Распечатать: По учительские души РаспечататьОставить комментарий: По учительские души Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: По учительские души Посмотреть комментарии

26 февраля 2015

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

По учительские души

    У кыргызстанских учителей вскоре будут требовать справки о психическом здоровье. В Министерстве образования и науки создана специальная комиссия, которая займётся проверкой личных дел педагогов. На такие действия чиновников побудил недавний шокирующий случай с учительницей английского языка, убившей собственных детей.

    В тихоне проснулся зверь

    На прошлой неделе в новостройке “Арча-Бешик” милиционеры нашли во времянке трупы четырехлетней Нурайым и ее трехлетнего братика Чынгыза. Оба малыша погибли насильственной смертью — от многочисленных ножевых ранений. В убийстве созналась их собственная мать — 34-летняя Амира Ибраева, заявившая, что расправиться с детьми ей приказал “некий голос”. Только после трагедии выяснилось, что ранее она уже состояла на учете в Республиканском центре психического здоровья и в последний раз проходила лечение в апреле прошлого года. Кроме того, стало известно, что женщина не поддерживала связь со своими родственниками и соседями. Муж работал таксистом и редко появлялся дома.

    До трагедии Амира работала учителем английского языка в средней школе № 44 и даже была на хорошем счету у коллег. Тихая, спокойная, исполнительная.

    — За те четыре месяца, что она проработала у нас, проявляла себя только с положительной стороны. Никаких нареканий не было. Приходила всегда вовремя. Родители и дети на нее не жаловались, — рассказала СМИ директор учебного заведения Флора Халилова. — Мы не знали о том, что она состояла на учете в Республиканском центре психического здоровья, ведь это конфиденциальная информация, которая не указывается в медицинской карте. Инвалидности по состоянию здоровья у нее не было. Ранее она работала еще в трех школах. В прошлую пятницу педагог нормально провела уроки и ушла домой.

    Также директор учреждения отметила, что при приеме на работу в школу у учителей требуют диплом об окончании вуза, трудовую книжку, копию паспорта и медицинскую книжку, в которой указываются результаты флюорографии и осмотра терапевта.

    Между тем сейчас “тихоня” учительница держит в ужасе сокамерниц в Бишкекском СИЗО-1.

    — Она помещена вместе с женщинами, страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом. Ибраева избивает своих сокамерниц, душит их, вырывает волосы, крушит все в камере. При этом она издает душераздирающие звуки, бегает по камере, пинает двери, периодически нападая на тех, кто рядом, — сообщает адвокат Икрамидин Айткулов со ссылкой на содержащихся в изоляторе подследственных и сотрудников учреждения.

    Отметим, на следующий же день после случившейся трагедии последовала реакция от Министерства образования и науки. В госоргане отметили, что серьезно озабочены, что женщина являлась учительницей.

    — При личной беседе с руководителями всех трех школ, в которых работала Ибраева, мы взяли у них объяснительные. Все ее характеризуют положительно. При приеме на работу мы не имели права требовать справки у учителей, потому что в нормативно-правовой базе это не предусмотрено, — говорит начальник столичного управления образования Сауле Мейрманова. — Сейчас мы готовим проект приказа о проведении проверки всех преподавателей столичных школ. А Минобразования инициирует поправки в закон, обязывающие педагогов предоставлять справки о состоянии здоровья, в том числе психического, при приеме на работу.

    Кадровый голод

    В нашей республике директорам учебных заведений не приходится привередничать при подборе кадров. Одна из острейших проблем сферы образования — дефицит учителей. По данным Нацстаткома, на одного учителя в школе приходится 14 учеников.

    Практически во всех регионах не хватает педагогов. Это тем более удручает, что, по статистике, более 70 процентов выпускников педвузов не идут работать по специальности. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. В основном школы испытывают дефицит учителей иностранных языков, математики, физики, химии и информатики. Между тем люди старшего поколения подошли к пенсионному рубежу, и некоторые из них просто не в состоянии больше дарить свою заботу детям.

    По прогнозам, дефицит будет лишь возрастать: из 70 тысяч учителей 11,2 процента старше 60 лет, а 65 процентов — старше 45. Выпускники педагогических вузов идут работать кем угодно — менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями. В стране насчитывается около 36 тысяч граждан с педагогическим образованием, которые не хотят работать в школе.

    Ниже минимума

    По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в Кыргызстане — низкая зарплата. Многие наставники почувствовали себя обманутыми в результате неправильной реформы в системе образования, в частности после введения почасовой системы оплаты труда, и предпочли оставить педагогику. На сегодня заработная плата учителей в общеобразовательных учреждениях в среднем составляет 5—7 тысяч сомов, а не 15 тысяч, как было обещано ранее. Нынешний уровень зарплат сотрудников образовательных учреждений республики находится ниже прожиточного минимума. В последний раз учителя видели повышение четыре года назад. Впрочем, правительство обещает в сентябре повысить выплаты учителям на 50 процентов.

    По мнению министра образования и науки Эльвиры Сариевой, запланированное повышение должно в обязательном порядке затронуть качество преподавания в школах и механизм мотивации для хорошо работающих учителей.

    — Учитывая низкий уровень заработной платы в школах, мы планируем повысить базовую гарантированную часть заработной платы всем учителям. При этом в обязательном порядке считаем необходимым ввести мотивационную часть и норму измерения качества преподавания. Установление взаимозависимости между качеством работы учителя и заработной платой составляет основу предлагаемой системы, — сказала Сариева.

    Для повышения зарплаты учителей вдвое необходимо 7,5 миллиарда сомов, а если на тысячу сомов, то 200 миллионов сомов. Между тем средств на эти цели не было заложено и в проекте бюджета на 2015 год. И пока в Минобразования разрабатывают порой доходящие до абсурда планы повышения зарплат подчиненным, в самом правительстве повышение зарплат учителям висит под вопросом.

    Работа сердца и нервов

    Сами учителя отмечают, что отношение к ним изменилось — как со стороны детей, так и родителей.

    — Раньше наша профессия была почетной. К учителям относились с уважением, — говорит учительница математики одной из столичных школ с 30-летним стажем. — А ведь мы воспитываем будущее нашей страны. Отношение к преподавателям стало таким же, как к продавцам, официантам, уборщицам.

    Не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессовых. Это “работа сердца и нервов”, как справедливо заметил выдающийся советский педагог-новатор Василий Сухомлинский.

    По норме педагог должен работать от 18 до 36 часов в неделю. Обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю. Отпуск преподавателей составляет от 42 до 56 календарных дней, в то время как обычный срок ежегодного оплачиваемого отпуска — 28 дней. К тому же преподаватели имеют право на длительный отпуск сроком до года с сохранением должности. Но не чаще, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

    Как показывают исследования, 54 процента педагогов имеют нарушения массы тела, 70 процентов — нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: после 10 лет работы более 35 процентов педагогов; после 15 лет стажа — 40 процентов, после 20 лет — более 50 процентов педагогов.

    Современные учителя как профессиональная группа находятся на первом месте по нервно-психическим расстройствам. Ведь им ежедневно по несколько часов приходится иметь дело с детьми и подростками.

    — Педагог находится под гнетом двойного стресса — социального и профессионального, — объясняет психолог. — Отсюда излишняя нервозность, озлобленность, апатия и депрессия. Страдают, конечно, дети, потому что попадают в нервную обстановку. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями. Это язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония. Также к основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся близорукость, ларингит, синдром хронической усталости, остеохондроз.

    Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, наоборот, повышает напряжение и негативно сказывается на здоровье. Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам.

    — После пребывания в напряженных ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть, — продолжает Наумова. — Когда эмоциональная напряженность достигает критического момента, происходит потеря самоконтроля. Если срыв произойдет дома или где-нибудь еще, это полбеды. Если же под горячую руку попадут дети, ставшие невольными свидетелями слабости учителя, это будет крайне тяжело потом поправить.

    Не допустить срыва

    Психологи отмечают, что стрессам в школе подвержены любые учителя — активные и пассивные, спокойные и подвижные, холерики и флегматики, просто срывы проходят по-разному.

    Как же не допустить нервного срыва у учителя?

    — Во-первых, обязательно нужно периодически давать себе эмоциональную разгрузку, — советует психолог Мария Наумова. — Говорить с близкими людьми о накопившихся проблемах, советоваться с коллегами, можно ходить на концерты, на танцы, и просто на прогулку, чтобы отвлечься от груды непроверенных тетрадей. Нельзя долго работать беспрерывно — перемены нужны учителю так же, как и детям. Если есть свободные 10 минут, то лучше посидеть в тишине и выпить чашку чая, а не сломя голову носиться по учительской.

    — Нужно максимально спокойно выяснять конфликты на уроке, но ни в коем случае не пускать все на самотек. Лучше выяснить их мирно, потратив даже 10 минут учебного времени, чем потом пожинать плоды, — продолжает специалист. — С помощью крика, безусловно, можно добиться определенных результатов, но такой подход изматывает психику учителя гораздо быстрее, чем даже психику детей, которые безучастно посмотрят на него в течение 45 минут и пойдут на следующий урок.

    И, наконец, нужно уметь абстрагироваться. Это очень важное умение для человека, который обречен ежедневно находиться в обстановке стресса.

    — Если шумный класс не хочет успокаиваться, лучше на пару минут выйти из класса (под любым предлогом) и просто постоять у окна, — заключает психолог.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/43664/


Распечатать: По учительские души РаспечататьОставить комментарий: По учительские души Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: По учительские души Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007