
    P.S. Уважаемый Владимир Борисович — опытный политический функционер и отлично владеет таким приемом: задать вопрос и не дать возможности на него ответить. Приходится отвечать через газету.
    Верно, перед переголосованием второго тура Рада свела количество открепительных бюллетеней до 0,8 процента. Это руководителя миссии возмущает. Но наблюдатели от СНГ не обратили никакого внимания на то, что во втором туре, когда было позволено выдавать до 5 процентов открепительных удостоверений, из Донецкой области в сопредельные (наблюдатели ENEMO от Кыргызстана это зафиксировали в Сумской области) направили массу народа с этими удостоверениями, и они на каждом участке голосовали за Януковича. И очень важная деталь: при переголосовании не были использованы полностью даже 0,8 процента открепительных талонов. Так что зря сокрушался Владимир Борисович.
    Теперь о запрете голосовать на дому больным людям, если они не могли самостоятельно дойти до избирательного участка — кроме инвалидов первой группы. Этот запрет утром накануне дня выборов был отменен Верховным судом Украины, и не знать этого г. Рушайло не может. Как только эту информацию ЦИК и территориальные комиссии довели до участковых комиссий, голосование на дому было организовано для всех, кто не мог сам прийти к урнам.
    И, наконец, непонятно, почему г. Рушайло считает “эмоциями и сплетнями, кто чей родственник” — Бермет Акаеву и Айдара Акаева, зарегистрированных кандидатами в депутаты? Может быть, он не знает, что это дети нашего президента? Даже обидно. Папа их старательно пиарит, возит в Давос и в Москву, а их относят к разряду сплетен.
    Касательно надежды г. Иманбаева на то, что после выборов они встретятся с прессой и перед всей страной смогут сказать, что выборы мы провели достойно, по демократическим стандартам. Отчего же не смогут? С момента регистрации кандидатов, когда началась свистопляска с послами, и ЦИК, и президент заверяют мировое сообщество, что в Кыргызстане все делается по закону. То есть и сбор подписей со студентов в пользу Бермет Акаевой, и их незаконная прописка в общежитиях и учебных корпусах КНУ, и подкуп избирателей, и досрочная агитация в пользу провластных кандидатов, и поборы с электората от имени партии “Алга, Кыргызстан!” — все это соответствует демократическим принципам?
    Стало быть, власти наши и после выборов, проведенных с любыми нарушениями, смогут сказать все с точностью до наоборот и не покраснеют.
    Как тут не вспомнить анекдот про деда, который жалуется сексопатологу:
    “Мне 70 лет, а я не могу. А Ваньке 75, и он говорит, что может. Что мне делать?”. Доктор: “Ну и ты говори!”.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9292/


Распечатать: Миссия наблюдателей СНГ — зеркало российской политики? РаспечататьОставить комментарий: Миссия наблюдателей СНГ — зеркало российской политики? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Миссия наблюдателей СНГ — зеркало российской политики? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007