Распечатать: Спасет ли от пробок дедовский способ? РаспечататьОставить комментарий: Спасет ли от пробок дедовский способ? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Спасет ли от пробок дедовский способ? Посмотреть комментарии

12 декабря 2013

АВТОДРОМ

Спасет ли от пробок дедовский способ?

     Заторы на дорогах давно перестали быть редкостью для Бишкека, и очевидно, что, если не предпринять какие-либо кардинальные меры, ситуация будет только ухудшаться. Тем не менее такие мегаполисы, как Пекин, Лондон, Сингапур, с подобным злом борются достаточно успешно. Попробуем разобраться, насколько эти сценарии применимы к Кыргызстану.

    Пекин. Разделили на четных и нечетных

    Китай стал заложником экономического подъема. Автомобили за последние несколько лет оказались доступны огромному числу людей, но вместе с этим обесценилась и свобода передвижения. Китайские мегаполисы задыхаются от огромных пробок и выхлопных газов. Только в Пекине по улицам ездит около 6 миллионов автомобилей.

    Официально оформить машину можно лишь после того, как освободятся уже зарегистрированные номерные знаки. К примеру, если какой-то автомобиль попал в аварию и не подлежит восстановлению. Или его владелец умер, а передать наследство некому. Правда, есть еще шанс — выиграть номер в ежемесячной лотерее.

    Заехать в Пекин гостю столицы тоже непросто. Сначала нужно получить разрешение властей. Однако и после этого о свободе передвижения речь не идет. В часы пик — с 7.00 до 9.00 и с 17.00 до 19.00 — иногородним ездить по улицам столицы запрещено. За соблюдением запрета следят тысячи камер. Попался раз — штраф 500 юаней, попался еще раз — штраф возрастает.

    Но и это не все. Жителям Пекина, автомобили которых зарегистрированы по всем правилам, ездить на них каждый день запрещено. В столице режим пропуска машин “по номерам” действует не первый год. В понедельник “зеленый свет” дают автомобилями с последними цифрами на номерах 1 и 5, во вторник — 2 и 6, в среду 3 и 7, в четверг 4 и 8, а в пятницу 9 и 0. По выходным дням разрешено ездить всем.

    Лондон. Плати — нет проблем

    Лондон, как и всякий европейский город, строился во времена, когда на улицах были лишь конные экипажи, и с расцветом эпохи автомобилей превратился в большую пробку. По подсчетам местных экспертов, только деловой центр британской столицы из-за пробок ежегодно теряет миллион фунтов стерлингов.

    В 2003 году городские власти решили с этим покончить и объявили центральную часть города площадью 21 квадратный километр зоной платного проезда, решив, что если человек едет в деловую часть столицы, то способен за это заплатить.

    Плата за въезд в размере 5 фунтов взималась со всех автомобилей за исключением машин экстренных служб. Исключение сделали лишь инвалидам и владельцам машин на альтернативном топливе, а жители центральной части города получили скидку в размере 90 процентов.

    Все въезжающие автомобили фиксировались видеокамерами, данные с которых поступали в городской центр организации движения. Оплатить визит в центр необходимо до 22.00. На следующий день выйдет уже намного дороже.

    В результате машин в центре города стало на 40 процентов меньше, а бюджет города ежегодно стал пополняться на 70 миллионов фунтов стерлингов. Но и этого мэрии Лондона показалось мало — в 2007 году платный въезд распространился и на западную часть города. Согласитесь, есть над чем задуматься и чиновникам мэрии Бишкека.

    США. Подвези соседа

    Эта самая автомобилизированная страна в мире вполне успешно справляется с автомобильными заторами. Одним из ноу-хау американцев в этой борьбе стало введение специальных скоростных полос для автомобилей, в салонах которых едет больше одного человека. И это ставит американских водителей перед простым выбором: плестись одному в общем потоке или прокатиться с ветерком в компании коллег или друзей.

    За тем, чтобы на полосы для машин с пассажирами не выезжали водители-одиночки, тщательно следит полиция. И даже “случайный” выезд сюда грозит одинокому водителю солидным штрафом. Кроме того, в США на очень хорошем уровне организовано реверсивное движение.

    Сингапур. Ограничения во всем

    Власти этого города-государства решили проблему пробок в традиционном азиатском стиле — жестком, но эффективном. Продажа автомобилей была взята под полный контроль государства.

    С тех пор сингапурцам, желающим приобрести автомобиль, недостаточно платить только за него. Государство обязало каждого потенциального водителя приобретать десятилетнюю лицензию на вождение автомобиля. И не просто приобретать, а выиграть ее на аукционе, заплатив от 10 до 20 тысяч долларов. Кроме того, была введена заградительная пошлина на ввоз автомобиля в 41 процент от цены машины. Тот, кто попытается обмануть государство, рискует сесть в тюрьму. Но и на этом хлопоты по оформлению автомобиля не заканчиваются. Постановка машины на учет в Сингапуре стоит 140 процентов от ее цены.

    С нарушителями правил дорожного движения в стране борются в режиме онлайн. Каждый автомобиль оснащен специальным устройством, в которое вставляется пластиковая карта с внесенными на нее деньгами. Они нужны для автоматической оплаты проезда по дорогам. Если деньги кончаются или водитель не пополняет счет, ему домой придет “письмо счастья” не только с суммой долга, но еще и со штрафом.

    Бишкек. Назад в будущее?

    Поиск идеального средства для борьбы с автомобильными заторами в Бишкеке растянулся на долгие годы и конца ему пока не видно. У нас в стране между понятиями “принять закон” и “выполнить его” лежит огромная пропасть. Поэтому слепо копировать заграничные сценарии нельзя.

    Кто и как будет проверять и контролировать исполнение нововведений, если сама недавняя идея оснащения столичных автомагистралей камерами видеофиксации благополучно почила в бозе? Ну и, кроме того, это попросту приведет только к росту коррупции. Инспекторы ДПС за определенную мзду будут закрывать глаза на то, что кто-то поехал не в свой день, как в Китае. А таких будет немало.

    Фундаментальной подготовки потребует и лондонская практика применительно к бишкекским пробкам. Кыргызстанца не так просто приучить к платному въезду, который предполагает особые законы. На примере других стран это означает, что госномер автомобиля — это идентификационный номер водителя. Он закреплен с налоговым номером, городской базой и прочим. Везде, где используется платный въезд, есть понятие фискального адреса. По этому адресу обязательно придет квитанция об оплате. Если ее не оплатить, будут серьезные проблемы. У нас большая часть столичного парка легковых автомобилей зарегистрирована в регионах, 80 процентов частных извозчиков — иногородние, которые не регистрируют тачки на себя, а работают на них по двум-трем доверенностям. Заставить их платить — дело пустое. Ведь не зря же правительство отсрочило исполнение уже принятого закона о декларации доходов всеми кыргызстанцами, поскольку технически неготовыми оказались не только налоговики, вообще никто. Конечно, рано или поздно и мы к этому придем, но это вряд ли будет уже завтра.

    Кооперация водителей при поездках на работу и обратно в США в случае разрешения аналогичной у нас — в сегодняшних реалиях и вовсе неприемлема. Предоставление спецполосы для автомобилей, в которых едет несколько человек, действительно могло бы разгрузить дороги в Бишкеке. Но случится это только при условии наличия камер фиксации, которые отловят тех, кто будет ехать по такой полосе в одиночку. Если такого контроля не будет, то понятно, что в эту полосу полезут все.

    А сингапурский вариант у нас и вовсе не пройдет. Сингапур — это авторитарное государство, где законы исполняются жесткой карательной силой государственных органов (такими методами там преодолена и коррупция). У нас нет ни того, ни другого. А принятые соответствующие законы в наших условиях будут извращены, коррумпированы, смазаны. Но, скорее всего, следом за их принятием сразу вообще могут последовать очередной бунт, новая революция.

    Остается только добавить, что, изобретая новое, не стоит торопиться забывать старое. Если говорить о рецептах, ни одна страна из перечисленных, равно как и десятки других, до сих пор не обходится в борьбе с пробками без старого дедовского способа —

    регулирования вручную, особенно в часы пик.

    Наши гаишники под любыми предлогами от этого отлынивают, хотя грамотный профессионал способен так организовать регулируемое движение, что минимизирует пробки. Это, конечно, адская работа, но она абсолютно необходима, если мы хотим как-то воздействовать на ситуацию.

    У гаишников своя правда

    Причинами беспорядков и пробок на дорогах Бишкека являются непродуманная градостроительная и транспортная политика столичного муниципалитета.

    С подобным заявлением не так давно выступило руководство ДПС МВД в ответ на критику со стороны столичной мэрии на недостатки в организации дорожного движения.

    В информационном сообщении Дорожно-патрульной службы МВД подчеркивалось, что вопросы организации дорожного движения на улицах Бишкека входят прежде всего в компетенцию местных органов самоуправления и ДПС ГУВД Бишкека. А недостатки в организации движения связаны не столько с нехваткой личного состава, с его профессионализмом, а в большей мере с непродуманной градостроительной и транспортной политикой, недостаточным количеством оборудованных автостоянок, общим неудовлетворительным состоянием улично-дорожной сети города.

    И гаишники абсолютно правы. Столичные градоначальники, начиная от Данияра Усенова и заканчивая Исой Омуркуловым, много говорили о том, что в первую очередь нужно решить проблему транспортной развязки на западе столицы. Ведь это не только мощный автопоток из крупнейших промгородов Чуйской долины, но и сливающаяся с ним стратегическая транспортная артерия, связывающая север и юг страны. И все это на один проспект Дэн Сяопина!

    Естественно, он “задыхается”. Посмотрите, что творится сегодня на пересечении проспекта Чуй с улицей Фучика. Каждое утро и каждый вечер многочасовые пробки из тысяч машин растягиваются от бульвара Молодой Гвардии до Разнопрома в Кызыл-Аскере. И никому до этого нет дела. Впрочем, с легкой руки последнего градоначальника с помощью японцев там был установлен суперсветофор. Но он не решил проблему, а только усугубил ее.

    Продление через парк имени Фучика Московской — такая же популистская полумера: поток авто все равно сбрасывается на тот же единственный проспект Дэн Сяопина. А между тем выход есть — продление проспекта Жибек Жолу до пригородных Новопавловки и Военно-Антоновки. Заняться этим обещали и Тюлеев, и Омуркулов, но дальше слов дело не пошло. Остается надеяться, что за него возьмется новый градоначальник и доведет его до конца хотя бы в виде своего первого предвыборного обещания.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/40973/


Распечатать: Спасет ли от пробок дедовский способ? РаспечататьОставить комментарий: Спасет ли от пробок дедовский способ? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Спасет ли от пробок дедовский способ? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007