Распечатать: Погиб, спасая других. Выходит, что зря? РаспечататьОставить комментарий: Погиб, спасая других. Выходит, что зря? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Погиб, спасая других. Выходит, что зря? Посмотреть комментарии

5 февраля 2004

ШЕРШЕ ЛЯ ФЕМИДА

Погиб, спасая других. Выходит, что зря?

    “Вы — моя последняя инстанция. Идти мне больше некуда…” — так прямо с порога заявила с красными от слез глазами молодая женщина, пришедшая в редакцию “МСН”. — “Я — жена спасателя Харитонова, о смерти которого вы писали. Из героя государство в лице насквозь продажных чиновников превратило его в преступника. Мы уже давно не надеемся, что правда восторжествует. Хотим лишь одного — люди должны знать, что происходит в стране…”
    Об этой трагедии корреспонденты “Моей столицы” действительно писали в конце октября 2002 года (“Погиб, спасая других”). В дорожной аварии тогда героически погиб водитель столичной “Службы спасения” Виктор Харитонов. Избегая прямого столкновения и спасая жизнь четверым представителям так называемой золотой молодежи, он был вынужден направить тяжелый “Мерседес” чрезвычайщиков в дерево.
    Напомним, события той роковой ночи развивались следующим образом. 20 октября в 2 часа 20 минут на центральный диспетчерский пульт “Службы спасения” поступила информация о дорожно–транспортном происшествии на пересечении проспекта Чуй с улицей Буденного. Сообщалось, что на месте ДТП есть пострадавшие, которым требуется срочная помощь, так как люди заблокированы в поврежденном автомобиле.
    В 2.21 диспетчер “Службы спасения” продублировал эту информацию в “Скорую помощь”. В 2.22 — в ОГАИ Бишкекского УВД, а в 2.23 спасательная группа из пяти человек во главе с инструктором Аильчиновым выехала на место аварии на спецавтомобиле “Мерседес” с включенными спецсигналами.
    По словам возглавлявшего в то время “Службу спасения” Акжола Исаева, в 2.28 инструктор Аильчинов сообщил ему по рации, что автомобиль, на котором спасательная группа следовала на место вызова по улице Советской, попал в ДТП и требуется помощь врачей. Старший группы спасателей также доложил своему командиру, что “Мерседес” столкнулся с джипом “Мицубиси–Паджеро”, который на большой скорости пересекал Советскую по Московской на восток при запрещающем сигнале светофора.
    Избегая тяжких последствий и спасая жизнь людей, сидящих в джипе, водитель “Службы спасения” выкрутил руль вправо — при прямом ударе с тяжелым “Мерседесом” сидящие в джипе неминуемо бы погибли. Управлявший “Мицубиси–Паджеро” парень, в свою очередь, крутанул влево, но столкновения избежать не удалось. После этого “Мерседес” врезался в дерево и опрокинулся набок.
    Виктор Харитонов при ударе выпал из кабины и был придавлен спецгрузовиком. Врачи “скорой” помочь ему уже ничем не смогли. Позже на месте аварии они сообщили Акжолу Исаеву, что все четверо из джипа (три парня и девушка) пьяны.
    Другие спасатели серьезных травм не получили. Что до “золотой” компании из джипа (двое учились в КРСУ, один тогда был курсантом Академии МВД, девушка нигде не работала), то их привезли в ГКБ–4, где двое от госпитализации отказались.
    Начальнику “Службы спасения” тоже пришлось поехать в больницу. Он тогда подозревал, что родственники элитной молодежи, имеющие высокие связи, могут попытаться, что называется, спустить дело на тормозах. По этой причине Акжол Исаев настоял, чтобы при нем был взят анализ крови на алкоголь. Согласно полученному заключению, в крови водителя джипа содержалось 1,6 промилле алкоголя. Поясним, такая концентрация спирта в крови, по мнению специалистов, превышает в пять раз допустимые на Западе, а не у нас нормы и воздействует на организм, вызывая значительную эмоциональную неустойчивость, подчас опасную для окружающих, выражающуюся в неясной речи, шатающейся походке, в нарушениях психики, дезориентации, иногда в резкой сонливости.
    У погибшего Виктора Харитонова, кстати, единственного у матери, остались двое сыновей. Старшему сегодня 12 лет, младшему — 4 года. По факту ДТП было возбуждено уголовное дело. Следствие, казалось бы, в кратчайшие сроки должно было расставить в нем все точки, а соответствующие ведомства произвести необходимые по закону выплаты семье погибшего при исполнении служебных обязанностей спасателя. Но…
    То, что на самом деле пришлось пережить близким родственникам Виктора Харитонова за минувшие с момента трагедии год и три месяца, не приснится даже в самом страшном сне.
    С ними, впрочем, как и со “Службой спасения”, вначале пытались “по–хорошему” договориться. Обещали даже компенсировать нанесенные моральный вред и ущерб. Затем тактика изменилась. От обороны “сильные мира сего” перешли к нападению — началось массированное давление.
    Ведущий дело следователь СО Бишкекского УВД действительно сделал все, что от него зависело. Благополучно закрыл дело в отношении спасателя Харитонова в связи с его смертью, а в отношении сидевшего за рулем джипа Ч. Бекенова — за отсутствием в его действиях состава преступления. Правда, наказание тот все–таки получил, его на несколько месяцев лишили водительских прав.
    Согласно умело проведенному расследованию, виновным оказался водитель–спасатель, так как он мог воспользоваться приоритетом в движении, только убедившись, что ему уступают дорогу. А управлявший джипом паренек совсем, видите ли, не располагал технической возможностью предотвратить столкновение.
    Естественно, в поисках правды жена и мать погибшего спасателя начали биться в двери всех мыслимых и немыслимых инстанций. О предвзятости проведенного расследования пытались докричаться до прокурора столицы О. Кутуева. Получив везде формальные отписки, обращались даже к премьер–министру Н. Танаеву.
    Сообщали премьеру, как в свое время и столичному прокурору, что показания сотрудников “Службы спасения”, непосредственно данные на месте ДТП, в расчет следствием не принимались. Что параметры расстановки и скорости авто предвзято задавались следствием по показаниям водителя джипа и его пассажиров, причем не сразу после ДТП, а спустя месяц и наверняка уже с подсказки “спецов”. К этому времени в деле уже появились и водительское удостоверение, техпаспорт на джип, которых у управлявшего “Мицубиси–Паджеро” Ч. Бекенова в пьяном состоянии в день аварии просто не было!
    Мать погибшего спасателя Харитонова напрямую спрашивала прокурора Бишкека О. Кутуева, почему следователь использовал ту статью УПК КР, которая говорит о прекращении уголовного дела в отношении ВИНОВНОГО умершего. Ведь согласно существующему законодательству, никто не может быть признан виновным иначе, как по решению суда. На каком основании и почему следователь единолично определил виновную сторону?
    Надежда на то, что справедливость все–таки восторжествует, забрезжила у родственников погибшего спасателя только тогда, когда из аппарата правительства в Генпрокуратуру попала одна из бумажек с визой: “Прошу разобраться”! Удивительно, но там на самом деле разобрались. В ноябре 2003 года вдова Харитонова получила уведомление, согласно которому Генпрокуратура отменила решение следователя о прекращении уголовного дела. Организацию дополнительного расследования Генпрокуратура поручила все тому же столичному прокурору.
    На сегодня родственники погибшего спасателя не располагают никакой информацией о ходе нового следственного разбирательства. По их словам, на новые хождения по мукам у них нет уже никаких сил, так как последний, что называется, подлый удар ниже пояса получили опять от государства — на этот раз уже в лице Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций.
    Дело в том, что семье погибшего при исполнении служебных обязанностей Виктора Харитонова в соответствии с 33 статьей Закона “Об охране труда” и 25 статьей Закона “Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей” полагаются соответствующие компенсационные выплаты и единовременное пособие в размере 20 среднегодовых заработных плат.
    В самой “Службе спасения” к этой проблеме отнеслись с пониманием. Создали специальную комиссию во главе с представителем Республиканского комитета профсоюза работников строительства и промстройматериалов для расследования несчастного случая, подготовили расчет и весь пакет документов. В частности, в ходе специального расследования комиссия установила, что водитель джипа в состоянии алкогольного опьянения не пропустил двигавшийся по главной улице на зеленый сигнал светофора с включенными световыми и звуковыми сигналами “Мерседес”. Но в вину спасателю вменили то, что он не был пристегнут во время движения ремнями безопасности. Именно это, по мнению чиновников, и явилось причиной несчастного случая.
    Затем все документы “Служба спасения” передала для рассмотрения и утверждения в Финансово–хозяйственное управление Штаба ГО МЭ и ЧС. Там их держали в течение нескольких месяцев, мурыжа обещаниями вдову Харитонову, и уже в конце января 2004 года напрочь отказали в выплатах. Мотивировка в комментариях не нуждается: на основании заключения следователя, который рассматривал дело, Главное управление ГО при МЭ и ЧС пришло к выводу, что вины нанимателя — “Службы спасения” — в гибели Харитонова нет.
    Господин министр, уважаемый Темирбек Акматалиев! Что происходит в вашем ведомстве? Вы не боитесь растерять всех своих чрезвычайщиков? Они ведь сами были на месте происшествия и достоверно знают, что дело шито белыми нитками. И сегодня никто из них не застрахован от того, что завтра (конечно, не дай Бог!) на месте вдовы, детей и самого Харитонова не окажутся они сами и их близкие. Не задумаются ли спасатели в критическую минуту: чья жизнь будет дороже — собственная или того, кто оказался в опасности?
    Александр Ким, Юрий Груздов.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5909/


Распечатать: Погиб, спасая других. Выходит, что зря? РаспечататьОставить комментарий: Погиб, спасая других. Выходит, что зря? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Погиб, спасая других. Выходит, что зря? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007