Распечатать: Прерывистая цивилизация РаспечататьОставить комментарий: Прерывистая цивилизация Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Прерывистая цивилизация Посмотреть комментарии

8 апреля 2003

"ДЕМОКРАТИЯ"

Прерывистая цивилизация

    Теперь, когда практически все публикации газеты “Моя столица” рассмотрены в судах, разъяснивших нам, что нельзя трогать печатным словом никого из властей предержащих, а также тех, кто к ним приближен, на вопрос, кто виноват во всем том, что творится в нашей республике, наверное, следует отвечать так: погода, особые климатические условия и никто больше… Тут меня, правда, могут попросить уточнить — а что такое особенное происходит в республике, из-за чего следует критиковать власти или теперь, пардон, погоду?
    
    Все хорошо, прекрасная маркиза
    А и в самом деле, ничего особенного не происходит. Ну останавливаются последние промышленные предприятия, земля стоит неухоженная, люди маются без работы и, следовательно, без средств к существованию. И что из этого? Ведь каждый отдельный человек ищет и находит свой выход: одни грабят, другие обманывают, третьи спиваются. Вовремя и правильно лечиться многим давно не по карману: подсчитают свои возможности — и тихо ждут конца. Так и в этом нет ничего удивительного — ведь все мы смертны. Понятия “стыд” и “совесть” давно покинули общество, которое все ощутимее делится на тех, у кого есть деньги, и на их рабов: одним не стыдно “преуспевать”, другим не стыдно унижаться. Так и это для мира не новость, так живут многие страны. Ах, вы помните о том, что можно жить иначе?! Забудьте. Центром всех помыслов, чаяний и надежд стал, в который уже раз, банальный кусок хлеба. Бедные мечтают о нем буквально, богатые — в переносном смысле, определяя собственный уровень существования дворцами и супернавороченными тачками. Но не всем же жить “не хлебом единым”. И потом еще не известно, есть ли у нас душа или нет, так что, уважаемые сограждане, забудьте о духовном и думайте только о земном. Девушки торгуют своей молодостью, и матери поощряют это, парни — силой, и отцы гордятся ими, дети от попрошайничества постепенно переходят к вымогательству, старики, отдавшие государству не по одному десятку лет, утирают бессильные слезы. И все это называется словом “реформы”, которые нужно почему–то довести до конца. Какого?
    Словом, ничего не происходит. Просто Кыргызстан на наших глазах медленно, но верно уходит из сферы цивилизации, опускаясь по спирали в такие дебри бытия, о которых всего лишь десять лет назад можно было узнать только из книг. Все то, что было достигнуто в XX веке, постепенно сходит на нет. Круг за кругом, год за годом мы опускаемся на мрачное дно, но явно еще не достигли предела падения. Хотя вновь вернулись все те социальные болезни, которые буквально выкашивали население Кыргызстана в начале прошлого века, — туберкулез, желудочно–кишечные заболевания… Теперь, правда, прибавился еще и СПИД, и хотя бы в этом плане мы не отстаем от мировой цивилизации.
    
    Янус, повернись к миру передом, а к нам — чем придется?
    Мы на все согласны. Опускаемся молча, не сопротивляясь. Те, кого не устроили новые условия жизни, давно уехали. Какая–то часть, прихватизировав у разваливающегося на глазах государства энное количество имеющего ценность имущества, а также та часть, что имеет доступ к кредитам, следовательно, к власти, создала себе микромир, в котором сумела сохранить признаки мировой цивилизации и живет в нем, как на островке, не соприкасаясь с нами, аборигенами, и нашими проблемами. Поэтому Кыргызстан представляет собой как бы образ нового двуликого Януса, с одной стороны которого видна бодрая, свежая физиономия “нового кыргыза”, довольного как самим собой, так и обстоятельствами, в которых он пребывает, а с другой стороны которого просматривается бледное, усталое, с погасшими глазами лицо кыргыза обыкновенного, который совершенно не уверен не то чтобы в своем завтрашнем дне, но даже и в дне сегодняшнем. (Тут мне, правда, памятуя один из исков, поданный горячим патриотом от имени кыргызского народа, в число которого ни я, ни лица других национальностей, по его мнению, не входят, надо сделать уточнение: говоря о новом кыргызе и кыргызе обыкновенном я имею в виду в том числе и лиц других национальностей, которые также являются гражданами нашего государства и по Конституции имеют право высказываться и быть выслушанными.)
    Наш двуликий Янус имеет способность вращаться, подпитываясь при этом явно не от Солнца. Но от чего, кто им руководит, если Кыргызстан независим и самостоятелен? Ну как кто? Пресловутая мировая общественность, которая будто бы бдительно следит за тем, чтобы недоразвитые страны развивались вовремя и чтобы в них соблюдались права человека. Но общественность эта, надо полагать, очень наивна и доверчива: скажем, едва на ее глаза нечаянно попадется обыкновенный кыргыз, бледный и несчастный, едва она разволнуется, а тут ей пред ясные очи представляют “нового кыргыза”. Послушает она его сладкие и умные речи — и успокоится. Откуда ей знать, какая пропасть лежит между двумя образами нашего государства? Да и, кроме того, есть еще более конкретные руководители: МВФ, ВБ, а их диктат покруче, чем в былые времена диктат ЦК КПСС.
    Однако справедливости ради заметим, что в массе своей наш народ не осознает своего выпадения из цивилизации. Безмолвно смотрим мы на то, как остатки металлических изделий увозят в Китай. Скоро на нашей земле обыкновенного ржавого гвоздя невозможно будет найти, ведь собственных металлургических заводов у нас отродясь не было — металл, и очень дорогой, шел из России. Следовательно, мы осознанно отказываемся от металла как блага цивилизации, который нам насильно навязали в XX веке в огромных количествах, и тем самым становимся страной совсем другого уровня. Мы безмолвно смотрим на то, как семьями собираются наши граждане и отправляются на сезонные заработки в Казахстан, Россию и еще куда подальше. Там кому–то нужны наши дешевые руки, там строят, сеют, ремонтируют… Нам это не нужно, следовательно, мы оказываемся совсем в другой стране, что была вчера, — нам развиваться ни к чему, мы лучше станем чьими–то рабами?
    Высокие лица разглагольствуют с высоких трибун о чести и достоинстве народа, а по жизни делают все для того, чтобы сама память об этих нравственных понятиях была уничтожена. Вот, скажем, митинги. Едва их собирает оппозиция, как власти тут же начинают кричать о беззаконности этих акций, все делают для того, чтобы оппозиционеры, не дай Бог, не вышли на главную площадь страны. Но если сама власть призывает народ помитинговать, то народу для этого чуть ли не ковры под ноги бросают. В столице прошел митинг против войны в Ираке. Ах, как трогательно!.. Если не принимать во внимание тот подготовительный ажиотаж, который предшествовал этому “событию”: по всей Чуйской долине на предприятиях, которые еще дышат, и в учреждениях, которые еще служат, спешно составлялись списки. А поскольку ТВ заранее оповестило общественность (мировую?) о том, что на митинге будет больше тысячи граждан, то списки пришлось пересматривать — в сторону увеличения. У кого–то “записалось” 50 человек митинговать, а везти пришлось 70. Нашему народу и плакаты приготовили, и установки, что и как говорить, тоже дали. Отбирали “протестантов” чуть ли не по принципу красивости, скажем, зачем митинговать человеку с некоторыми физическими изъянами? Пусть все будет красиво. И было красиво. Отмитинговали, и вот уже ТВ радостно сообщает о том, что Кыргызстан единственный в Центральной Азии выступил против войны, а народу будто бы тысячи. Все довольны, все смеются. При этом наши “правильные” СМИ совершали просто чудеса высшего политического пилотажа: надо было и рыбку съесть и на крючок не попасться, то есть заклеймить войну в принципе, но, не дай Бог обидеть при этом американцев. Наши власти опять проскользнули в едва видимой щели и явно с облегчением вздохнули.
    Могли ли люди собраться сами? Во–первых, зачем? А во–вторых, кто им это позволит? Не дай Бог, начнут с Ирака, а закончат рассуждениями о собственных проблемах… Или чего–нибудь про Америку брякнут не подумавши… Станут кричать, передвигаться, высказываться, и все это — неорганизованно. Ну уж нет. Пусть соберутся достойные из достойных и выскажутся за народ. Что и сделали. И не важно, что достойными ныне считаются те, кого власть держит на крючке под угрозой безработицы. Да и что взять с простых людей? Взгляните на акимов и мэров, которые также готовы пойти на все, лишь бы остаться в своих кабинетах и при своих машинах — они слишком хорошо знают нашу сегодняшнюю жизнь, чтобы перечить начальству. Депутаты в кулуарах всерьез обсуждают проблему, кто попал в список будущего парламента, а кто туда не попадет и почему. Что же это за список? А вот, говорят, список такой уже существует, и хотя выборы в парламент, как всегда, будут “всенародными”, напрасно станут суетиться те, кто не устраивает нынешнюю власть. Она, может быть, и поменяется. Но так ловко, так гибко перестроится на марше, что в Кыргызстане опять ничего особенного не произойдет.
    
    Семь пар чистых, семь пар нечистых
    В свете всего этого хочется успокоить премьер–министра Н. Танаева, который в связи с тем, что в Бишкеке было отключено центральное отопление как раз накануне резкого похолодания, очень встревоженно высказался о том, что нельзя, мол, было этого делать, потому что это может вызвать социальное недовольство… Да что вы, Николай Тимофеевич, не тревожьтесь понапрасну, ничего такого не произойдет, вверенный вам народ вы явно путаете с каким–то другим. Мы готовы еще и не к таким социальным экспериментам. Тем более кто сегодня в основном живет в столице Кыргызстана? Внутренние мигранты. А вы знаете, кто это такие? Это люди, которые в массе своей давно отвыкли от тепла зимой, света ночью и горячей воды летом. И ничего, смирились. Теперь в Бишкеке они просто в очередной раз попытались поймать цивилизацию за хвост, но она опять ускользнула, явно, подлая, наметилась в другие края перебраться.
    Сегодня наше государство делится не по классовому или еще какому принципу, а по библейской системе про семь пар чистых и семь пар нечистых. У кого–то сауны, у кого–то тазики, и ничего с этим не поделаешь. Жители города Кара–Балта, если эту местность еще можно называть городом, проходят эту науку уже лет пять, если не больше. Шесть месяцев в году они пользуются такими благами цивилизации, как отопление и горячая вода, а шесть месяцев забывают о них напрочь. Общеизвестно, что город — это то, сердцевиной чего являются мощные промышленные предприятия. Кара–Балта и возникла некогда именно на таком стержне. Теперь промышленных предприятий в ней нет. Те их остатки, в том числе и две ТЭЦ, работают так, как считают нужным их новые владельцы, а им деньги, к сожалению, тоже не даром достаются, чтоб они их выпускали в канализацию. Поэтому всю первую половину марта, накануне отключения последнего блага цивилизации, город мылся просто с остервенением. Сейчас с этим делом возникла заминка. Следующая массовая помывка намечается на жаркие летние месяцы, когда зажурчат арыки и хотя бы немного согреется в них вода.
    Великий советский поэт Владимир Маяковский в свое время, считают критики, перестал быть поэтом после знаменитого своего стихотворения про то, что советская власть — это еще и ванны для рабочих: “Удобнее, чем земля обетованная… Это — ванная”, “Брюки на крюк… блузу на гвоздик… мыло в руку и… бултых!”. Мировая поэзия содрогнулась от столь явно прикладного использования стихов для прославления власти. Эмигранты за границей бурчали: где это он видел рабочих, бултыхающихся в ваннах, если масса их живет в коммуналках и моется из тазиков?! Современники писали: “Тема Маяковского, продиктованная пропагандной необходимостью, лжива”.
    Тем не менее он оказался провидцем, и спустя десятилетия после этого стиха легко было, взяв мыло в руку, бултыхнуться в ванну, но постепенно мы вернемся к тому, с чего начинали. Поэтому я с нетерпением жду появления нового поэта, который воспоет нашу помывку в арыках: “Мыло в руку и… бултых!”. Кто–то в нашем государстве не имеет возможности мыться в ванне год, кто–то полгода, кто–то месяц, но процесс, как говорится, пошел.
    Цивилизация в наших краях явно пульсирует, прерывается, зато теперь мы, как некогда наши предки, стали ближе к природе: если на улице тепло, то и нам комфортно, если холодно, то чем мы лучше иных прочих зверушек? Закутались во все, что под руку попадется, и ждем тепла. Так что во всем, что происходит в Кыргызстане, меньше всего виноваты политики и уж тем более — власти. Природа и погода — вот наши главные союзники или оппоненты, вот от кого зависят наша жизнь и наше благополучие… К слову сказать, у какого–то народа бытует мнение, что чем меньше моешься, тем больше у тебя остается здоровья, видимо, на него мы и опираемся, ничуть не ропща против резкого снижения уровня жизни. И напрасно. Повторю, наши власти беспокоятся на тот счет, что голодный и грязный народ может взорваться. Этого не будет. Другое дело, если благ цивилизации лишат элиту. О, это действительно чревато последствиями: нежная и привыкшая к комфорту, она столь резкого снижения собственного уровня жизни властям явно не простит. Вот поэтому и нужно продолжать ее ублажать и нежить. Ибо ей есть что терять.
    
    “Я раньше вас почти не читал…”
    “… А нынче вышло из моды”. Вот такие строки приходят на ум, когда сегодня сплошь и рядом слышишь гордое: “ Я книг не читаю”. И вспоминаешь вчерашнее: “Книги — это главное мое богатство”. Что за метаморфоза произошла с народом?! Куда делся самый читающий в мире народ?! А нет его. Словно и не было. Другие времена, другие ценности. И хотя в обществе нашем торчат, словно руины, остатки духовности, они уже ничего не значат. Да и что нам за дело до духовных руин, когда сплошь и рядом территорию республики покрывают руины материальные? На проспекте Эркиндик две классные гостиницы давно превратились в руины, и кого это волнует? Всюду по республике стоят остовы недостроенных жилых и заводских помещений, разграблены и сожжены многочисленные дачные участки. И это тоже никого не волнует. Скоро во всех так называемых городах придут в негодность коммуникации, которые уже невозможно чинить и латать, но что за беда? Такое впечатление, что по земле нашей прошла неведомая вражеская сила, которая искорежила не только созданное нашими предшественниками, но и влезла в наши души, с корнем вырвав из них наследие мировой цивилизации — духовность. Такое впечатление: не уезжая никуда, вдруг оказался совсем в другой стране.
    Людмила Жолмухамедова.
    
    P.S. Ученые мира ломают голову над тем, что произошло с цивилизацией майя, например, и почему она однажды вдруг покинула свои города и перестала существовать… Не знаю, что там произошло с майя, но что–то явно происходит в наших краях, и мне думается, что ученым уже сегодня следует заняться нами, чтоб потом не ломать голову над тем, куда и почему однажды ушла цивилизация из Кыргызстана: ее хвост еще скользит в наших слабеющих руках, еще доступен, еще просматривается…

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/4061/


Распечатать: Прерывистая цивилизация РаспечататьОставить комментарий: Прерывистая цивилизация Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Прерывистая цивилизация Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007